Ю.К. Шафраник. «Земля потомков Ермака» (журнал «Партнер» №3(20), июль 2008 г.)
Люди старшего поколения, видимо, помнят популярный некогда фильм, в котором звучала песня с такими словами: Сибирь, Сибирь – Благословенный русский край, Земля потомков Ермака…
Эта земля всегда славилась упорными, самоотверженными людьми. Ее недра под стать неутомимым сибирским труженикам: они хранят несметные богатства. Неслучайно говорится, что в этом благословенном крае представлена практически вся таблица Менделеева.
Вот почему можно с полным правом утверждать, что эффективное использование минерально-сырьевого потенциала восточных регионов – Сибири и Дальнего Востока – может не только обеспечить опережающие (по сравнению со среднемировыми показателями) темпы развития российской экономики, рост благосостояния граждан, но и сохранить значительную часть сырьевых ресурсов для нужд будущих поколений.
Разумеется, это не произойдет, так сказать, по мановению волшебной палочки. Для реализации имеющихся благоприятных возможностей необходима не волшебная палочка, а продуманная государственная политика в минерально-сырьевом комплексе, нацеленная не только и не столько на рост объемов производства, сколько на достижение высоких показателей эффективности освоения ресурсов.
Глубокий кризис, охвативший экономику в конце 1980-х – начале 1990-х годов, не обошел стороной и минерально-сырьевой комплекс. В те годы в России резко сократились объемы добычи полезных ископаемых, а по некоторым видам, например, по нефти, меди, алюминиевому сырью и ряду других, спад производства приобрел обвальный характер. Но что еще более драматично, произошел фактический развал геологоразведочной отрасли, последствия которого сказываются до нынешних дней.
Слава Богу, эти черные дни постепенно уходят в прошлое. В начале этого столетия в динамике добычи практически всех видов минерального сырья и топлива наметились устойчивые позитивные тенденции. По объемам производства минерально-сырьевой комплекс если и не превзошел докризисный уровень, то, по крайней мере, вплотную приблизился к нему. В производственной сфере главной проблемой остается восполнение разведанных запасов. Несмотря на то, что в развитии геологической отрасли тоже налицо общие положительные сдвиги, темпы подготовки запасов все еще отстают от динамики добычи.
И все же, если оценивать ситуацию в целом, можно сказать, что к настоящему времени задача восстановления минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регионов в основном решена. Перспективы дальнейшего развития сибирского края связаны с осуществлением десятков масштабных инвестиционных проектов по освоению ресурсов практически всех видов полезных ископаемых. Говоря об этих перспективах, можно выделить два четких типа задач: развитие производств, связанных с добычей и последующей переработкой минерального сырья, и воспроизводство сырьевой базы добывающих производств, разведка запасов полезных ископаемых.
По ресурсно-сырьевому потенциалу Россия – одна из богатейших стран мира. Здесь разведано примерно 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, в которых сосредоточено свыше 10 процентов мировых разведанных запасов нефти, более 30 процентов – газа, 11 процентов – угля, 26 процентов – железных руд, значительная доля цветных, благородных, редких металлов и алмазов.
Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером минерального сырья. Стоимость продукции минерально-сырьевого комплекса составляет порядка 200 млрд долларов, а использование недр ежегодно приносит государству 1,5 трлн рублей доходов в бюджеты всех уровней. За счет освоения сырьевого потенциала формируется почти 10 процентов ВВП страны, 50 процентов доходной части федерального бюджета и более 70 процентов валютных поступлений от экспорта. Вследствие благоприятной рыночной конъюнктуры рентабельность активов и продаж произведенной продукции в минерально-сырьевом комплексе примерно в 2,5 раза выше, чем в среднем в экономике России.
Масштабность предстоящего развития минерально-сырьевого комплекса не может не впечатлять. Но цифры объемов добычи и разведки запасов, предполагаемого инвестирования средств сами по себе не дают ответа на вопрос: а зачем все это нужно? Намечая перспективы роста объемов производства, необходимо задуматься о фундаментальных целях и задачах развития с учетом всего спектра новых условий экономического, социального и политического характера.
Для дальнейшего устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регионов необходимо включить новые рычаги, отвечающие новым масштабным целям и задачам. Реалии нашего времени таковы, что в развитии минерально-сырьевого комплекса задачи узко экономического свойства, связанные с обеспечением роста поставок сырья и топлива на внутренний рынок и на экспорт, отходят на второй план, уступая место более масштабным задачам.
Дело в том, что экономический кризис, который обрушился на Россию, привел к значительному ослаблению, а порой к полному разрыву прежних межрегиональных хозяйственных связей. В наибольшей степени от этого пострадали именно восточные регионы страны, многие из которых оказались почти в буквальном смысле слова отрезанными от центра, от европейской части России. Спад в экономике восточных регионов во многих случаях был более глубоким, чем в среднем по стране. Начались крайне негативные социальные процессы, связанные с оттоком населения и сокращением общей численности трудовых ресурсов.
«Миграционный исход», принявший массовый характер, ведет к ухудшению структуры населения, поскольку в основном уезжают молодые, активные, наиболее образованные люди, то есть те, кто востребован в других регионах. Вряд ли стоит говорить о том, что это лишает Сибирь и Дальний Восток значительной части трудовых ресурсов. Между тем хорошо известно, что рост различий между регионами в уровне социально-экономического развития чреват многими негативными последствиями, в частности, дальнейшим ростом социальной напряженности. А все вместе взятое следует рассматривать как прямую угрозу территориальной целостности и экономическому суверенитету страны.
Другой не менее важный аспект современного развития связан с обеспечением геополитических интересов России в процессе глобализации. Кто бы и что бы ни говорил о превращении России в сырьевой придаток экономически развитых государств мира, непреложным фактом остается то, что сегодня ни одна страна не может обойтись без сырья и топлива. Россия же располагает минерально-сырьевым потенциалом, по своему размеру значительно превосходящим ее собственные потребности. И было бы крайне недальновидным не использовать имеющиеся возможности для развития международных экономических связей и укрепления позиций страны на мировой арене.
Сейчас уже можно смело констатировать, что Россия вновь стоит перед необходимостью повернуться лицом к Востоку. В решении задач по налаживанию и расширению взаимовыгодных экономических отношений с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона видится новая база для повышения динамичности собственного экономического и общественного развития. Наши зарубежные партнеры зачастую примитивно и однозначно понимают интеграцию с Западом, рассматривая Россию просто как источник поставок сырья и энергоресурсов. Восточный вектор экономической политики может не только послужить ускорению темпов освоения минерально-сырьевой базы, но и способствовать формированию нового места нашей страны в системе мирохозяйственных связей.
Естественно, «восточную политику» ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве альтернативы решению задач по расширению экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса в «западном направлении». Нужно использовать все имеющиеся возможности, а не пытаться разрешить надуманные дилеммы «или-или».
Точно так же в экономике восточных регионов страны нельзя противопоставлять минерально-сырьевой комплекс несырьевым отраслям, а нужно прилагать всемерные усилия для развития всех составляющих регионального хозяйства. При этом не следует забывать, что в развитии минерально-сырьевого комплекса у России, по сути дела, просто нет иной альтернативы, как использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока: уж так распорядилась сама матушка-природа, подарив восточным регионам богатства, которыми она обделила другие части нашей страны. Но осваивать эти богатства нужно не по принципу «взял и ушел», а таким образом, чтобы создать основу для долговременного социально-экономического развития территорий и расширения всего круга межрегиональных связей.
Есть ли на этом пути проблемы? Есть, и главная из них состоит в том, что государству в лице федеральных органов власти и управления пока не удалось сформулировать внятные позиции ни по отношению к минерально-сырьевому комплексу, ни в вопросах региональной политики. Это обстоятельство значительно повышает риски инвестиций в крупные капиталоемкие проекты по освоению ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока, особенно в малообжитых и необустроенных районах, удаленных от сложившихся промышленных центров.
Да, можно считать, что «правила игры» стали более понятными и прозрачными. Но в то же время они стали и более консервативными. В чем это выражается?
- В России сейчас действует унифицированная и весьма прозрачная система налогообложения, но она имеет выраженный фискальный характер и не предоставляет почти никаких стимулов для инновационной деятельности (особенно это касается инвестиций в крупные капиталоемкие проекты).
- Государство усилило прямое участие в ключевых отраслях экономики через подконтрольные компании («Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и другие), тем самым как бы высказывая свое недоверие частному бизнесу, для которого оказались фактически закрытыми обширные сферы деятельности, например, магистральный трубопроводный транспорт.
- Воздвигнуты барьеры для участия иностранного капитала при освоении ресурсных объектов, получивших статус стратегических, и, в частности, при освоении месторождений нефти и газа на морском шельфе, которые перешли под полный государственный контроль.
- В минерально-сырьевом комплексе доминирующее положение заняли крупные компании (в том числе полугосударственные), а доля независимых малых и средних производителей с каждым годом неуклонно снижается, что ведет к усилению монопольных тенденций и подавлению конкуренции. Государство же никоим образом не контролирует процесс слияний и поглощений, более того, расширение полугосударственных хозяйственных структур происходит в основном за счет покупки активов и поглощения все тех же независимых компаний.
Общая инвестиционная емкость наиболее крупных и значимых проектов (с учетом проектов по переработке сырья, в энергетической и лесной отраслях и в инфраструктурной сфере), находящихся на той или иной стадии подготовки и реализации, на период до 2020 года составляет 200–230 млрд долларов. И это только по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам. Если же учесть нефтегазовые проекты севера Западной Сибири (включая Ямальский), то предполагаемая сумма инвестиций возрастет еще на 100–125 млрд долларов.
Таким образом, инвестиционная емкость проектов, непосредственно связанных с развитием минерально-сырьевого комплекса в регионах к востоку от Урала, оценивается примерно в 250–300 млрд долларов, что как минимум в 2,5 раза превышает современную стоимость основных производственных активов отрасли.
Среди регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов наибольшее число проектов предполагается реализовать в Красноярском крае (16), Иркутской области (13) и Якутии (12), а лидером по объему планируемых инвестиций является Сахалинская область (67 млрд долларов), что связано с осуществлением нескольких проектов по освоению нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского моря. В отраслевом разрезе наибольшая часть инвестиций приходится на нефте- и газодобычу – 120–140 млрд долларов (более 80 процентов), а с учетом западносибирских проектов это составит величину в 220–265 млрд долларов, или более 90 процентов от всех инвестиций в минерально-сырьевой комплекс восточных регионов страны.
Все это на практике создает целую систему антистимулов для осуществления инвестиций в развитие минерально-сырьевого комплекса и освоение новых территорий на востоке страны. По сути же это означает, что государство просто не знает, в каком направлении нужно двигаться в проведении экономических реформ и как выстраивать взаимоотношения с частным бизнесом. Получилось так, что мы выбрали для себя путь наименьшего сопротивления, действуя по старому «доброму» принципу: «держать и не пущать».
Как следствие, благие намерения по широкомасштабному освоению ресурсного потенциала восточных регионов страны приобретают сугубо декларативный характер, а в реальной действительности все сводится к считанному числу крупных инвестиционных проектов, связанных в основном с внешнеполитическими интересами (например, строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и освоение нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Якутии).
Таким образом, есть прямой смысл поговорить об одной из главных угроз для эффективного освоения ресурсного потенциала и для достижения целей социально-экономического характера. Речь идет о монополизации минерально-сырьевого комплекса.
По большинству видов полезных ископаемых (включая стратегические природный газ, никель, алмазы, металлы платиновой группы и проч.) на долю одной компании приходится свыше 35 процентов объемов производства, что превышает критический порог даже по действующему и далеко не идеальному антимонопольному законодательству, в котором вообще никак не трактуются ситуации коллективного или регионального монополизма. Если же учесть другие формы проявления монополизма, то к числу монопольных видов деятельности в минерально-сырьевом комплексе можно отнести освоение едва ли не всех видов полезных ископаемых.
Монополизм в минерально-сырьевом комплексе создает серьезные преграды для повышения эффективности производства, снижения издержек, внедрения новых технологий и организационных решений. Какие стимулы для инноваций могут быть у крупной компании-монополиста, если у нее нет реальных конкурентов в борьбе за источники сырья, если она может диктовать цены на рынке? Ответ может быть одним – никаких.
Даже конкуренция на мировых рынках не может побудить наши крупные компании к инновационному развитию и сокращению издержек. А зачем беспокоиться, если в условиях благоприятной конъюнктуры компании (даже при нынешнем технологическом уровне) получают вполне приемлемую прибыль. Словом, монополизм явно и однозначно ведет к неэффективному использованию имеющегося сырьевого потенциала.
Доминирующее положение крупных компаний и подавление малого и среднего бизнеса находится в явном противоречии с национальными экономическими интересами и перспективами развития отдельных регионов, которые нередко попадают в полную зависимость от одной компании-недропользователя.
Сложившаяся ситуация в большей степени характерна для колониального типа освоения сырьевых территорий, что ставит под сомнение возможность решения фундаментальных задач по развитию восточных регионов, понимаемых в контексте сохранения российской государственности и экономического суверенитета страны.
В сложившихся условиях необходимы новые подходы к освоению минерально-сырьевых ресурсов на востоке страны, основанные на инновациях в широком смысле слова, то есть, не только производственно-технологических, но и организационно-экономических.
