footer-logo
  • Russian
Меню

Шафраник Ю.К. «Мировой рынок нефти: взгляд из России» (журнал «Нефтегазовая вертикаль», №18 2001 г.)

Юрий Шафраник — председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России

Для устойчивого развития нефтяного комплекса России в первом десятилетии XXI века необходимо решить несколько задач. Среди них обеспечение роста добычи нефти до 430-450 млн. тонн в год; определение стратегии совместной работы по нефтяным проектам с Казахстаном, с достижением доли российских нефтяных компаний в этих проектах не менее чем 30%, и совместное с Казахстаном строительство нефтепровода в Китай; реконструкция в сотрудничестве с европейскими странами системы нефтепроводов «Дружба» с целью увеличения пропускной способности до 100 млн тонн в год; активизация целенаправленной работы на рынках нефти и нефтепродуктов в странах СНГ, и др. Однако нынешний период снижения цен на нефть особенно высветил необходимость для России занять ведущую позицию на нефтяном рынке Европы, для чего необходимо инициировать воссоздание Европейского Нефтяного Союза. Россия сегодня имеет уникальный шанс, правильно выстроив политику на ближайшие десятилетия, укрепиться и стать влиятельным государством.
В настоящее время в мире добывается около 3,4 млрд тонн нефти в год, на 7,8% больше, чем в 1990 году. Доля ОПЕК в мировой добыче составляет 41%, России — 10% и около 9% — США. Рост добычи за десятилетие на 267 млн тонн произошел в основном за счет стран ОПЕК (на 255 млн) и Северного моря, и несмотря на ее снижение в России (на 197 млн тонн) и в США (на 69 млн тонн).
При общей тенденции роста добыча нефти в прошедшем десятилетии дважды сокращалась: в 1991-1992 и 1999 годах. Причем в обоих случаях это было вызвано региональными кризисами: сначала из-за сокращения объемов промышленного производства в США, а затем — из-за начавшегося в 1997 году экономического кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Сопоставление показателей динамики добычи нефти и цены на нефть наглядно показывает причинно-следственную связь между ними. Падение промышленного производства вызывает падение спроса на нефть, что влечет снижение цен на нее. Снижение цен вызывает отток инвестиций из нефтедобывающей отрасли, что приводит к падению добычи. Рост производства, наоборот, вызывает рост спроса, цен и инвестиций, что в свою очередь вызывает рост добычи (см. «Среднемесячная цена нефти Brent»).
Анализ динамики основных производственных показателей нефтяной промышленности Мира показывает: загрузка НПЗ в настоящее время в среднем составляет 80,3%, что соответствует высокорентабельной работе и позволяет маневрировать в периоды пиковых нагрузок (см. «Динамика баланса производственных мощностей в нефтяной промышленности Мира»).
Динамика баланса производственных мощностей в нефтяной промышленности Мира
В целом тенденции развития отрасли в Мире благоприятны для существующего уклада мировой экономики.
СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ
Традиционно мы оперируем общим понятием «мировой рынок нефти», однако детальный анализ показывает, что рынок этот неоднороден и имеет свои региональные особенности. Так, регионы Северной Америки, Европы, СНГ и АТР являются основными потребителями нефти (см. «Распределение добычи и потребления по рынкам сбыта»). При этом рынки АТР и Северной Америки, которые собственной добычей обеспечены соответственно на 41% и 56%, наиболее уязвимы и нестабильны. Характерно, что кризисные явления именно на этих рынках и были причиной резких колебаний цен на нефть в последнее десятилетие.
