footer-logo
  • Russian
Меню

Ю.К. Шафраник: «Мировой энергетический рынок: роль и место России» (ЗАО «Издательство «Экономика», 2004 г.)

Юрий Шафраник — председатель Совета Союза нефтепромышленников России

Мировой энергетический рынок: роль и место России

За годы реформ в ТЭКе проведены серьезные структурные преобразования, которые позволили обеспечить определенную стабильность и устойчивость в развитии целого ряда отраслей промышленности, социальную стабильность в обществе.
Россия демонстрирует высокие темпы роста добычи нефти, однако Советский Союз производил намного больше, чем теперь Россия — свыше 624 млн. т нефти в год, что на 40% больше, чем составила добыча Саудовской Аравии в 2000 г. Более того, по 570 млн т нефти и газового конденсата в год добывалось в границах современной России.
Поэтому для нас, специалистов и руководителей нефтегазового бизнеса России, достижения последних лет являются не более чем возвратом на утраченные позиции. С ростом добычи нефти в России быстро увеличивался и ее экспорт. В 2003 г. он достиг в зарубежные страны за пределами СНГ самой большой величины за всю историю России — 195,6 млн. т. Экспорт нефти в страны СНГ составил 37,3 млн. т.
Россия выступает также и одним из крупнейших в мире экспортеров нефтепродуктов. В 2003 г. их вывоз достиг рекордной величины — более 90 млн. т. Таким образом, за последние годы российский потенциал экспорта жидкого топлива значительно увеличился и сейчас превышает потенциал советского времени (в 1990 г. экспорт нефти за пределы СССР составлял 108,5 млн. т.). Россия имеет возможность и дальше наращивать экспорт нефти, но для этого потребуется дополнительное развитие пропускной способности действующих экспортных терминалов и создание новых — на севере и на востоке страны.
Благоприятная ценовая конъюнктура внешних рынков в сочетании с позитивными внутренними факторами развития российской экономики позволяет, наряду с осторожными, делать и весьма оптимистичные прогнозы. В 2003 г. добыча нефти в стране составила 421 млн. т (причем 54,2% этого объема добыто в Ханты-Мансийском автономном округе); в 2005 г. она может составить порядка 450 млн. т, а к 2010 г. не исключаются и 550-570 млн. т/год.
Добыча газа в России в последние годы имела существенно иную динамику, чем добыча нефти. В начале 90-х годов она держалась на достигнутом высоком уровне, затем началась тенденция некоторого понижения, и на рубеже веков ситуация практически стабилизировалась на уровне 581-591 млрд. м3 /год. Так, в 2002 г. в стране было добыто 595,3 млрд. м3 газа. Особенности этой динамики вызваны рядом причин, но главное — они никак не повлияли на экспортные обязательства России. Российский газ стабильно, а в последнее время и во все больших объемах поставлялся нашим европейским партнерам.
В Энергетической стратегии России на период до 2020 г. рассматриваются два сценария возможного развития газовой отрасли — благоприятный и пониженный. В соответствии с благоприятным сценарием добыча газа в России к 2010 г. должна составить не менее 650 млрд. м3, а к 2020 г. — не менее 700 млрд. м3. Благоприятный сценарий может быть реализован при создании в стране определенных условий в самой России, а именно: росте внутренних цен на газ; обеспечении доступа независимых производителей газа к системе магистральных газопроводов и экспорту; дальнейшем совершенствовании системы недропользования и налогообложения.
Кроме того, немаловажное значение для реализации этого сценария могут иметь зарубежные инвестиции. Поскольку основная часть экспортного газа по-прежнему будет ориентирована на страны Европы, было бы логичным ожидать участия европейских инвесторов и в осуществлении новых крупных газодобывающих и газотранспортных проектов, суммарная стоимость которых измеряется многими десятками миллиардов долларов.

ПОТЕНЦИАЛ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Нефтегазовый комплекс России на пороге больших и серьезных перемен. Анализ негативных факторов и тенденций позволяет утверждать, что они будут иметь отрицательные последствия как для самой отрасли, так и для российской экономики в целом, которая потребляет около 80% всех первичных топливно-энергетических ресурсов страны.
Заложенный в годы советской власти потенциал развития нефтегазового комплекса достиг своего предела: запасы месторождений истощаются, основные фонды изнашиваются, заметных улучшений в инвестиционной сфере не наблюдается, а нефтегазовые ресурсы — национальное достояние государства — используются не эффективно, зачастую в ущерб интересам значительной части общества. Все эти факторы ведут к разрушению нефтегазового рынка России, создают реальную угрозу ее будущему экономическому развитию. Причем это проблема не далекой перспективы, а ближайших трех — максимум пяти лет.
Особую тревогу вызывает ресурсная составляющая топливно-энергетического комплекса. На наш взгляд, причины сложившегося положения следующие:
— в СССР с 60-х до начала 90-х годов эффективность энергопотребления повышалась до 9 т условного топлива на человека при ВВП на душу населения, превышавшем 15 000 долл., что соответствовало тогда уровню развитых стран. За последние четырнадцать лет эти показатели в России уменьшились более чем вдвое, в то время как в высокоразвитых странах производство ВВП на душу населения достигло 30 000 долл. при том же уровне потребления энергетических ресурсов, что и в России;
— расчеты показывают, что, для того чтобы переломить тенденцию падения добычи углеводородного сырья, требуется освоить месторождения, содержащие 3,5 трлн. м3 газа и 4,5 млрд. т нефти; для обеспечения роста в новые месторождения необходимо ежегодно вкладывать минимум 30-35 млрд. долл.;
— искажение ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы привело к деформации структуры спроса с чрезмерной ориентацией его на газ и со снижением конкурентоспособности угля;
— из-за резкого снижения объемов геолого-разведочных работ уровни добычи углеводородного сырья не компенсируются при ростом запасов. За 10 лет восполнение извлекаемых из недр запасов их приростами составило по нефти 73 %, а по газу — 47%.

Цифры неутешительные. Под вопросом будущее отрасли и благополучие страны. Все это четко осознается высшим руководством нашего государства. Спасти положение могут не превентивные, а радикальные меры, которые должны дать желаемые результаты уже в ближайшее время.

НАДЕЖДЫ НА ИНВЕСТИЦИИ
Нужна четкая и эффективная инвестиционная политика, в которой государство и привлеченные им финансовые ресурсы должны сыграть важную роль не только в наращивании потенциала нефтегазового комплекса, но и в восстановлении контроля над крупнейшими нефтегазовыми компаниями страны.
По нашим оценкам, ситуация с инвестициями в освоение новых районов и в «запуске» новых проектов в России близка к критической. Большинство компаний наращивают добычу углеводородного сырья преимущественно за счет восстановления производственно-технического потенциала ранее введенных месторождений в освоенных районах. Именно такой подход позволяет российским нефтегазовым компаниям добиться низких издержек в добыче нефти и обеспечить экономическую основу получения высокой прибыли.
В целом по отрасли инвестиции в нефтегазовый сектор почти в два раза отстают от темпов роста прибыли. Значительная часть прибыли, остающаяся в руках собственников компаний и получаемая государством в виде налогов, направляется на текущее потребление.
Не оправдались надежды, которые возлагались на иностранные инвестиции. Ни одна из ведущих нефтегазовых компаний мира, имеющая свой бизнес в России, не инвестирует в реальные новые проекты. Исключение составляют проекты по Сахалину, которые, однако, имеют сугубо региональное значение.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Мы считаем, что основным механизмом запуска новых проектов могло бы стать решение о придании новым нефтегазовым территориям государственного программного статуса. Это означает, что за государством полностью сохраняется координирующая роль в согласовании лицензионных соглашений. Такой подход не противоречит российскому законодательству в сфере недропользования и способствовал бы деконцентрации властных полномочии в сфере управления недрами и в целом повысил бы эффективность самого процесса управления.
В последние три года наблюдается процесс разрушения нефтяного рынка России. Главной причиной ликвидации рыночных механизмов является монополизация нефтяного рынка, запущенная залоговыми аукционами середины 90-х годов. Ликвидация рынка происходит за счет создания крупными нефтегазовыми компаниями региональных монополий. В таких условиях, когда нефтегазовый комплекс все больше стремится к жесткой монополии, прямым инвестициям не остается привлекательных ниш для своей реализации.
Следовательно, необходима разработка программы демонополизации нефтяной промышленности России и эффективных инструментов контроля вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Здесь мы надеемся на помощь и поддержку западного сообщества.
И это особенно актуально в свете продолжающихся попыток ряда нефтяных компаний совершить прямую продажу нефтяных активов зарубежным покупателям, которая, вне всяких сомнений, не отвечает национальным интересам России, поскольку это резко ограничит приток прямых инвестиций в страну. Расширение и укрупнение ВИНК, по нашему мнению, должно происходить не за счет поглощения тех, кто оказался слабее на внутреннем рынке, а за счет участия в зарубежных проектах, продвижения на новые рынки, в первую очередь стран СНГ. На внутреннем рынке при этом должны создаваться условия для формирования и работы средних и мелких нефтегазовых компаний.

ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК
Европейский рынок является для наших энергоносителей основным экспортным рынком. Таким он останется и на ближайшие десятилетия. Следовательно, задача №1 для крупных российских нефтяных и газовых компаний — выйти на внутренние рынки Европы, на конечного потребителя с готовым продуктом, минуя многочисленных посредников. Выйти, приобретая за рубежом нефтеперерабатывающие заводы и сбытовые компании, стимулируя и участвуя в развитии сети нефте- и газопроводов, связанных с Россией. Это даст нам гарантированный сбыт продукции и гарантированный доход, в меньшей степени зависящий от мировой экономической конъюнктуры, и, соответственно, стабильность валютного курса и наполняемость бюджета.
Без поддержки государства здесь не обойтись. Нужна соответствующая нормативно-правовая база для деятельности на территории ЕС, унификация налоговой и таможенной политики, способствующая деятельности компаний в их стремлении приобретать собственность в зарубежных странах.
Взаимодействие с Европой в энергетической сфере развивается не столь динамично, как нам хотелось бы. Но прогресс в переговорном процессе, хотя и медленно, но уверенно дает о себе знать. В качестве положительного момента следует отметить намерения сторон рассмотреть возможность установления институциональных отношений между Россией и ЕС в сфере энергетики, что позволит подготовить основу для создания реального Энергетического сообщества.
Оценивая проблемы и перспективы Энергетического диалога Россия — ЕС, следует отметить, что без наполнения практическим содержанием он будет мало результативным. Многое зависит от развития сотрудничества России со странами ЕС, особенно с энергетическими бизнес-сообществами. Настало время активизировать участие российского и западноевропейского энергетического бизнеса в рамках Энергетического диалога Россия — ЕС.
Мир стоит на пороге глобальных энергетических изменений. Каким будет новый энергетический порядок? Подведет ли он черту под борьбой за энергоресурсы или, наоборот, усилит ее, вновь переведя в вооруженную плоскость?

Шафраник Ю.К. «Мировой энергетический рынок: роль и место России». — Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып.2004г./РАН, ИМЭМО, М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004г., стр.189-194.

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon