Ю.К. Шафраник: «Восточный проект в стратегии будущего» (сборник «Аналитические записки», спецвыпуск, РГРК «Голос России», Фонд «Мировая политика и ресурсы», декабрь 2005 г.)
За десять лет в России не произошло приращения ресурсной базы. За десть лет – ни одного нового открытия. Такого в нашей истории еще не было. Этот вопиющий факт (прогрессирующее истощение ресурсной базы под разговоры о «несметных богатствах» российских недр) – следствие политики, подрезающей будущее страны.
Теперь нам потребуются те же десять лет, чтобы, выйдя на разработку новых месторождений в новых, богатых ресурсами регионах, наверстать упущенное и восстановить ресурсную базу России.
- Реальное оживление российской экономики произойдет только на реальных проектах. Иного не дано. Проедание и дележка советского наследия, которыми мы занимаемся, ведут в тупик. Нужны прямые инвестиции в новые проекты, и неважно (для данного случая), откуда эти инвестиции придут и чьими будут, российскими или иностранными. В стране сейчас много денег, очень много. Правительство может мобилизовать эти финансы сравнительно легко (было бы желание). И при этом мы должны быть готовы дать необходимые гарантии иностранному капиталу Запада и Востока, чтобы привлечь к участию в стратегических проектах крупные зарубежные, в том числе транснациональные компании.
Само собой разумеется, что Россия и российский капитал должны полностью сохранять контроль над подготовкой и реализацией важнейших проектов. - Президент России обозначил ряд национальных проектов. Они носят преимущественно или даже исключительно социальный характер. Чтобы намеченные национальные проекты не стали простой раздачей денег и не превратились в спусковой крючок инфляции, их надо дополнить экономическими проектами на базе прямых инвестиций.
При реализации больших, стратегических проектов, особенно в рамках международного сотрудничества, необходимы мобилизованность и упорядоченность. Необходима разбивка проектов (не месторождений) по их значимости для экономики на международные, федеральные и региональные. Сейчас такой разбивки нет.
Под каждый проект Правительством должны быть созданы условия. Если мы хотим вести серьезный разговор с потенциальными стратегическими инвесторами, условия работы в проектах должны быть постоянными. Их нельзя менять год от года. Поэтому условия, созданные исполнительной властью, должны подкрепляться законодательными актами Государственной Думы. - Освоение территорий и ресурсов российского Востока требует такого же комплексного подхода, как при освоении Западной Сибири. В истории России ХХ века это была грандиозная эпопея — создание в 70-х годах нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Это был беспрецедентный по мирохозяйственному и геополитическому значению экономический проект, включавший освоение в кратчайшие сроки и в колоссальных объемах материально-технических и финансовых ресурсов для формирования нового сверхкрупного (в масштабах не только страны, но и мира) района добычи углеводородов.
- Сегодня, в том же контексте (создание предпосылок нового экономического «прорыва»), мы говорим о Восточном проекте, – о национальном экономическом, политическом, демографическом проекте комплексного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Главное для проекта такого масштаба — комплексность в освоении ресурсной базы и нацеленность на конечный продукт (на перерабатывающую промышленность, а не на выкачивание сырья из недр).
Комплексный подход даст возможность поднять на новую ступень региональную политику, направлять средства в те регионы, где реализуются национальные проекты.
Идеология комплексного подхода позволит решить вопрос о выборе приоритетных объектов финансирования геологоразведочных работ. - Ни одна компания в мире не сможет поднять Восточный проект самостоятельно, в одиночку – не те масштабы. Сделать это можно только при участии и под эгидой государства. Государство через специально созданную для этого администрацию (агентство, корпорацию, какой-то другой орган) должно взять на себя руководство реализацией всей совокупности работ на Востоке страны. В истории Советского Союза есть поучительный пример такого управленческого решения — создание в 30-х годах прошлого века администрации Северного морского пути. Есть аналогичные примеры управления огромными территориально-производственными комплексами и в истории западных стран — Соединенных Штатов, Канады, которые в данном случае перенимали сделанное в России.
- Во главе специально созданной государственной структуры (Администрации Восточного проекта) должна встать личность, отвечающая уровню исторической задачи и требованиям времени. Именно так было при А.Н.Косыгине, во времена Западносибирской эпопеи. Органу управления Восточным проектом должны быть переданы определенные государственные функции, он должен располагать соответствующим бюджетным финансированием (отдельная строка в бюджете). Замыкаться этот координирующий орган должен на Президента России. Никакие министерства, ведомства, регионы ни порознь, ни вместе поставить и решить эту крупнейшую государственную задачу не в состоянии.
- В рамках такого национального проекта есть место для всех видов бизнеса — государственного, частного, смешанного.
В то же время реализация Восточного проекта под эгидой государства означает, что государственные структуры определяют направления и масштабы участия в проекте корпоративного бизнеса. Наряду с этим у государства есть четкая политическая задача: оно должно определить, кого подобрать партнерами проекта. Международное участие в освоении наших восточных регионов целесообразно спланировать так, чтобы вдоль границ Восточной Сибири был создан сплошной пояс, или «буфер» стратегических ресурсных проектов с участием европейских, американских, индийских компаний. - Созданию государственного органа – координатора национального Восточного проекта должно предшествовать политическое решение по комплексному развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом ресурсная программа развития громадного региона должна стать важнейшей составной частью проекта, реализуемой опережающими темпами.
Если с политическим решением не тянуть, то уже к 2008 году мы получим зримое «оживление» на всех направлениях Восточного проекта. - В заключение еще раз подчеркну: применительно к востоку России, то есть огромному массиву зауральских регионов, речь идет о комплексном ресурсном проекте, а не только нефтегазовом, охватывающем важнейшие стороны общественно-экономического воспроизводства и национальной жизни.
Решается вопрос нашего будущего. Альтернативы у России нет.
Шафраник Ю.К. Восточный проект в стратегии будущего. — Сборник «Аналитические записки» (специальный выпуск), М., РГРК «Голос России», Фонд «Мировая политика и ресурсы», декабрь 2005г., стр. 5-8.