Масштабность и сложность задач по освоению минерально-сырьевого потенциала восточных регионов страны, необходимость привлечения многомиллиардных инвестиций делают сотрудничество между государством и частным бизнесом в решении поставленных задач просто неизбежным, ибо ни одна из сторон не в состоянии самостоятельно добиться своих целей.
При этом следует исходить из того, что в условиях становления рыночной экономики акцент на государственных инвестициях нельзя признать правильным. Роль государства в инвестиционном процессе состоит в координации совместных действий, снижении рисков и подаче позитивных «сигналов» для частного бизнеса, который должен взять на себя основную нагрузку по финансированию инвестиций в коммерчески ориентированные проекты.
На практике в формировании партнерских отношений между государством и бизнесом при освоении минерально-сырьевых ресурсов восточных регионов страны принципиально важное значение имеют: сфера распределения ответственности и рисков (за что-то должно отвечать государство, а за другое – частный бизнес); отбор проектов (определение критериев такового отбора) для реализации их совместными усилиями; координация проектов, осуществляемых разными компаниями (операторами и инвесторами); выбор взаимоприемлемых форм партнерства с учетом условий конкретных проектов и возможностей, предоставленных действующим законодательством (в особенности касающегося участия в проектах иностранных инвесторов).
Ни один из поставленных вопросов к настоящему времени еще не получил должного ответа хотя бы по той причине, что пока еще нет примеров успешного осуществления крупных инвестиционных проектов, связанных с недропользованием, в форме государственно-частного партнерства. Поэтому сегодня реально можно говорить лишь о некоторых общих подходах.
Вопрос выбора взаимоприемлемых форм партнерства между государством и бизнесом можно считать наиболее противоречивым и в то же время наиболее принципиальным с позиций привлечения инвестиций.
Общепринято, что партнерство должно строиться на основе разумного баланса интересов государства и частного бизнеса, справедливого, по мнению обеих сторон, распределения рисков и доходов. И если такой баланс существует, то государство и бизнес получают выгоды, недостижимые при попытке самостоятельного инвестирования. Но в российских условиях найти форму, а точнее говоря, реализовать какую-либо из апробированных форм партнерства, обеспечивающих необходимый баланс интересов, не так-то просто.
Проблема заключается, во-первых, в излишней политизированности подходов государства к решению экономических вопросов, в том числе вопроса взаимоотношений с частным бизнесом, а во-вторых, в слабой подготовленности институциональной среды к практической реализации государственно-частного партнерства.
Тем не менее уже сейчас можно утверждать, что нет у нас непреодолимых препятствий для перевода вопроса о партнерстве из области пожеланий и теоретических рассуждений в практическое русло.
Подводя итог сказанному, еще раз следует отметить, что дальнейшее развитие минерально-сырьевого комплекса на востоке страны представляет собой масштабную и сложную задачу. Решение ее, как показывает лучший мировой опыт, может быть эффективным только на основе комплексного подхода. Всестороннее изучение наиболее значимых проектов, согласование их между собой, создание благоприятных условий и привлечение заинтересованных сторон для их реализации, объединение усилий ведомств и многое другое требуют гигантской организаторской работы.
Это еще раз заставляет сказать о необходимости создания государственного органа во главе с руководителем в ранге заместителя председателя правительства.
Общий объем необходимого финансирования геологоразведочных работ на период до 2020 года, по самым скромным оценкам, должен составить около 60 млрд долларов, в том числе за счет федерального бюджета – 6,5 млрд. Для достижения равновесия между добычей и приростом запасов полезных ископаемых всего необходимо будет затратить примерно 85 млрд долларов, в том числе за счет бюджетных источников – более 9 млрд.
Учитывая территориальные приоритеты в развитии геологоразведочных работ, величину затрат на подготовку сырьевой базы добывающих отраслей в восточных регионах страны можно оценить в 40–60 млрд долларов, из которых до 6 ̶ 7 млрд должно быть профинансировано за счет федерального бюджета.
Размер Инвестиционного фонда РФ на 2006–2009 годы определен в объеме 377,8 млрд рублей, или 94,5 млрд рублей в среднегодовом исчислении (менее 3,5 млрд долларов), что несопоставимо мало по сравнению с теми объемами инвестиций (19–23 млрд долларов в среднем за год на период до 2020 года), которые необходимы для реализации проектов по развитию минерально-сырьевого комплекса на востоке страны.
Ю.К. Шафраник, «Партнер» №3(20), июль 2008 г.