footer-logo
  • Russian
Меню

Предисловие к книге «Новая энергетическая политика России» (под общей редакцией Шафраника Ю.К. Энергоатомиздат, 1995 г.)

Юрий Шафраник — министр топлива и энергетики Российской Федерации (1993 — 1996)

Национальным достоянием России являются ее природные, в первую очередь, топливно-энергетические ресурсы и интеллектуально-производственный потенциал, сосредоточенный, главным образом, в военно-промышленном и топливно-энергетическом комплексах.
Россия была, есть и будет одной из ведущих энергетических держав мира. Полностью обеспечивая не только свои внутренние потребности в топливе и энергии, она в значительной степени покрывает своими ресурсами спрос на энергоносители сопредельных стран Восточной и Центральной Европы.
В недрах России сосредоточено до 40% мировых запасов газа, 13% запасов нефти и около 30% прогнозных запасов угля. Единые электроэнергетическая и нефтегазоснабжающая системы являются уникальным в мировой практике технологическим комплексом, обеспечивающим надежное энергоснабжение всех регионов России и взаимовыгодное использование различных энергоресурсов, крайне неравномерно сосредоточенных в отдельных районах страны.
От того как мы сумеем распорядиться нашим колоссальным богатством, зависит не только настоящее, но и будущее России, а распорядиться этим богатством с наибольшей пользой можно и нужно, имея долгосрочную научно обоснованную и общественно воспринятую государственную энергетическую политику.
Уже сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) производит более четверти всей промышленной продукции России, принося стране более половины всех валютных поступлений.
Поставки энергоносителей из России покрывают 80% потребностей Украины, 100% — Прибалтики, свыше 50% — стран Восточной Европы. Даже в европейских странах Организации экономического сотрудничества и развития до 20% потребления газа обеспечивается поставками из России. Спрос на российские энергоресурсы сохранится и в дальнейшем. Это позволяет нам на долговременной основе строить необходимые хозяйственные связи со странами СНГ, странами бывшего СЭВ, а также со многими другими государствами Европы, Азии и Америки.
Энергетический мост Восток-Запад явится тем средством, с помощью которого российская экономика сможет достойно интегрироваться в мировую хозяйственную систему и играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности всего континента, как это и предусмотрено Энергетической хартией Европы.
Разумеется, Россия не станет сырьевым придатком Запада, экспорт российских энергоносителей даже на перспективу до 2010 г. не превзойдет уровень 1990 г. и будет составлять 20…25% общего объема их производства с повышением доли продуктов более глубокой переработки.
Важнейшей задачей энергетической политики является повышение эффективности использования всех видов энергии внутри страны с тем, чтобы экспорт, в основном, поддерживался не добычей новых объемов нефти и газа, а за счет энергосбережения внутри страны, потенциал которого огромен. До 40% всех используемых в стране энергоносителей расходуется нерационально, за счет либо прямых потерь, либо в экономике, которая работая «сама на себя», не дает конкретного полезного эффекта у потребителя.
Расход энергии на единицу промышленной продукции в России в 2,5…3 раза выше, чем в индустриально развитых странах мира. Это объясняется как общим падением промышленного производства при сохранении необоснованно высоких энергетических затрат, не связанных непосредственно с объемом выпускаемой продукции, так и отсутствием старых директивных и новых экономических стимулов энергосбережения.
Энергорасточительство, сохранившееся со времен искусственной дешевизны ресурсов, усугубляется общим экономическим кризисом и отсутствием инвестиций для структурной перестройки сферы производства и потребления топлива и энергии.
Сохранение нынешнего уровня энергоемкости промышленного производства делает российскую продукцию неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке, поощряя импорт потребительских товаров и экспорт сырья.
Нынешнее кажущееся превышение производства энергопродуктов над их спросом определяется, главным образом, неплатежеспособностью потребителей. Поставка же этих продуктов жизненно важным предприятиям коммунально-бытового, аграрного, транспортного секторов экономики без соответствующей оплаты делает предприятия ТЭК убыточными. В результате отсутствия инвестиций не осуществляется необходимая реконструкция объектов энергетики и резко возрастает доля физически изношенного оборудования, что угрожает безопасности энергоснабжения потребителей.
Топливно-энергетический комплекс может либо стать «локомотивом» российской экономики, способным за счет разумного использования имеющегося ресурсного и интеллектуально-технологического потенциала возродить экономику России, либо стать для нее непосильной ношей, не давая подняться на ноги всему промышленному производству.
Именно пониманием особой роли ТЭК в экономике и в жизнеобеспечения социальной сферы объясняется тот факт, что еще в 1992 г. по поручению высшего руководства страны была разработана «Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях», рассмотренная и одобренная на заседании Правительства, проходившем под председательством Президента России, в 1993 г. — комплексная федеральная программа «Топливо и энергия», а в декабре 1994 г. — «Энергетическая стратегия России» на период до 2010 г.
Анализ различных сценариев развития экономики и энергетики как инфраструктурной сферы, обеспечивающей жизнеспособность страны и общественного производства, показывает необходимость именно долгосрочного выбора приоритетов, направлений, а главное, механизмов проведения государственной энергетической политики.
Высшим приоритетом энергетической политики является повышение жизненного уровня населения за счет повышения доли прямых энергетических услуг путем электрификации и газификации быта, села, общественного транспорта; рационального использования энергоресурсов в сфере внутреннего промышленного производства; необходимого экспорта энергетических продуктов.
