footer-logo
  • Russian
Меню

Ю.К. Шафраник: «Экономическая основа восточной политики будущего» («Вестник актуальных прогнозов» №15, 2007 г, том 2.)

Юрий Шафраник — председатель Совета Союза нефтепромышленников России

Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) во все большей степени становится одним из основных центров, формирующих и определяющих глобальные экономические и политические тенденции. Место России в данном регионе зависит не только от ее геополитического положения и статуса, но и от того, как, с чем и в какой форме страна будет участвовать в международном экономическом разделении труда. В настоящее время это поставки углеводородов (нефти и нефтепродуктов), добываемых в Западной Сибири, поставки леса и деловой древесины, военно-технические контракты на поставку авиационной техники и проч.
Однако по-настоящему прочные и устойчивые позиции страны будут определяться тем, в какой мере Россия сможет интегрировать развитие минерально-сырьевого комплекса восточных регионов страны в систему межстрановых интеграционных связей. Принципиальная особенность реализации данного «движения на Восток» состоит не только — и не столько — в том, чтобы стать сырьевым придатком быстроразвивающихся экономик стран, но в том, чтобы использовать участие в международном разделении труда и для развития экономики страны, и для ее модернизации.
Для этого есть все необходимые условия и возможности. Основная часть ресурсов и запасов полезных ископаемых сосредоточена в восточных регионах страны — в Сибири и на Дальнем Востоке. Практически по всем стратегическим видам минерального сырья и топлива суммарная доля этих регионов в структуре российских запасов составляет от 50 до 90% и более.
Эффективное использование минерально-сырьевого потенциала восточных регионов может не только обеспечить опережающие (по сравнению со среднемировыми показателями) темпы развития российской экономики, рост благосостояния граждан, но и сохранить значительную часть сырьевых ресурсов для нужд будущих поколений. Но все это не произойдет само по себе: для реализации имеющихся благоприятных возможностей необходима продуманная государственная политика в минерально-сырьевом комплексе, нацеленная не столько на рост объемов производства, сколько на достижение высоких показателей эффективности освоения ресурсов.
Говоря о ресурсах, речь надо вести не только о поставках сырья, но и о развитии перерабатывающих и наукоемких производств на востоке страны на основе комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов — вот тот путь, который предстоит пройти России в ближайшие годы. Необходимость решения данной задачи неоднократно подчеркивалась и декларировалась и ранее — в рамках системы централизованного планирования и управления. Однако данная задача так и не была решена: подавляющая часть предприятий и производств индустриального пояса Сибири и Дальнего Востока, расположенных вдоль Транссибирской магистрали, была направлена на решение задач обеспечения обороноспособности страны, а не на решение задач комплексного использования минерально-сырьевого потенциала обширного региона.
Восточный вектор экономической политики может дать не только ускорение темпов освоения минерально-сырьевой базы, но и способствовать формированию нового места нашей страны в системе мирохозяйственных связей. В рамках «восточной политики» ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу, рассматривать в качестве взаимной альтернативы решение задач по расширению экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса и высокотехнологичных отраслей экономики. Нужно использовать все имеющиеся возможности, а не пытаться разрешить надуманные дилеммы «или — или».
Точно так же в экономике восточных регионов страны нельзя противопоставлять минерально-сырьевой комплекс несырьевым отраслям, а нужно прилагать всемерные усилия для развития обеих составляющих регионального хозяйства. При этом не следует забывать, что в развитии минерально-сырьевого комплекса у России, по сути дела, просто нет иной альтернативы, как использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока: уж так распорядилась сама природа, наделив восточные регионы богатствами, которых нет в других частях нашей страны.
Но осваивать эти богатства нужно не по принципу «взял и ушел», а таким образом, чтобы создать основу для долговременного социально-экономического развития территорий и расширения всего спектра межрегиональных взаимодействий. Только таким видится путь, позволяющий решить сразу две стоящие перед нами задачи: во-первых, обеспечить эффективное развитие минерально-сырьевого комплекса, а во-вторых, сохранить и усилить российскую государственность за счет прочных позиций на востоке страны.
В сложившихся условиях необходимы новые подходы к освоению минерально-сырьевых ресурсов на востоке страны, основанные на инновациях в широком смысле слова, то есть, не только производственно-технологические, но и организационно-экономические. Возможности реализации проектов во многом определяются состоянием организационно-экономической среды — тем, насколько она способствует сокращению прямых затрат на освоение ресурсов и косвенных издержек, то есть, дополнительных расходов, связанных с различными факторами риска. Соответственно, организационно-экономические меры должны иметь целью:
— стимулирование потенциальных недропользователей к применению новых технологий и рациональных инженерных решений;
— создание благоприятных условий для привлечения капитала, в частности, снижение инвестиционных рисков за счет использования различных инструментов государственной поддержки и регулирования;
— выявление ключевых проектов, формирование групп такого рода проектов и реализацию «коридоров развития» минерально-сырьевого комплекса и комплексного социально-экономического развития территорий;
— организацию процесса привлечения инвестиций для осуществления конкретных проектов и в развитие тех или иных территорий на конкурентной основе;
— координацию действий инвесторов и операторов проектов с целью достижения максимальной эффективности развития целых территорий, а не только освоения отдельных месторождений полезных ископаемых.
При этом важно, чтобы меры организационно-экономического воздействия были не фрагментарными, а носили комплексный характер и представляли собой целостную государственную политику с четко обозначенными приоритетами и целями, а также средствами их достижения. Разработка и реализация такой политики является главной задачей государства, которое должно понять, что отдельными, даже самыми правильными, полумерами и плохо связанными друг с другом решениями сегодня уже не обойтись.
Сказанное относится, например, к недавнему введению льгот по налогу на добычу полезных ископаемых при освоении новых нефтяных месторождений Восточной Сибири и Якутии. Это бесспорно правильное и необходимое решение, позволяющее снизить инвестиционные риски, и его в той или иной степени следует распространить на другие территории и другие виды полезных ископаемых. Но этого явно недостаточно, если учесть масштабность и сложность задач по освоению сырьевого потенциала восточных регионов. Поэтому меры налогового стимулирования должны быть дополнены другими рычагами воздействия, которые в своем сочетании должны способствовать формированию полноценных и взаимовыгодных партнерских отношений между государством и частным бизнесом.
Нам следует использовать опыт многих зарубежных стран, где государственная экспортная политика является одним из наиболее эффективных инструментов развития внешней торговли и экономики в целом. Экспортная политика России в отношении продукции минерально-сырьевого комплекса должна не только стимулировать продвижение сырьевых товаров на новые рынки, но и способствовать общей активизации внешнеэкономической деятельности. Наш ресурсный потенциал и наш сырьевой экспорт следует целенаправленным образом использовать как инструмент для расширения сотрудничества с зарубежными странами во всех сферах экономики.
Необходимо как можно скорее сформировать «условный» характер сырьевого экспорта, отдавая приоритеты тем странам и рынкам, которые в большей степени готовы принять продукцию отечественной обрабатывающей промышленности и ее высокотехнологичных отраслей. Нужно также учитывать, что эффективная экспортная политика и открытость государства для сотрудничества с частными производителями экспортно ориентированных товаров являются важнейшими факторами для становления благоприятного инвестиционного климата в России и расширения притока инвестиций в экономику. Решение экономических проблем восточных регионов страны — основа налаживания и расширения взаимовыгодных экономических отношений с государствами АТР.
И еще один немаловажный момент. Поднять восточные регионы России, опираясь только на экономические подходы в узком смысле этого слова, по-видимому, невозможно. Серьезным элементом государственной региональной экономической политики до 1990-х годов было создание привлекательного, положительного имиджа Сибири и восточных регионов страны, в том числе по материальному благосостоянию. Сибирь была своего рода географическим идолом для целого поколения людей, начиная со второй половины 1950-х и до второй половины 1970-х годов. Край стал весьма привлекательным местом для жителей европейской части страны и, что особенно важно, для самой активной ее части — молодежи. Параллельно росло народонаселение.
Сейчас особая притягательность этого благодатного края растворилась как в тумане. Восстановить былой образ Сибири и Дальнего Востока чрезвычайно трудно, на это потребуется немало времени. Единственный способ видится в создании высокооплачиваемых рабочих мест. Поэтому мы и говорим о необходимости придания проектам по освоению минерально-сырьевой базы на востоке страны комплексного социально-экономического характера, об их увязке с задачами развития территорий и создании благоприятного социального климата. В этом видится и ответственность федерального центра, и региональных властей, и бизнеса.

Ю.К. Шафраник, «Вестник актуальных прогнозов» №15, 2007 г, том 2.

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon