На главную

 

Минералы и национальная безопасность

rare-6510lement[1].jpg

На фоне ожесточенных межпартийных баталий на Капитолийском холме вокруг федерального бюджета и потолка государственного долга прямо-таки сенсационным оказалось внесение 29 октября семнадцатью сенаторами от обеих партий законопроекта «О политике по критически важным минералам» (The Critical Minerals Policy Act of 2013). Группу возглавили председатель сенатского Комитета по энергетике и природным ресурсам Рон Уайден (Ron Wyden),сенатор-демократ от штата Орегон, и старший член этого Комитета от республиканцев сенатор Лиза Мёрковски (Lisa Murkowski ), представляющая Аляску.

Президент крупнейшего в стране объединения предприятий горной промышленности ‒ Национальной ассоциации горняков (National Mining Association) Хэл Куинн (Hal Quinn) охарактеризовал этот акт как «признание острой необходимости стимулировать добычу минералов в Америке». Он отметил, что в результате будут проанализированы препятствия для «устойчивого возрождения обрабатывающей промышленности США, ибо широко распространено мнение, что медленная и неэффективная система выдачи разрешений на разведку и разработку месторождений является самым крупным препятствием для эффективной реализации американских минералов».

«Минералы влияют на нашу повседневную жизнь, наш уровень жизни, ‒ заявила Л. Мёрковски, представляя законопроект. – И, тем не менее, пока Соединенным Штатам не хватает четкой политики обеспечения их предложения на внутреннем рынке. Это одна из самых больших наших потребностей, и она продолжает оставаться неудовлетворенной. Наш двухпартийный законопроект поможет решить эту проблему посредством четких указаний по поддержанию конкурентоспособности США и началу процесса модернизации нашей федеральной политики по добыче минералов… В результате будет больше возможностей для создания рабочих мест, технологических инноваций, повышения национальной безопасности и конкурентоспособности».

Рон Уайден подчеркнул: «Так много отраслей нашей экономики XXI века зависит от критически важных минералов, что имеет смысл привести федеральную политику в соответствие с современными требованиями. Этот законопроект создает более надежные внутренние цепи поставок критически важных минералов и освобождает национальную оборону, высокотехнологичные рабочие места, энергетику и высокотехнологичное здравоохранение от зависимости от зарубежных поставщиков».

В разделе, посвященном политике, предлагается создать центр «анализа и прогнозов определения спроса и предложения критически важных минералов, чтобы обеспечить принятие продуманных решений по предотвращению дефицитов, смягчению волатильности цен и готовность к возможному увеличению спроса и прочим изменениям на рынке».

Через 4 года действия этого законопроекта министр энергетики США должен будет после консультаций с соответствующими государственными органами (включая геологическую службу), местными органами власти, представителями ученых и промышленности выполнить всеобъемлющую оценку запасов, мощностей и затрат на производство критически важных минералов. Министр также должен договориться с Национальной академией наук о проведении ею оценки внесенных за 14 лет изменений в государственное регулирование и лицензирование добычи твердых полезных ископаемых и необходимых дополнительных мерах по сокращению сроков и повышению качества принятия решений по заявкам недропользователей, представляемым ими планам разработки месторождений, выдаче лицензий и т.д.

Законопроект также обязывает Федеральное правительство способствовать укреплению образовательного и научно-исследовательского потенциала и профессиональной подготовки рабочей силы в горной промышленности…

Но наиболее важной частью предложенного законопроекта, пожалуй, является поручение министру энергетики выполнить программу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию добычи, применения и повторной переработки критически важных минералов. На эту программу из федерального бюджета выделяется 60 млн долларов.

Приоритетными в настоящее время для США в плане бюджетного финансирования НИОКР в законопроекте определяются исследования применения кобальта в энергетике и производстве суперсплавов, в том числе для нужд вооруженных сил США, производства и экологической безопасности применения свинца, производства и повторной переработке лития при использовании его в аккумуляторных батареях, добычи и производства тория, в особенности для использования в ядерных реакторах, и в целом добычи и производства редкоземельных элементов.

Озабоченность американских законодателей состоянием мирового и внутреннего рынка критически важных металлов и редкоземельных элементов не является чем-то исключительным. На прошедшем ранее в октябре V Всероссийском съезде горнопромышленников России первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев отметил, что наряду с нефтегазовой отраслью важную роль в нашей экономике играют такие отрасли, как производство редкоземельных элементов и минеральных удобрений, черная и цветная металлургия.

Их устойчивое развитие не менее важно для прогресса российской экономики, а препятствия здесь те же, что и у нефтяников и газовиков. Сегодня, подчеркнул В. Язев, многие важные для минерально-сырьевого комплекса (МСК) решения принимаются вне Государственной Думы и Совета Федерации, поэтому от представителей Комплекса нужны не отдельные идеи, а готовые законопроекты.

Очевидно, что влиятельное Некоммерческое партнерство «Горнопромышленники России» должно объединить усилия предпринимателей, специалистов и ученых в подготовке таких предложений для законодательной и исполнительной власти, которые реально обеспечили бы радикальное улучшение положения российского МСК, в первую очередь в сферах налогообложения и таможенных платежей. Тут просто необходимо брать пример с властей КНР и США, которые системно обеспечивают конкурентные преимущества своим предприятиям МСК.

«Нас не может не беспокоить и крайне низкий уровень информационно-аналитического обеспечения горнопромышленных отраслей и экономики в целом, ‒ сказал в заключительном слове на съезде председатель Высшего горного совета Юрий Шафраник. ‒ Надо понимать, что проблемы у нас уже не чисто российские, что с вступлением в ВТО мы полностью открыты для влияния мировой экономики. Следовательно, наше сообщество должно представлять правительству объективные выкладки о состоянии и перспективах развития всех отраслей». Особенно значимым, по его мнению, является развитие МСК Восточной Сибири и Дальнего Востока, поскольку кроме чисто экономических и социальных функций МСК восточных районов страны «несет» на себе и государственно-политическую нагрузку ‒ играет важную роль в укреплении территориальной целостности России, в формировании новых отношений с государствами АТР.