За ближайшие 10…15 лет повысится доля газа в общем балансе производства, потребления и экспорта энергии. Парогазовые и газотурбинные установки на тепловых электростанциях обеспечат рациональное использование «голубого топлива» и оздоровят окружающую среду в городах.
Однако за этот период так называемой «газовой паузы» должна быть существенно реконструирована угольная промышленность с освоением экологически чистых технологий облагораживания, транспортировки и сжигания твердого топлива.
Предстоит существенно поднять глубину переработки нефти с 60 до 80…85%, с тем чтобы при меньшем объеме поставляемого сырья обеспечить в достаточной степени потребность общества в моторном топливе, До 2010 г. сохранится доля атомной энергетики, и в начале XXI века должны быть освоены принципиально новые безопасные реакторы, приходящие на смену действующему оборудованию.
С целью ускорения инвестиционного цикла приоритет будет отдаваться не мощным мастодонтам-долгостроям, а строительству энергетических объектов средней и малой мощности, соответствующих реальным потребностям территориального спроса, в том числе и за счет использования местных энергоресурсов и нетрадиционных видов энергии. Энергетическая самообеспеченность регионов, обусловленная резким удорожанием транспорта энергоносителей, должна сочетаться с дальнейшим развитием Единых электроэнергетической и нефтегазоснабжающей систем, обеспечивающих за счет баланса интересов энергоизбыточных и энергодефицитных районов энергетическую и экономическую интеграцию страны.
Региональная энергетическая политика означает не только повышение прав и ответственности регионов за надежное энергоснабжение потребителей, но и совместное участие всех субъектов Российской Федерации в развитии иерархического оптового рынка (общероссийского и зонального) энергоносителей, межрегиональных и федеральных энергетических систем.
Важнейшим механизмом реализации энергетической политики станет формирование полноценных хозяйствующих субъектов на этом рынке, способных рационально использовать природные энергоресурсы, обеспечить надежное энергоснабжение всех потребителей и осуществить долгосрочную инвестиционную политику для создания экологически и технологически безопасной энергетики.
В этом направлении будет поддерживаться создание интегрированных компаний как вертикального («от скважины до бензоколонки»), так и горизонтально-территориального типа (угольно- и газоэнергетических комплексов), а также соответствующей рыночной инфраструктуры.
Основным средством проведения политики будет налоговая и ценовая политика. Платное недропользование с учетом рентных платежей будет способствовать более рациональному использованию природных энергетических ресурсов. С другой стороны, стремление к необходимому соотношению цен на энергоносители и продукцию других отраслей экономики должно осуществляться целенаправленно, но постепенно с учетом адаптационных возможностей предприятий и населения. Государство берет на себя регулирование цен и тарифов на газ и электроэнергию, как продукцию естественных монополий, при либерализации цен на уголь, нефть, нефтепродукты и другие энергоносители. При этом обязательным условием должно быть обеспечение самофинансирования энергопроизводящих предприятий (за исключением некоторых дотаций в социальную сферу угольной промышленности), поскольку средства из бюджета могут выделяться лишь в крайне ограниченных размерах для финансирования строительного задела по объектам исключительно государственной важности.
Особое значение, как инструменту реализации энергетической политики, придается созданию нормативно-правовой базы, определяющей в своей совокупности Энергетический кодекс России. Учитывая роль России как мировой энергетической державы, энергетическая политика предусматривает и особую энергетическую дипломатию, направленную на повышение интеграции энергетических и хозяйственных связей России, в первую очередь, с сопредельными государствами СНГ, а также на поддержку участия России на мировом энергетическом рынке и в системе мировой энергетической и экологической безопасности с приоритетной поддержкой отечественных хозяйствующих субъектов.
Энергетическая политика — это не разовый директивный документ, это — система мониторинга энергетической ситуации в стране и в мире, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это — формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование природных топливно-энергетических ресурсов как главного национального достояния России в интересах нынешнего и будущих поколений.
В. основу данной книги положены материалы, подготовленные авторами в составе межведомственной комиссии при разработке «Энергетической стратегии России». Вместе с тем эти материалы существенно расширены за счет изложения различных сценариев возможного развития топливно-энергетического комплекса во взаимосвязи с развитием экономики и различных точек зрения на возможность использования государственных и рыночных механизмов реализации энергетической политики.
Используя результаты многих коллективных исследований и разработок, авторы не снимают с себя персональной ответственности за все изложенное.
Однако главная задача книги — не в том, чтобы представить ту или иную концепцию разработчиков Энергетической стратегии и даже не в том, чтобы отразить весь спектр возможных решений при ее реализации.
Энергетическая политика не есть нечто однократно заданное. Ее задачи и механизмы реализации — это развивающийся процесс.
Поэтому главная задача книги — приобщить всех читателей, весь деловой и интеллектуальный потенциал России к соучастию в этом процессе формирования и осуществления энергетической политики, определяющей не только надежное и эффективное энергосбережение всех потребителей, но и условия рационального использования природных топливно-энергетических ресурсов, а через это — условия возрождения экономики страны.

Новая энергетическая политика России. / Под общей редакцией Шафраника Ю.К. — Энергоатомиздат, М., 1995 г., 510 с.

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon