footer-logo
  • Russian
Меню

Шафраник Ю.К. «Нефть в зеркале глобализации. Кто виноват и что делать…» («Парламентская газета», 23.11.2001 г.)

Юрий Шафраник — председатель Совета Союза нефтепромышленников России

Сегодня всех нас волнуют цены на нефть на мировых рынках.
Ведь от них зависит, к сожалению, благополучие России. Тенденции на нефтяных рынках — это объективная данность.
Ныне в мире добывается около 3,4 миллиарда тонн нефти в год. Из них 41 процент приходится на страны ОПЕК, 10 процентов дает Россия и около 9 процентов — США. За последнее десятилетие добыча нефти в мире выросла на 267 миллионов тонн в год. В то же время в России она упала на 197 млн. т/год.
Сравнивание помесячной динамики добычи и цен на нефть за эти годы и промышленного производства в целом показывает, что они тесно связаны между собой. Падение промышленного производства вызывает падение спроса на нефть и снижение цен. Снижение цен вызывает отток инвестиций из нефтедобывающей отрасли и падение добычи. Рост производства вызывает рост спроса, затем рост цен и инвестиций, что вызывает рост добычи.
К концу ХХ века в мире сформировалось три основных региона — потребителя нефти: Северная Америка (США, Канада и Мексика), на долю которой приходится 31 процент потребления жидкого топлива, Европа (включая Россию и другие страны СНГ) — 27 процентов и страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 24 процента. Этим же регионам соответствуют и основные рынки нефти.
Из названных выше основных рынков нефти наиболее уязвимы рынки АТР и Северной Америки, которые обеспечены собственной добычей на 41 и 56 процентов соответственно. Кризисные явления именно на этих рынках и были причиной резких колебаний цен на нефть в последнее десятилетие.
Поэтому ОПЕК как организация, претендующая на регулирование мировых цен на нефть, должна особо внимательно анализировать ситуацию в этих регионах, вести постоянный мониторинг основных ценовых и объемных параметров нефтяного рынка. Но этого не происходит. ОПЕК, похоже, не видит региональных отличий, а оценивает мировой рынок в целом. Поэтому принимает решения с опозданием. Иногда, как это случилось сейчас, для рынка эти опоздания становятся крайне опасными. Тенденция снижения цен явно проявилась еще в августе, в сентябре усилилась, а решения принимаются только в ноябре.
Главным поставщиком нефти на мировой рынок был и остается Ближний Восток. Большинство крупных нефтедобывающих стран региона входит в ОПЕК, только Оман (добыча — 44,6 млн. т/год) и Йемен (20,2 млн. т/год) не вошли в эту организацию. Их позиция беспокоит ОПЕК, и в кризисных ситуациях ОПЕК пытается координировать свои усилия по стабилизации цен на нефть с ними и с другими независимыми экспортерами нефти, такими, как Мексика, Россия, Норвегия и Великобритания.
ОПЕК играет ведущую роль только на рынках Северной Америки и АТР. На европейском рынке доля ОПЕК не столь велика и может быть еще меньше, если независимые экспортеры нефти будут вести согласованную политику. Поэтому, объединившись в организацию типа ОПЕК, эти страны могли бы полностью определять цены на нефть на европейском рынке.
Такая организация под названием Европейский Нефтяной Союз уже была создана в 1906 году семьями Нобель (Швеция), Ротшильд (Франция) и Дойче банком (Германия) и разделила рынок Европы между нефтью из Российской империи, Румынии и США. Последующие события в Европе привели к ликвидации этого Союза.
Основа сегодняшнего кризиса — это нескоординированные действия ОПЕК в условиях циклического экономического спада в США и некоторых других странах. Они усугубились запоздалым принятием решения странами ОПЕК. Из-за большого объема импорта нефти в США цены на нефть на мировом рынке сильно зависят от колебаний спроса на нефть в США. При падении спроса в США цены на нефть на мировом рынке также падают. Стабилизация цен возможна только в том случае, если главные поставщики США сократят поставку нефти.
Главными же поставщиками нефти в США являются страны ОПЕК вместе с Мексикой и Канадой. Они обеспечивают 74 процента импорта нефти в США, поэтому от их позиции зависит предложение нефти на рынке США. Из России в США доходит не более 200 тысяч тонн нефти в год. Таким образом, сокращение поставок нефти на экспорт, которого ОПЕК требует от России сейчас, не повлияет на причину падения цен на нефть в настоящее время. Это только освободит — вернее, расширит для ОПЕК нишу на европейском рынке, которую ОПЕК занял после обвального падения экспорта нефти из СССР из-за его распада в 1991 году. Россия с 1993 года старается вернуть свои рынки сбыта нефти, но ОПЕК жестко сопротивляется этому процессу. Это противодействие стало одной из причин падения цен на нефть в 1998 году.
Динамика мировых цен на нефть после 11 сентября 2001 года еще раз подтвердила, что одним из главных источников нестабильности цен на мировом рынке нефти является ситуация на нефтяном рынке США. Добыча нефти в США продолжает падать. Только 24 процента добытой нефти замещается вновь открытыми запасами. Одновременно сокращается нетто-экспорт нефти из Канады, хотя объемы поставок нефти из Канады в США по-прежнему велики. Экспорт из Мексики пока растет, но неизбежное сокращение добычи и рост потребления на внутреннем рынке заставят его снизиться.
В этой ситуации следует ожидать, что рынок Северной Америки будет все большим источником нестабильности цен на нефть на мировом рынке, так как он постепенно перейдет в полную зависимость от ОПЕК. Это может привести к серьезным проблемам в экономике США в ближайшие 10-20 лет. Связь с таким ненадежным сегментом рынка вредна для европейского нефтяного рынка, где есть все предпосылки для сохранения стабильности и роста.
Другим источником нестабильности является рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.
Проблема защиты европейского нефтяного рынка от резких колебаний цен на рынках США и АТР возникла еще в начале XX века. В то время, как и сейчас, Европа не могла полностью обеспечить свой внутренний рынок нефтью. Поэтому когда для стабилизации европейского нефтяного рынка был создан Европейский Нефтяной Союз, он немедленно заключил соглашение о разделе рынков с главным поставщиком нефти того времени — компанией «Стэндард ойл» (США).
В настоящее время ситуация на европейском рынке более благоприятная, чем в начале прошлого столетия. Европа с участием России и Казахстана может на 74 процента обеспечить нефтью свой рынок на длительную перспективу. Привлечение к этому союзу Ирака, который тяготеет к европейскому рынку, с его балансом нефти может существенно стабилизировать европейский нефтяной рынок и цены на нем.
Таким образом, для создания Европейского Нефтяного Союза (ЕНС) есть все основания, а его первыми учредителями могли бы стать Россия, Норвегия, Великобритания, Франция, Италия.
Полагаю, что именно Россия должна стать главным инициатором такого глобального проекта. Это только укрепило бы наши позиции на европейском рынке. Россия получит управляемый рынок сбыта нефти, который позволит планировать доходы бюджета на длительный срок без риска резкого падения цен. Управление рынком производители будут осуществлять совместно с потребителями, что позволит создать приемлемый ценовой коридор. Объективно справедливая цена сегодня, чтобы восполнять финансово добычу невосполнимых углеводородных ресурсов, — минимум 25 долларов за баррель.
Наличие Европейского Нефтяного Союза, уверен, позволит стабилизировать инвестиции в добычу и переработку нефти в России. Наша страна перестанет быть просителем, а станет уважаемым партнером, постоянно увеличивая добычу нефти и газа. Собственная добыча нефти в России должна быть не менее 430-450 млн. тонн.
Членство в Союзе облегчит России приобретение нефтеперерабатывающих заводов и сбытовых компаний в Европе, стимулирует развитие сети нефтепроводов, связанных с Российской системой, что дополнительно стабилизирует сбыт российской нефти.
Выход России на рынки Европы — это ключевая задача! Мы не имеем права терять здесь ни минуты. Даже при снижении мировых цен на нефть Россия должна активно выходить на рынки Европы. Такая политика окупится для государства сторицей.

Шафраник Ю.К. Нефть в зеркале глобализации. Кто виноват и что делать… Газета «Парламентская газета». — М., 23.11.2001 г.

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon