На главную

 

Ценовая неопределенность

Стоимость барреля пока влияет на наше отношение к ОПЕК

Тема «Россия и ОПЕК» не случайно стала предметом дискуссии в рамках Круглого стола, организованного в конце января журналом МИДа «Международная жизнь» при поддержке российского МИДа, компании «Союзнефтегаз» и фонда «Мировая политика и ресурсы».

Сегодня отношения между ОПЕК и Российской Федерацией вкратце можно охарактеризовать словами Дмитрия Медведева, которого процитировала некоторое время назад влиятельная лондонская газета Financial Times. Президент нашей страны говорил о том, что Россия готова координировать свои действия с ОПЕК, не вступая в эту организацию. Надо сказать, что это означает значительную неопределенность в отношениях России и одной из влиятельных международных организаций.

По словам одного из ведущих нефтяных экспертов Юрия Шафраника, председателя совета Союза нефтегазопромышленников, у России не выработана линия поведения в отношении ОПЕК. Нельзя сказать, что нет какой-либо позиции по этому вопросу. Позиций даже много, но это позиции отдельных экспертов. А у российского государства такой позиции нет, и это самое плохое, поскольку мы обязаны иметь доктрину в отношении ОПЕК. Эта позиция может быть открытая или закрытая. Но такую позицию на ближайшие годы и десятилетия мы должны иметь.

Второй вопрос: это значимая организация для России или нет? Юрий Шафраник считает, что ОПЕК – организация значимая и в будущем ее надо учитывать. 40 и более процентов производства нефти будет приходиться на ОПЕК, и нам от этого факта не уйти, подчеркнул он. Влияние ОПЕК будет оказываться и на нефтяной баланс в мире, и на конъюнктуру. Значит, нам нельзя пренебрегать ОПЕК. Безусловно, по его словам, Россия нуждается во взаимодействии с ОПЕК. Но мы за последние 15 лет в плане взаимоотношений с ОПЕК шарахались из стороны в сторону даже в части уровня представительства. Обстановка на нефтяном рынке сейчас требует совместных с ОПЕК действий. Это связано с тем, что сейчас надувается определенный ценовой пузырь. То же было в 2005, 2006 и 2007 годах, хотя нефти было достаточно, а цена росла, и кончилось это падением цен. Нефть стала финансовым товаром, и это надо учитывать.

Мнение бывшего министра энергетики РФ поддержал Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии (ИЭС). Цену определяет сейчас спекулятивный капитал. И ценовой пузырь может лопнуть уже в 2012 году с падением цены на нефть до 60 долларов за баррель. Уже во второй половине 2011 года ценовая ситуация может ухудшиться, считает профессор Бушуев. В этом плане, по его мнению, и Россия, и сама ОПЕК перестали уже влиять на формирование цены на нефть. Напомним, что еще недавно цена в 40 долларов за баррель рассматривалась нашим Минфином как катастрофа.

Для России в этом плане вопрос заключается в том, сможет ли ОПЕК удержать цену на нужном для российских финансов уровне. Именно это обстоятельство в основном определяет для России необходимость сотрудничества и координации действий на мировой арене.

Тот факт, что ОПЕК изменилась по сравнению с 80-ми годами, когда ее действия в известной координации с США способствовали падению цен и краху СССР, не вызывает сомнений.

Один из авторов побывал в Вене на юбилейных торжествах ОПЕК по случаю открытия новой штаб-квартиры этой организации. Напомним, что 50 лет назад, а точнее, 14 сентября 1960 года, Хуан Пабло Перес Альфонсо, тогдашний министр энергетики Венесуэлы, после четырехдневных переговоров в Багдаде не без гордости сообщил собравшимся в столице Ирака журналистам: «Мы учредили весьма эксклюзивный клуб. Мы контролируем 90% всего экспорта на мировом рынке сырой нефти и отныне будем говорить одним голосом. Это историческое событие».

Тем самым этот день следует считать началом работы Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), штаб-квартира которой неизменно размещается в столице Австрии. Главными задачами организации были и остаются координация политики ее участников в области добычи нефти, регулирование объемов добычи черного золота, а также обеспечение стабильных поставок сырья потребителям. У истоков ОПЕК стояли лишь пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В последующие годы к этой «великолепной пятерке» присоединились Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Поскольку Индонезия в 2008 году сложила с себя членство в ОПЕК, то на сегодняшний день в ней насчитывается дюжина стран-участниц.

По юбилейному поводу в недавно построенном новом здании ОПЕК в центре Вены генеральный секретарь этой международной организации 70-летний ливиец Абдалла Салем Эль-Бадри встретился с многочисленными корреспондентами. Одним из главных высказываний генерального секретаря ОПЕК, прозвучавших на часовой встрече, было сообщение о том, что картель, контролирующий 35% мировой добычи нефти, не стремится к расширению. Основными вызовами на ближайшее будущее остаются проблемы защиты окружающей среды, а также изменяющиеся рыночные отношения. При этом господин Эль-Бадри, отдавая себе отчет в ограниченности ресурсов минерального топлива, полностью поддержал идею постепенного и последовательного перехода на альтернативные источники энергии.

Генсек ОПЕК отметил также, что страны – члены возглавляемой им организации на одной из двух предстоящих еще в этом году встреч на уровне министров энергетики и природных ресурсов, возможно, примут решение об изменении квот добычи нефти. «В настоящее время нефти на рынке вполне достаточно, – сказал он. – Мы тщательно отслеживаем ситуацию, поведение рынка и те тенденции, которые могут возникнуть до конца текущего года. Все будет зависеть от обстоятельств. Если спрос возрастет, мы увеличим производство нефти, если сократится, то мы уменьшим ее добычу».

Отвечая на конкретный вопрос, А.С. Эль-Бадри вынужден был согласиться с тем фактом, что примерно половина стран-членов ОПЕК не придерживается индивидуальных квот и добывает нефти больше обозначенных лимитов.

ОПЕК переживает в настоящее время геостратегические трения и оживленные споры по поводу лидерства в организации. Если пять членов – основателей организации в 1960 году находились в сфере влияния Запада, то сегодня ОПЕК очень сильно изменилась. В ее состав ныне входят 12 стран, в том числе два откровенно антиамериканских режима в Каракасе и Тегеране. Эти две страны могут рассчитывать на поддержку Эквадора, также враждебно настроенного по отношению к официальному Вашингтону, и Ливии, которая ведет непредсказуемую игру. Эти страны могут использовать нефть как политическое оружие. Кроме того, они оспаривают лидерство в организации Саудовской Аравии. Эти новые реалии организации в полной мере должна учитывать Россия.