Ю.К. Шафраник: «Лицом к Востоку: приоритеты, ключевые проекты взаимная ответственность государства и бизнеса». Часть 1 (препринт научного доклада, «Вектор Бук», Тюмень, 2008 г.)
1. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Все мы хорошо знаем, что по своему ресурсно-сырьевому потенциалу Российская Федерация является одной из богатейших стран мира. В России открыто и разведано примерно 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, в которых сосредоточено свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, более 30% ̶ газа, 11% ̶ угля, 26% ̶ железных руд, значительная доля цветных, благородных, редких металлов и алмазов. По объему разведанных запасов большинства стратегических видов полезных ископаемых Россия занимает первое-третье место в мире. Сырьевой потенциал, которым располагает наша страна, не есть «мертвое» богатство ̶ из общего числа разведанных месторождений полезных ископаемых более трети введено в промышленное освоение, а минерально-сырьевой комплекс, созданный трудом нескольких поколений россиян, представляет собой один из ключевых отраслевых комплексов в отечественной экономике (табл. 1).
Таблица 1
Минерально-сырьевой комплекс в экономике России в 2005 г.
Показатель
Добыча полезных ископаемых
В % к итогу по России
Номинальный объем ВВП, млрд руб.
2070
9,6
Основные производственные фонды на начало года, млрд руб.
2618
29,3
Инвестиции в основной капитал, млрд руб.
474
13,4
Иностранные инвестиции в текущем году, млрд долл.
6
11,2
Иностранные инвестиции накопленные, млрд долл.
22
19,4
Экспорт в страны дальнего зарубежья, млрд долл.
140
67,2
Численность занятых, тыс. чел.
1071
1,6
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата1-го работника, руб.
19954
233
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб.
804
26,8
Рентабельность реализованной продукции, %
38,0
14,6
Рентабельность активов, %
20,6
8,4
На сегодняшний день Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером минерального сырья. Стоимость продукции минерально-сырьевого комплекса составляет порядка 200 млрд. долл., а использование недр ежегодно приносит государству 1,5 трлн. рублей доходов в бюджеты всех уровней. За счет освоения сырьевого потенциала формируется почти 10% ВВП страны, 50% доходной части федерального бюджета и более 70% валютных поступлений от экспорта. Вследствие благоприятной рыночной конъюнктуры рентабельность активов и продаж произведенной продукции в минерально-сырьевом комплексе примерно в 2,5 выше, чем в среднем по экономике России.
Развитие отечественного минерально-сырьевого комплекса характеризуется значительной пространственной неравномерностью. Основная часть ресурсов и запасов полезных ископаемых сосредоточена в восточных регионах страны в Сибири и на Дальнем Востоке. Практически по всем стратегическим видам минерального сырья и топлива суммарная доля этих регионов в структуре российских запасов составляет от 50 до 90% и более.
В силу этого восточные регионы России являются главными поставщиками нефти, природного газа, угля, редких и цветных металлов, золота, серебра, алмазов. Созданные в Сибири и на Дальнем Востоке топливно-энергетические и горно-металлургические промышленные комплексы вносят существенный вклад в обеспечение экономического роста страны, в формирование положительного сальдо торгового баланса, в наполнение бюджетов всех уровней, а также стабилизационного и инвестиционного фондов.
Эффективное использование минерально-сырьевого потенциала восточных регионов может не только обеспечить опережающие (по сравнению со среднемировыми показателями) темпы развития российской экономики, рост благосостояния граждан, но и сохранить значительную часть сырьевых ресурсов для нужд будущих поколений. Но все это не произойдет само по себе ̶ для реализации имеющихся благоприятных возможностей необходима продуманная государственная политика в минерально-сырьевом комплексе, нацеленная не только и не столько на рост объемов производства, сколько на достижение высоких показателен эффективности освоения ресурсов.
2. ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Глубокий кризис, охвативший российскую экономику в конце 1980-х ̶ начале 1990-х годов, не обошел стороной и минерально-сырьевой комплекс. В эти годы в России резко сократились объемы добычи полезных ископаемых, а по некоторым видам, например, по нефти, меди, алюминиевому сырью и ряду других,спад производства носил обвальный характер. Но что еще более драматично, произошел фактический развал геологоразведочной отрасли, последствия которого сказываются вплоть до настоящего времени.
Реформы в сфере недропользования, проведенные в 1992 — 1998 годах, реорганизация предприятий и отраслей минерально-сырьевого комплекса с учетом требований рыночной экономики позволили стабилизировать ситуацию и создали необходимые условия для выхода из кризиса и дальнейшего роста производства. Этому также в немалой степени способствовало улучшение общеэкономической ситуаций в стране и благоприятная конъюнктура мировых рынков.
Благодаря действию названных факторов в начале нынешнего столетия в динамике добычи практически всех видов минерального сырья и топлива наметились устойчивые позитивные тенденции. По объемам производства минерально-сырьевой комплекс если и не превзошел, то, по крайней мере, вплотную приблизился к докризисному уровню. В производственной сфере главной проблемой сегодняшнего дня остается проблема подготовки и восполнения разведанных запасов. Несмотря на то, что в развитии геологической отрасли тоже налицо общие положительные сдвиги, темпы подготовки запасов все еще отстают от динамики добычи.
Тем не менее, если оценивать ситуацию в целом, можно сказать, что к настоящему времени задача восстановления минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регионов в основном решена. Перспективы дальнейшего развития связаны с осуществлением десятков масштабных инвестиционных проектов по освоению ресурсов практически всех видов полезных ископаемых (табл. 2).
Таблица 2
Инвестиции в основные промышленные проекты по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам на период до 2020 г., млрд долл.
Отрасли
СФО
ДВФО
Всего по восточным регионам
Инвестиции
Проекты
Нефтегазовая промышленность
47,6 ̶ 51,1
74,0 ̶ 89,3
121,6 ̶ 140,4
15
Угольная промышленность
2,4 ̶ 4,4
2,6 ̶ 4,4
4,9 ̶ 8,7
10
Тепловая энергетика
6,4 ̶ 8,2
12,4 ̶ 13,1
18,8 ̶ 21,3
17
Гидроэнергетика
14,6
10,8
25,4
8
Черная металлургия
1,0
3,3
4,3
5
Цветная металлургия
9,6 ̶ 11,0
4,8 ̶ 5,5
14,3 ̶ 16,5
22
Лесной комплекс
4,5 ̶ 4,6
1,5
6,5 ̶ 6,6
10
Транспортная инфраструктура
2,4
4,2
6,7
14
Итого
88,5 ̶
97,3
113,6 ̶
132,1
202,6 ̶
229,9
101
Общая инвестиционная емкость наиболее крупных и значимых проектов (с учетом комплекcирующих проектов по переработке сырья, в энергетическойи лесной отраслях и в инфраструктурной сфере), находящихся на той или иной стадии подготовки и реализации, на период до 2020 г. составляет 200 ̶ 230 млрд долл. И это только по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам. Если же учесть нефтегазовые проекты севера Западной Сибири (включая Ямальский), то предполагаемая сумма инвестиций возрастет еще на 100 — 125 млрд долл. Таким образом, инвестиционная емкость проектов, непосредственно связанных с развитием минерально-сырьевого комплекса в регионах к востоку от Урала, оценивается примерно в 250 ̶ 300 млрд долл., что как минимум в 2,5 раза превышает современную стоимость основных производственных активов отрасли.
Среди регионов Сибирского и Дальневосточного ФО наибольшее число проектов предполагается реализовать в Красноярском крае (16), Иркутской области (13) и Якутии (12), а лидером по объему планируемых инвестиций является Сахалинская область (67 млрд долл.), что связано с осуществлением нескольких проектов по освоению нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского моря (рис. 2). В отраслевом разрезе наибольшая часть инвестиций приходится на нефте- и газодобычу ̶ 120 ̶ 140 млрд долл. (более 80%), а сучетом западносибирских проектов это составит величину в 220 ̶ 265 млрд долл., или более 90% от всех инвестиций в минерально-сырьевой комплекс восточных регионов страны.
Говоря о перспективах развития минерально-сырьевого комплекса, следует четко разделять два типа задач:
1) по развитию производств, связанных с добычей и последующей переработкой минерального сырья;
2) по воспроизводству сырьевой базы добывающих производств, поиску и разведке запасов полезных ископаемых.
Осуществляемые и готовящиеся к реализации инвестиционные проекты в основном связаны с вовлечением в хозяйственный оборот уже открытых запасов минерального сырья и топлива. Между тем по большинству видов полезных ископаемых в настоящее время происходит сокращение разведанных запасов, подготовка которых отстает от роста добычи. Именно по этой причине одной из важнейших задач в минерально-сырьевом комплексе, требующих безотлагательного решения, является ускоренное развитие геологоразведочных работ.
Поскольку геологоразведка в нашей стране в значительной степени финансируется за счет бюджетных средств, необходимо определить государственные приоритеты и по видам полезных ископаемых, и по территориям выполнения работ. Современная политика Министерства природных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию исходит из того, что приоритеты в геологоразведке должны определяться с учетом вклада тех или иных видов полезных ископаемых в экономику страны, обеспеченности добычи запасами и ресурсами, а также прогнозируемых уровней потребления минерального сырья в будущем. Исходя из этих требований, в качестве приоритетных выделяются две группы полезных ископаемых:
- во-первых, те виды минерального сырья и топлива, которые обеспечивают основной объем валютных поступлений и наполнение бюджета (прежде всего нефть и газ);
- во-вторых, импортируемые и дефицитные виды минерального сырья, которые Россия вынуждена ввозить, ̶ хром, марганец, титан, уран, а также большая группа неметаллических полезных ископаемых.
Такой подход представляется вполне обоснованным. Но если учесть условия и факторы, связанные с решением проблем социально-экономического развития восточных территорий, в качестве специального приоритетного направлении в сфере геологоразведки следует рассматривать работы по изучению и подготовке сырьевой базы производств, способствующих комплексному развитию восточных территорий. Это тем более важно, поскольку по нефти, газу и большинству видов твердых полезных ископаемых основные работы Федерального агентства по недропользованию планируется сосредоточить именно на востоке страны.
В качестве особой задачи можно выделить проблему освоения шельфов арктических и дальневосточных морей. На долю шельфов приходится половина площади нефтегазоносных провинций страны и значительная часть ресурсного потенциала, которая пока еще в очень малой степени вовлечена в хозяйственный оборот. Поэтому активизацию морских работ на труднодоступных восточных шельфах Арктики следует считать одним из приоритетных направлений в сфере геологоразведки.
Общий потребный объем финансирования геологоразведочных работ на период до 2020 г., по самым скромным оценкам, должен составить около 60 млрд долл., в том числе за счет федерального бюджета ̶ 6,5 млрд долл. («инерционный» вариант долгосрочной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы).
Для достижения равновесия между добычей и приростом запасов полезных ископаемых, в соответствии с «перспективным» вариантом программы, всего необходимо будет затратить примерно 85 млрд долл., в том числе за счет бюджетных источников ̶ более 9 млрд. Учитывая территориальные приоритеты в развитии геологоразведочных работ, величину затрат на подготовку сырьевой базы добывающих отраслей в восточных регионах страны можно оценить в 40 ̶ 60 млрд долл., из которых до 6 ̶ 7 млрд долл. должно быть профинансировано за счет федерального бюджета.
3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
Масштабность количественных параметров предстоящего развития минерально-сырьевого комплекса не может не впечатлять. Но цифры объемов добычи и разведки запасов, предполагаемой величины инвестирования средств сами по себе не дают ответа на вопрос: а зачем все это нужно? Намечая перспективы роста объемов производства, необходимо задуматься о фундаментальных целях и задачах дальнейшего развития с учетом всего спектра новых условий экономического, социального и политического характера.
При этом нужно отчетливо осознавать, что быстрый рост объемов производства в минерально-сырьевом комплексе на стадии его восстановления был обеспечен главным образом за счет:
- вовлечения в хозяйственный оборот ранее разведанных и подготовленных к промышленной эксплуатации запасов полезных ископаемых;
- использования апробированных в мировой практике технологий и оборудования, которые прежде были недоступны отечественным горнодобывающим предприятиям;
- перехода к традиционным для рыночной экономики методам управления и организации производственных и экономических процессов.
Перечисленные выше факторы в значительной степени уже исчерпали свой ресурс действия, поэтому для дальнейшего устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регионов необходимо включить новые рычаги, адекватные новым масштабным целям и задачам.
Реалии нашего времени таковы, что в развитии минерально-сырьевого комплекса задачи узко экономического свойства, связанные с обеспечением роста поставок сырья и топлива на внутренний рынок и на экспорт, отходят на второй план, уступая свое место задачам более широкого значения.
Экономический кризис в России привел к значительному ослаблению, а порою и полному исчезновению прежних межрегиональных хозяйственных связей. В наибольшей степени от этого пострадали восточные регионы страны, многие из которых оказались почти в буквальном смысле слова отрезанными от «центра», от европейской части России.
Спад в экономике восточных регионов во многих случаях был более глубоким, чем в среднем по стране. Начались крайне негативные социальные процессы, связанные с оттоком и сокращением общей численности населения. Миграционный отток, принявший массовый характер, ведет к ухудшению структуры населения, поскольку в основном уезжают люди наиболее молодые, активные, образованные и востребованные в других регионах, что лишает Сибирь и Дальний Восток значительной части трудовых ресурсов. Рост различий между регионами в уровне социально-экономического развития чреват многими негативными последствиями, в частности, дальнейшим ростом социальной напряженности. А все это вместе взятое следует рассматривать как прямую угрозу территориальной целостности и экономическому суверенитету страны.
Другой не менее важный аспект современного развития связан с обеспечением геополитических интересов России в условиях процессов глобализации. Кто бы и что бы ни говорил о превращении России в сырьевой придаток экономически развитых государств мира, непреложным фактом остается то, что сегодня ни одна страна не может обойтись без сырья и топлива. Россия же располагает минерально-сырьевым потенциалом, по своему размеру значительно превосходящим ее собственные потребности. И было бы крайне недальновидным не использовать имеющиеся возможности для развития международных экономических связей и укрепления позиций страны на мировой арене, используя фактор взаимной зависимости между поставщиками и потребителями топливно-сырьевых ресурсов. При этом для России наиболее важным представляется:
- соблюдение справедливых ценовых паритетов во внешней торговле;
- расширение географии экспорта (прежде всего за счет динамично развивающихся стран АТР) с целью недопущения зависимости от отдельных региональных рынков;
- постепенное замещение в структуре экспорта необработанного сырья продуктами более высокой степени обработки с большей добавленной стоимостью.
Сейчас уже можно смело констатировать, что Россия вновь стоит перед «лицом» Востока. В решении задач по налаживанию и расширению взаимовыгодных экономических отношений с государствами АТР видится новая база для повышения динамичности собственного экономического и общественного развития. Интеграция с Западом показывает, что наше участие в ней зарубежные партнеры зачастую понимают очень примитивно и однозначно, рассматривая Россию просто как источник поставок сырья и энергоресурсов. Восточный вектор экономической политики может дать не только ускорение темпов освоения минерально-сырьевой базы, но и способствовать формированию нового места нашей страны в системе мирохозяйственных связей.
И естественно, в рамках «восточной политики» ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу, рассматривать в качестве взаимной альтернативы решение задач по расширению экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса и высокотехнологичных отраслей экономики. Нужно использовать все имеющиеся возможности, а не пытаться разрешить надуманные дилеммы «или-или».
Точно также в экономике восточных регионов страны нельзя противопоставлять минерально-сырьевой комплекс несырьевым отраслям, а нужно прилагать всемерные усилия для развития обеих составляющих регионального хозяйства. При этом не следует забывать, что в развитии минерально-сырьевого комплекса у России по сути дела просто нет иной альтернативы, как использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока. Уж так распорядилась сама природа, наделив восточные регионы богатствами, которых нет в других частях нашей страны.
Но осваивать эти богатства нужно не по принципу «взял и ушел», а таким образом, чтобы создать основу для долговременного социально-экономического развития территорий и расширения всего спектра межрегиональных взаимодействий. Только таким видится путь, позволяющий решить сразу две стоящие перед нами задачи: во-первых, обеспечить эффективное развитие минерально-сырьевого комплекса, а во-вторых, сохранить и усилить российскую государственность за счет прочных позиций на востоке страны.
4. УГРОЗЫ И РИСКИ. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Реализация эффективных стратегий по освоению минерально-сырьевого потенциала восточных регионов страны сталкивается с серьезными препятствиями, имеющими в основном институциональную природу. Главная проблема заключается в том, что государству в лице федеральных органов власти и управления пока что не удалось сформулировать внятные позиции ни по отношению к минерально-сырьевому комплексу, ни в вопросах региональной политики. Данное обстоятельство значительно повышает риски осуществления инвестиций в крупные капиталоемкие проекты по освоению ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока, особенно в малообжитых и не обустроенных районах, удаленных от сложившихся промышленных центров.
Совершенно очевидно, что вопрос освоении минерально-сырьевых ресурсов и развития восточных регионов страны ̶ это прежде всего вопрос привлечения инвестиций. Однако современный инвестиционный климат в российской экономике во многом выглядит хуже даже по сравнению с тем, что существовал в начале и в середине 1990-х годов, когда мы только-только приступили к проведению масштабных экономических реформ. В то время основные инвестиционные риски связывались с экономической нестабильностью, неустойчивостью нормативно-правовой среды, не вполне четким распределением полномочий между различными органами управления, непрозрачностью и частыми изменениями налоговой системы и т.п. Все это имело место и было вызвано переходным характером экономики. При проведении реформ мы зачастую действовали методом проб и ошибок, что также приводило к усилению нестабильности.
В настоящее время многое изменилось. Стабилизировалась общая ситуация в экономике, приняты налоговый и бюджетный кодексы, заполнена значительная часть ранее существовавших законодательных брешей, устоялась система государственного администрирования и контроля, т.е. «правила игры» стали более понятными и прозрачными, но и более консервативными. В чем это заключается?
- В России сейчас действует унифицированная и весьма прозрачная система налогообложения, но имеющая выраженный фискальный характер и не дающая почти никаких стимулов для инновационной деятельности и осуществления инвестиций, особенно в крупные капиталоемкие проекты.
- Государство усилило свое прямое участие в ключевых отраслях экономики через подконтрольные компании (такие, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и др.), тем самым ясно высказывая свое недоверие частному бизнесу, для которого оказались фактически закрытыми обширные сферы деятельности, например, магистральный трубопроводный транспорт.
- Воздвигнуты барьеры для участия иностранного капитала при освоении ресурсных объектов, получивших статус стратегических и, в частности, при освоении месторождений нефти и газа на морском шельфе, которые перешли под полный государственный контроль.
- В минерально-сырьевом комплексе доминирующее положение занимают крупные компании (в том числе полугосударственные), а доля независимых малых и средних производителей с каждым годом неуклонно снижается, что ведет к усилению монопольных тенденций и подавлению конкуренции. Государство же никоим образом не контролирует процесс слияний и поглощений, боле того, расширение полугосударственных хозяйственных структур происходит в основном за счет покупки активов и поглощения все тех же независимых компаний.
Перечисленные выше обстоятельства на практике создают целую систему антистимулов для осуществления инвестиций в развитие минерально-сырьевого комплекса и освоение новых территорий на востоке страны. А по сути это означает, что государство просто не знает, в каком направлении нужно двигаться при дальнейшем проведении экономических реформ и как выстраивать взаимоотношения с частным бизнесом, а потому выбирает для себя путь наименьшего сопротивления, действуя по старому «доброму» принципу: «держать и не пущать». Как следствие, благие намерения государства по широкомасштабному освоению ресурсного потенциала восточных регионов страны приобретают сугубо декларативный характер, а в реальной действительности все сводится к реализации считанного числа крупных инвестиционных проектов, связанных в основном с внешнеполитическими интересами (например, строительства трубопроводной системы ВСТО и освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Якутии).
Одну из главных угроз для эффективного освоения ресурсного потенциала и для достижения целей социально-экономического характера, которую ни в коем случае нельзя недооценивать, представляет монополизация минерально-сырьевого комплекта. По большинству видов полезныхископаемых (включая стратегические природный газ, никель, алмазы, металлы платиновой группы и проч.) на долю одной компании приходится свыше 35 % объемов производства, что превышает критический порог даже по действующему и далеко не идеальному антимонопольному законодательству,в котором вообще никак не трактуются ситуации коллективного или регионального монополизма. Если же учесть названные формы проявления монополизма, то к числу монопольных видов деятельности в минерально-сырьевом комплексе можно отнести процессы освоения едва ли не всех видов полезных ископаемых.
Монополизм в минерально-сырьевом комплексе создаст серьезные преграды для повышения эффективности производства, снижения издержек, внедрения новых технологий и организационных решений. Какие стимулы для инноваций могут быть у крупной компании-монополиста, если у нее нет реальных конкурентов в борьбе за источники сырья и она может диктовать цены на рынке? Ответ выглядит вполне очевидным: практически никаких. Даже конкуренция на мировых рынках не может побудить наши крупные компании к инновационному развитию и сокращению издержек. В условиях благоприятной конъюнктуры компании и при нынешнем технологическом уровне получают приемлемую прибыль, а если конъюнктура ухудшается, они просто сворачивают свою производственную и инвестиционную деятельность и, прежде всего, в сфере геологоразведки и подготовки запасов.
Другим следствием монополизма является неэффективное использование имеющеюся сырьевого потенциала. И безусловно прав Министр природных ресурсов РФ Ю.П. Трутнев, который, представляя на заседании Правительства РФ программу воспроизводства минерально-сырьевой базы, отметил, что «когда одна или две компании контролируют весь сырьевой рынок страны и при этом им переданы практически все разведанные запасы, надеяться на их инвестиции в развитие ресурсной базы, геологоразведочные работы не приходится».
Другая сторона проблемы заключается в том, что от 25 до 60% распределенных запасов ключевых полезных ископаемых в России не осваивается, а лежит «мертвым грузом» на балансе крупных компаний. Наращивая свою сырьевую обеспеченность, последние не столько заботятся о развитии производства, сколько о повышении капитализации. При этом расширение сырьевых активов в значительной степени, если не полностью, происходит за счет поглощения наиболее успешных независимых компаний, осуществляющих реальные инвестиции в разведку и освоение новых месторождений.
Такая практика стала типичной, к примеру, в нефтяной и газовой промышленности, и ̶ что наиболее печально ̶ ее активное используют не только крупнейшие частные, но и подконтрольные государству компании, тем самым действуя вразрез с национальными интересами. А последние, как известно, предполагают поддержание и усиление конкуренции в экономике, в том числе и в минерально-сырьевом комплексе.
Доминирующее положение крупных компаний и угнетение малого и среднего бизнеса находится в явном противоречии с национальными экономическими интересами и интересами отдельных регионов, которые нередко попадают в полную зависимость от одной компании-недрополъзователя. Сложившаяся ситуация в большей степени характерна для колониального типа освоения сырьевых территорий, что ставит под сомнение возможность решения фундаментальных задач по развитию восточных регионов, понимаемых в контексте сохранения российской государственности и экономического суверенитета страны.
И, конечно же, наиболее общие, можно сказать, стратегические угрозы и риски для освоения минерально-сырьевого потенциала восточных регионов страны связаны с неясностью целей и приоритетов на государственном уровне. Федеральные власти до сих пор так и не определились в вопросе о том, каковы должны быть роль и место восточных и северных территорий в экономике страны. Как следствие, очень противоречивы «сигналы» бизнесу со стороны государства.
Чего стоит хотя бы затяжная дискуссия, ведущаяся при активном участии МЭРТ, о нецелесообразности развития Сибири и севера страны. В одной тональности с позицией МЭРТ звучат и высказывания некоторых высокопоставленных чиновников Минфина, дескать, зачем нужно заниматься комплексным развитием территорий, если запасы полезных ископаемых там рано или поздно кончатся и жить там будет некому? Столь недальновидная позиция правительственных органов по вопросам, имеющим принципиальное значение для развития страны и ее сохранения как целостного государства, представляется весьма и весьма опасной.
5. НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
В сложившихся условиях необходимы новые подходы к освоению минерально-сырьевых ресурсов на востоке страны, основанные на инновациях в широком смысле слова, т.е. не только производственно-технологических, но и организационно-экономических. Действие инструментов стратегии по освоению ресурсов должно быть нацелено на увеличение отдачи от инвестиций, сокращение издержек и рисков, что выступает в качестве объективной основы для повышения инвестиционной привлекательности проектов и конкурентоспособности продукции.
Фактор сокращения издержек имеет особое значение, если учесть, что по качественным параметрам запасов многих видов полезных ископаемых (нефти, железных руд, сырья для производства алюминия, свинца, цинка, олова, меди и др.) Россия уступает своим основным зарубежным конкурентам. Относительно невысокое качество сырьевой базы, концентрация новых перспективных месторождений в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой и сложными природно-климатическим условиями создают предпосылки для роста капиталоемкости и себестоимости добычи. Поэтому в производственно-технологическом планеакцент должен быть сделан:
- на решении задач по воспроизводству минерально-сырьевой базы, по ускорению темпов геологоразведочных работ и переводу прогнозных ресурсов в категории промышленных запасов;
- на использовании новых эффективных технологий разведки запасов и добычи полезных ископаемых;
- на применении рациональных инженерных решений при обустройстве месторождений и прилегающих территорий;
- на опережающем развитии инфраструктуры перспективных территорий и, в первую очередь, транспортной.
Возможности реализации проектов во многом определяются состоянием организационно-экономической среды ̶ тем, насколько она способствует сокращению прямых затрат на освоение ресурсов и косвенных издержек, т.е. дополнительных расходов, связанных с различными факторами риска. Соответственно, организационно-экономические мерыдолжны иметь целью:
- стимулирование потенциальных недропользователей к применению новых технологий и рациональных инженерных решений;
- создание благоприятных условий для привлечения капитала, в частности, снижение инвестиционных рисков за счет использования различных инструментов государственной поддержкии регулирования;
- выявление ключевых проектов, формирование групп такого рода проектов и реализация «коридоров развития» минерально-сырьевого комплекса и комплексного социально-экономического развития территорий;
- организация процесса собственно привлечения инвестиций для осуществления конкретных проектов и в развитие тех или иных территорий на конкурентной основе;
- координация действий инвесторов и операторов проектов с целью достижения максимальной эффективности развития целых территорий, а не только освоения отдельных месторождений полезных ископаемых.
При этом важно, чтобы меры организационно-экономического воздействия были не фрагментарными, а носили комплексный характер и представляли собой целостную государственную политику с четко обозначенными приоритетами и целями, а также средствами их достижения.
Разработка и реализация такой политики является главной задачей государства, которое должно понять, что отдельными, даже самыми правильными, полумерами и плохо связанными друг с другом решениями сегодня уже не обойтись.
Сказанное, например, относится к недавнему введению льгот по налогу на добычу полезных ископаемых при освоении новых нефтяных месторождений Восточной Сибири и Якутии. Это бесспорно правильное и необходимое решение, позволяющее снизить инвестиционные риски, и его в той или иной степени следует распространить на другие территории и другие виды полезных ископаемых. Но этого явно недостаточно, если учесть масштаб и сложность задач по освоению сырьевого потенциала восточных регионов.
Поэтому меры налогового стимулирования с необходимостью должны быть дополнены другими рычагами воздействия, которые в своем сочетании должны способствовать формированию полноценных и взаимовыгодных партнерских отношений между государством и частным бизнесом.
Учитывая значимость внешнеэкономических и внешнеполитических аспектов в развитии минерально-сырьевого комплекса на востоке страны, хотелось бы обратить особое внимание на проблему государственной поддержки российских экспортеров сырья. У нас почему-то принято считать, что сырьевые товары, в особенности нефть и газ, сами пробьют себе дорогу на мировые рынки, а конкурентоспособность этих товаров не вызывает сомнений. Однако качественные характеристики российских запасов полезных ископаемых во многих случаях хуже среднемировых, что объективно обусловливает и более высокий уровень издержек в добыче. Для усиления конкурентных позиций наших производителей на мировых рынках необходима целенаправленная государственная поддержка, которая в настоящее время фактически отсутствует (причем не только в отношении сырьевых товаров, но и продукции высокотехнологичных отраслей экономики).
В данном вопросе нам следует использовать опыт многих зарубежных стран, где государственная экспортная политика является одним из наиболее эффективных инструментов развития внешней торговли и экономики в целом. Экспортная политика России в отношении продукции минерально-сырьевого комплекса должна не только стимулировать продвижение сырьевых товаров на новые рынки, но и способствовать общей активизации внешнеэкономической деятельности.
Наш ресурсный потенциал и наш сырьевой экспорт следует целенаправленным образом использовать как инструмент для расширения сотрудничества с зарубежными странами во всех сферах экономики. Необходимо как можно скорее сформировать «условный» характер сырьевого экспорта, отдавая приоритеты тем странам и рынкам, которые в большей степени готовы принять продукцию отечественной обрабатывающей промышленности и ее высокотехнологичных отраслей. Нужно также учитывать, что эффективная экспортная политика и открытость государства для сотрудничества с частными производителями экспортно ориентированных товаров являются важнейшими факторами для становления благоприятного инвестиционного климата в России и расширения притока инвестиций в экономику. А вопрос успешного развития минерально-сырьевого комплекса на востоке страны ̶ это, как уже отмечалось выше, прежде всего вопрос инвестиций.
Поднять восточные регионы России, опираясь только на экономические подходы в узком смысле слова, по-видимому, невозможно. Серьезным элементом государственной региональной экономической политики до 1990-х годов было создание привлекательного, положительного имиджа Сибири и восточных регионов страны, в том числе по материальному благосостоянию.
Сибирь была географическим идолом целого поколения людей со второй половины 1950-х до второй половины 1970-х годов, была привлекательна для потоков населения из европейской части, а среди приезжавших на работу была преимущественно молодежь. Параллельно росло народонаселение. Сейчас этот особый имидж фактически исчез, а население сокращается. Восстановить былой образ Сибири и Дальнего Востока чрезвычайно трудно, на это потребуется немало времени. Единственный способ видится в создании высокооплачиваемых рабочих мест.
Но парадокс заключается в том, что, с одной стороны, восточные регионы являются основной топливно-энергетической и сырьевой базой страны, и в минерально-сырьевом комплексе проблема заработной платы, рабочих мест во многом решена на приемлемом уровне. С другой стороны, преобладающая часть населения и рабочих мест сосредоточена в обрабатывающей промышленности, включая предприятия ВПК, науку, образовательный комплекс и так далее, где заработная плата одна из самых низких.
Поэтому мы и говорим о необходимости придания проектам по освоению минерально-сырьевой базы на востоке страны комплексного социально-экономического характера, их увязки с задачами развития территорий и создания благоприятного социального климата. В этом видится ответственность и федерального центра, и региональных властей, и бизнеса.
Ю.К. Шафраник, Препринт научного доклада, «Вектор Бук», Тюмень, 2008 г., «Вестник актуальных прогнозов» №15, том 3, 2008 г.