По объему поставок главным поставщиком нефти на мировой рынок в региональном отношении остается во главе с Саудовской Аравией Ближний Восток, в организационном — ОПЕК, в который входит большинство нефтедобывающих стран ближневосточного региона. По организации поставок и методам ценообразования мировой рынок нефти делится на три сектора: внутренний рынок нефтедобывающих стран, экспорт и импорт нефти по трубопроводным системам и «нефть-на-море», т.е. экспорт и импорт танкерами. Суммарные поставки нефти стран-производителей на свои внутренние рынки составляют 1,6 млрд тонн в год. Внутренние цены на этих рынках значительно отличаются от цен мирового рынка и никак на них не влияют: они часто регулируются правительством страны (напрямую или при помощи налогов и таможенных пошлин) с целью обеспечить более полную загрузку собственных НПЗ и стимулировать развитие экономики своей страны. На экспорт по трубопроводам поставляется около 200 млн тонн в год. Крупнейшими трубопроводными системами мира являются нефтепроводы компании «Транснефть», соединяющие Россию и страны СНГ с Европой, и нефтепроводы, соединяющие Канаду с США. В настоящее время планируется создание трубопроводной системы между Россией и Китаем.
Трубопроводный сектор рынка нефти обычно называют «связанным рынком»: объем поставок на нем обычно определен на годы вперед, с привязкой цены к цене нефти, которая формируется при перепродаже нефти в танкерах.
Таким образом, цены на нефть на мировом рынке в основном определяются танкерным сектором рынка. Объем танкерных поставок составляет 1,6 млрд тонн в год. Из них 1,1 млрд тонн, или 69%, обеспечивает ОПЕК. Поэтому-то ОПЕК и играет главную роль в образовании цен на нефть на мировом рынке. Практика последних лет, однако, показывает достаточно низкую эффективность работы ОПЕК по управлению мировыми ценами: страны-члены Организации не соблюдают установленные квоты добычи, реакция на поведение рынка замедлена, процесс адаптации уровня квот не оперативен. В чем причина? Объективно говоря, в том, что ОПЕК ориентируется на абстрактные мировые цены, а не работает с конкретными потребителями на рынке.
ИСТОЧНИКИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ
Основа сегодняшнего кризиса — неадекватная и запоздалая реакция стран ОПЕК на падение потребления нефти в США в результате спада промышленного производства в этой стране, проявившегося еще в июле-августе 2001 года. Террористические акты 11 сентября перевели экономический спад в русло кризиса. (см. «Динамика цен мирового рынка на нефть Брент в сентябре-ноябре 2001 г»). Влияние же рынка США на мировой рынок нефти очень велико и определяется большим объемом импорта нефти: США производят 22% всей мировой промышленной продукции и потребляют 27,8% всей нефти, добываемой в мире. Нетто-импорт нефти в США в 2000 году достиг 550 млн тонн в год, что составляет 31% всего мирового импорта нефти. Поэтому цены на нефть на мировом рынке сильно зависят от колебаний спроса на нефть в США.
За последнее десятилетие годовая добыча нефти в США сократилась на 69 тонн в год. Соответственно зависимость от экспорта из других стран, в первую очередь стран ОПЕК, Мексики и Канады, которые обеспечивают 74% внешних поставок нефти в США, выросла.
Другим фактором влияния на стабильность мировых цен является состояние рынка стран АТР, падение потребления нефти на котором в 1997 году явилось одной из причин ценового кризиса 1997-1998 гг. Для этого рынка характерен большой разрыв в показателях душевого потребления для стран с разным экономическим строем — например, 2,019 тонн в год в Японии, 0,180 тонн в год в Китае, 0,575 тонн в год в Таиланде и 0,088 тонн в год в Индии. Если допустить, что потребление развивающихся стран АТР в перспективе выровняется хотя бы на уровне Таиланда (наиболее развитого из этой группы стран в регионе), то суммарно оно вырастет на 30,0 млн тонн в год до уровня 850 млн тонн в год.
Как показывает опыт, такой рост потребления всегда сопровождается кризисами. Поэтому АТР в ближайшие годы станет еще большей причиной колебаний цен на нефть, чем это было в последнем десятилетии XX века. Кроме того, дополнительные поставки нефти на рынок АТР будут стимулировать рост цен на нефть на мировом рынке. Они также увеличат зависимость региона от ОПЕК, а это, в свою очередь, негативно скажется на нефтяном рынке США, который снабжается из того же источника. В результате Европейский рынок, третий по емкости энергетический рынок мира, в ближайшие годы будет нуждаться в серьезной защите от неизбежных кризисов на рынках Северной Америки и АТР. Обеспечение такой защиты не только необходимо, но и возможно.
Анализ географии потоков нефти показывает, что ОПЕК играет ведущую роль только на рынках Северной Америки и АТР. На европейском рынке доля ОПЕК не столь велика. Она может быть еще меньше, если независимые экспортеры нефти будут вести согласованную политику. Всего в Европу морем поставляется 510 млн тонн в год. Из этого объема Норвегия могла бы взять на себя 40 млн тонн в год, Россия -70 млн тонн в год, Великобритания — 50 млн тонн в год, Казахстан — 20 млн тонн в год, прочие страны, не входящие в ОПЕК, — до 100 млн тонн в год. Всего независимые экспортеры могут обеспечить поставку 380 млн тонн в год или 75% морских поставок нефти в Европу. Поэтому, объединившись в организацию типа ОПЕК, эти страны могли бы полностью определять цены на нефть на европейском рынке. Управление западноевропейским рынком нефти производители могли бы осуществлять совместно с потребителями, что позволит создать приемлемый для всех ценовой коридор и снизить риски колебания цен, связанные с кризисами в США и АТР.
ЕВРОПЕЙСКИЙ НЕФТЯНОЙ СОЮЗ
Проблема защиты европейского нефтяного рынка от резких колебаний цен на рынках США и АТР возникла еще в начале XX века. В качестве его защиты в 1906 году семьями Нобель и Ротшильд, а также Дойче Банком был создан Европейский Нефтяной Союз, который тогда разделил рынок Европы между поставками нефти из Российской империи, Румынии и США. Российской и румынской нефти было отведено всего 20-25% рынка.
В наше время Европа в лучшем положении: с участием России и Казахстана регион может на 74% обеспечить нефтью свой рынок на длительную перспективу. С подключением стран, входящих в сферу влияния Европы — к ним можно отнести Алжир, Ирак, Сирию, Тунис и ряд других — европейский рынок может полностью обеспечить себя нефтью на несколько десятилетий. Таким образом, необходимая база для воссоздания Европейского Нефтяного Союза (ЕНС) реально существует. Есть и инфраструктура: действующая система нефтепроводов, связывающая Европейский рынок с Россией и Казахстаном.
Уверен, что идея создания ЕНС получит поддержку со стороны Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). В настоящее время страны ЕЭС собственной добычей нефти обеспечены только на 43%, а без нефти Северного моря — лишь на 4,5%. Можно предположить, что после интеграции стран Восточной Европы в ЕЭС с неизбежным ростом спроса в этих странах до уровня Западной Европы, европейскому рынку потребуется дополнительно более 180 млн тонн в год нефти. С другой стороны, запасы нефти в России и Казахстане достаточно велики для того, чтобы обеспечить поставку 200 млн тонн в год в течение ближайших 20-ти лет.
Создание ЕНС имело бы позитивные результаты и для России. В качестве одного из лидеров ЕНС Россия объединила бы свои интересы с Норвегией, Великобританией, Францией, что укрепило бы позиции России в Европе и способствовало бы мягкой интеграции в «Европейский дом». Кроме того, Россия получила бы стабильный, предсказуемый рынок сбыта нефти без риска резкого колебания цен.
Страны ЕНС, заинтересованные в поставках, получат дополнительный стимул для инвестиций в добычу и переработку нефти в России. Российским нефтяным компаниям был бы облегчен путь к приобретению НПЗ в Европе. Учитывая, что цена на нефтепродукты не подвержена таким колебаниям, как на сырую нефть, для России наличие такой собственности станет гарантией стабильных прибылей.
