На главную

 

ТЭК в условиях санкций

Форум .jpg

С 22 по 24 октября в Москве пройдет второй Национальный нефтегазовый форум. Это мероприятие федерального масштаба, организованное Министерством энергетики России совместно с ведущими предпринимательскими и отраслевыми объединениями, в том числе Торгово-промышленной палатой России. Активное участие в его подготовке и проведении приняли и подведомственные ТПП РФ организации. В этом году Центр международной торговли не только принимает у себя гостей форума, но и выступает в роли программного партнера мероприятия. Соорганизатором Национального нефтегазового форума стал и ЦВК «Экспоцентр». Как чувствует себя нефтегазовая отрасль России в условиях санкций и каковы сегодня главные направления развития ключевой сферы российской экономики?

Как отметил руководитель ЦМТ Москвы Владимир Саламатов, Национальный нефтегазовый форум в условиях ряда внешних и внутренних вызовов и задач становится площадкой не только открытой дискуссии лидеров экспертного мнения, но и прогнозирования и моделирования сценарных условий развития отраслей ТЭК, а также поиска оптимальных решений.

Надо сразу сказать, что возможности этого поиска значительно осложнились.

Недавно страны Европейского союза и США практически синхронно объявили о введении новых санкций, направленных против российских газовиков и нефтяников. Наряду со ставшими уже привычными ограничениями, затрудняющими доступ к рынку капиталов для крупнейших российских нефтегазовых компаний, возникли и серьезные ограничения для передачи им передовых технологий.

Список оборудования и технологий, которые становятся недоступными для российского энергетического сектора, займет не одну страницу, поэтому нет необходимости в их подробном перечислении. Важнее другое. Почти все они касаются наиболее перспективных способов добычи углеводородов. Санкции фактически закрывают доступ России к оборудованию для шельфовых проектов, глубоководного бурения и разведки арктических месторождений. Западные ограничения касаются также техники и технологий, которые применяются при разработке сланцевых нефтяных и газовых запасов.

И еще одна интересная деталь.

Если раньше санкции распространялись лишь на государственные компании, в частности на «Роснефть», то теперь они охватывают и частных нефтегазодобытчиков. Так что есть основания полагать, что кроме политического давления санкции используются и как эффективный инструмент конкурентной борьбы.

По прогнозам экспертов, в ближайшее время эти санкции на отраслевые показатели заметно не повлияют. Мы сейчас самым активным образом используем старые месторождения, и здесь все процессы проходят по уже хорошо отработанной схеме. Но ситуация меняется. Как заявил на недавнем совещании нефтедобытчиков в ХМАО полпред президента в УрФО Игорь Холманских, в последние годы снижается объем разведанных запасов и темпы их воспроизводства крайне низки. Более того, растет доля трудноизвлекаемой нефти в общем объеме добываемых углеводородов. В округе она составляет 67%.

Собственно говоря, проблемы добычи нефти возникли не сегодня. И о них специалисты предупреждали давно. Один из путей решения этих проблем виделся в разведке и добыче углеводородов арктического шельфа.

Более того, существуют расчеты, по которым к 2020 году там должно добываться до 20 % нефти и газа. Так что в такой ситуации санкции, направленные против российских нефтегазовых компаний, могут стать серьезным препятствием в достижении этих планов.

Однако это совсем не означает, что такие прогнозы несбыточны. Выход есть. Для этого просто надо значительно увеличить инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и довести их до 13–17 % от выручки, по аналогии с уровнем отчислений западных компаний на эти цели. Если нам перекрывают путь к зарубежным технологиям, значит, мы должны разрабатывать свои.

Кроме денег есть еще один важный фактор – время. На необходимость принятия быстрых и решительных мер обратил внимание участников совещания председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, председатель Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса ТПП РФ Юрий Шафраник. Он, в частности, сказал: «Санкции нам не позволяют размышлять ни одного дня. Нам нужно заниматься импортозамещением, адаптацией технологией, поиском вариантов, как затянуть сюда партнеров, интеграцией с ними. Но ждать, думая, что у нас еще есть время, нельзя».

Свой отпечаток на проблемы добычи углеводородов налагают и экономические особенности функционирования нефтегазовых компаний в России.

При нынешнем законодательстве разработка «трудной» нефти просто нерентабельна. И возникает парадоксальная ситуация: у нас огромные ресурсы, но запасов, которые можно экономически обоснованно добывать, катастрофически мало.

Таким образом, у участников форума, главная миссия которого определена как формирование всесторонней и достоверной оценки внешних и внутренних вызовов российской нефтегазовой отрасли, есть серьезная основа для дискуссий. А быстрая смена правил игры, которая в современных условиях зачастую носит вынужденный характер, предполагает принятие решений или хотя бы рекомендаций по самому широкому спектру вопросов, связанных с повседневной жизнью и перспективами развития нефтегазовой сферы.