С созданием ЕНС сеть нефтепроводов, связанных с российской трубопроводной системой, получит новый мощный толчок к развитию, что дополнительно стабилизирует сбыт российской нефти. Аналогичные соображения будут стимулировать вступление в ЕНС и Казахстана. Таким образом, задача из задач для России — это выход России на рынки Европы. Даже при снижении мировых цен на нефть Россия должна активно завоевывать этот рынок. Для этого необходима координация действий с основными поставщиками нефти на европейские рынки: Норвегией, Великобританией. Для этого и нужен Европейский Нефтяной Союз! При этом снижать добычу нефти, как того требует ОПЕК, нельзя. Сокращение поставок нефти на экспорт, которого ОПЕК требует от России, очень несущественно повлияет на формирование цен на нефть на Северо-Американском рынке, так как Россия в число поставщиков США не входит (через длинную цепочку посредников туда доходит не более 200 тыс. тонн российской нефти в год). В то же время сокращение экспорта российской нефти освободит для ОПЕК нишу на европейском рынке, которую страны Организации непременно займут, как они это сделали после обвального падения экспорта нефти из СССР в 1991 году.
Россия должна стать инициатором воссоздания Европейского Нефтяного Союза. Для сохранения преемственности в организационный комитет должны войти также Германия и Франция. Цель создания ЕНС — стабилизация цен и поставок на нефтяном рынке Европы. В качестве первого шага по созданию ЕНС необходимо подготовить и подписать соглашения о стабилизации цен между поставщиками и потребителями Европы.
ОСНОВЫ ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Добыча нефти в России все больше смещается к востоку. Разрабатывается Сахалин, крупные месторождения недавно открыты в Эвенкии. Очевидно, что оптимальные направления для новой нефти — рынок АТР. При этом рассматривается два варианта выхода России на этот рынок: строительство нефтепровода в Китай и в порт Находка. Через порты Находка или Ванино Россия смогла бы выйти на рынок АТР и танкерами поставлять нефть не только в Китай, но и в Японию, Южную Корею и Индию. Учитывая, что приоритетом для России должен быть европейский рынок, поставка нефти в Китай может играть роль своеобразного «предохранительного клапана» для сброса излишков нефти при падении цен на европейском рынке.
Для России, так же как и для Казахстана, очень важно южное направление, поэтому естественным нашим партнером и союзником в создании и развитии трубопроводной системы на юг и в Китай должен быть Казахстан. Но только при условии, что российским нефтяным компаниям удастся получить не менее 30% участия в добывающих активах Казахстана. Это обеспечит дружную партнерскую работу по развитию транспортной системы совместно с казахстанскими и американскими компаниями на Китай, Афганистан, Индию, Пакистан. Союзником здесь может быть Иран.
Для оценки перспектив экспорта нефти из России необходимо правильно оценить перспективу развития внутреннего рынка России, связанных с ним рынков стран СНГ и Восточной Европы. При росте душевого потребления нефти в России до минимального западноевропейского уровня потребление нефти на внутреннем рынке должно возрасти на 65-70 млн тонн в год. С поставками из России тесно связаны рынки Украины, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Армении. При росте потребления до нынешнего российского уровня они будут вынуждены импортировать около 40 млн тонн в год.
Другим направлением российского экспорта являются поставки нефти в страны Восточной Европы по системе нефтепроводов «Дружба», которые в настоящее время составляют 60 млн тонн в год. При сохранении существующих тенденций в уровне потребления, на ближайшее десятилетие на восточно-европейский рынок прогнозируется рост поставок в полтора раза, до 100 млн тонн в год. Для их обеспечения необходимо реконструировать и увеличить пропускную способность систему нефтепроводов «Дружба». Эта работа потребует значительно меньше средств, чем рискованное строительство нефтепровода в порт Находка, и даст более быструю и гарантированную отдачу.
Поставка нефти и нефтепродуктов в Западную Европу составляет сейчас 129 млн тонн в год. Вряд ли Россия сможет в ближайшие годы существенно увеличить этот объем, но сохранить имеющиеся рынки сбыта совершенно необходимо. При рассмотренном варианте развития рынков сбыта Россия должна будет добывать 450-460 млн тонн нефти в год. В 1999 году начался рост добычи нефти в России. По прогнозу, в 2001 году добыча нефти должна достичь 340 млн тонн в год. Если темпы роста добычи сохранятся, то к 2010 году Россия сможет добывать более 450 млн тонн в год. Это немного превышает уровень 1991 года, но далеко не достигает пиковых объемов 1987-1988 годов. Тем не менее, такой уровень позволит России обеспечить все традиционные рынки сбыта своей нефти и обеспечит большой вес на двух обширных региональных рынках — европейском и китайском, куда по прогнозу в 2010 году будет направляться соответственно 44% и 5% российской нефти. Остальные 51% распределятся между рынком России и Белоруссии (вместе) и остальных стран СНГ в соотношении 44% и 7%.
Это очень напряженная, но реальная программа, реализация которой возможна только при соответствующей протекционистской политике Правительства России по отношению к нефтедобывающим компаниям.
Главные экспортеры нефти ( млн т/год).
Страна
Добыча
Мощность НПЗ
Внутреннее потребление
Потребление нефти, тонн на душу населения в год
Экспорт нефти при 100% загрузке своих НПЗ
Фактический нетто-экспорт
Россия
303,4
280,8
114,3
0,778
22,5
89,0
Норвегия
151,9
15,3
10,1
2,280
136,6
141,8
Мексика
151,8
75,7
81,9
0,854
76,1
69,9
Великобритания
132,5
90,9
80,5
1,363
41,6
52,0
Оман
44,6
4,2
3,4
1,440
40,4
41,2
Ангола
36,1
1,6
6,7
0,621
34,5
29,4
Сирия
27,6
12,1
9,7
0,583
15,5
17,9
Канада
100,6
92,2
83,2
2,720
8,4
17,4
Йемен
19,0
6,0
6,0
0,364
13,0
13,0
Казахстан
25,6
21,4
14,9
0,950
4,2
10,7
Вьетнам
11,30
0,0
6,7
0,088
11,3
4,6
Новая Гвинея
3,9
0,0
0,6
0,130
3,9
3,3
Дания
11,7
6,6
10,8
2,009
5,1
0,9
Независимые экспортеры, всего
1 019,9
606,8
428,9
0,884
413,1
591,0
ОПЕК-Саудовская Аравия*
414,9
82,2
59,1
2,850
332,7
355,8
ОПЕК-Венесуэла
154,8
58,6
18,4
0,792
96,2
136,4
ОПЕК-Иран
179,1
67,6
58,0
0,936
111,5
121,1
ОПЕК-ОАЭ
113,4
10,6
7,6
2,850
102,8
105,8
ОПЕК-Кувейт*
103,1
44,1
5,3
2,850
59,0
97,7
ОПЕК-Ирак
105,3
17,3
17,3
0,621
88,0
88,0
ОПЕК-Нигерия
103,6
21,9
17,6
0,621
81,7
86,0
ОПЕК-Ливия
69,5
17,3
13,9
0,621
52,2
55,6
ОПЕК-Алжир
40,7
24,1
8,4
0,280
16,6
32,3
ОПЕК-Катар
33,1
2,9
2,1
2,850
30,2
31,0
ОПЕК-Индонезия
64,2
46,3
43,7
0,215
17,9
20,5
ОПЕК, всего
1 381,7
392,9
251,4
0,509
988,8
1 130,2
Экспортеры, всего
2 401,6
999,7
680,3
0,695
1 401,8
1 721,2
Весь мир
3 389,0
3 900,0
3 389,0
0,565
-511,0
0,0

  • ПРИМЕЧАНИЕ: данные по Саудовской Аравии и Кувейту включают по 50% показателей Нейтральной Зоны

Шафраник Ю.К. Мировой рынок нефти: взгляд из России. Журнал «Нефтегазовая вертикаль». — М., №18 2001 г., с.78-81

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon