footer-logo
  • Russian
Меню

Ю.К. Шафраник: «Лицом к Востоку: приоритеты, ключевые проекты взаимная ответственность государства и бизнеса». Часть 1 (препринт научного доклада, «Вектор Бук», Тюмень, 2008 г.)

Юрий Шафраник — председатель Совета Союза нефтепромышленников России

1. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Все мы хорошо знаем, что по своему ресурсно-сырьевому потенциалу Российская Федерация является одной из богатейших стран мира. В России открыто и разведано примерно 20 тысяч месторождений полезных ископаемых, в которых сосредоточено свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, более 30% ̶ газа, 11% ̶ угля, 26% ̶ железных руд, значительная доля цветных, благородных, редких металлов и алмазов. По объему разведанных запасов большинства стратегических видов полезных ископаемых Россия занимает первое-третье место в мире. Сырьевой потенциал, которым располагает наша страна, не есть «мертвое» богатство ̶ из общего числа разведанных месторождений полезных ископаемых более трети введено в промышленное освоение, а минерально-сырьевой комплекс, созданный трудом нескольких поколений россиян, представляет собой один из ключевых отраслевых комплексов в отечественной экономике (табл. 1).

Таблица 1
Минерально-сырьевой комплекс в экономике России в 2005 г.
Показатель
Добыча полезных ископаемых
В % к итогу по России
Номинальный объем ВВП, млрд руб.
2070
9,6
Основные производственные фонды на начало года, млрд руб.
2618
29,3
Инвестиции в основной капитал, млрд руб.
474
13,4
Иностранные инвестиции в текущем году, млрд долл.
6
11,2
Иностранные инвестиции накопленные, млрд долл.
22
19,4
Экспорт в страны дальнего зарубежья, млрд долл.
140
67,2
Численность занятых, тыс. чел.
1071
1,6
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата1-го работника, руб.
19954
233
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб.
804
26,8
Рентабельность реализованной продукции, %
38,0
14,6
Рентабельность активов, %
20,6
8,4
На сегодняшний день Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером минерального сырья. Стоимость продукции минерально-сырьевого комплекса составляет порядка 200 млрд. долл., а использование недр ежегодно приносит государству 1,5 трлн. рублей доходов в бюджеты всех уровней. За счет освоения сырьевого потенциала формируется почти 10% ВВП страны, 50% доходной части федерального бюджета и более 70% валютных поступлений от экспорта. Вследствие благоприятной рыночной конъюнктуры рентабельность активов и продаж произведенной продукции в минерально-сырьевом комплексе примерно в 2,5 выше, чем в среднем по экономике России.
Развитие отечественного минерально-сырьевого комплекса характеризуется значительной пространственной неравномерностью. Основная часть ресурсов и запасов полезных ископаемых сосредоточена в восточных регионах страны в Сибири и на Дальнем Востоке. Практически по всем стратегическим видам минерального сырья и топлива суммар­ная доля этих регионов в структуре российских запасов составляет от 50 до 90% и более.
В силу этого восточные регионы России являются главными поставщиками нефти, природного газа, угля, редких и цветных металлов, золота, серебра, алмазов. Созданные в Сибири и на Дальнем Востоке топливно-энергетические и горно-металлургические промышленные комплексы вносят существенный вклад в обеспечение экономического роста страны, в формирование положительного сальдо торгового баланса, в наполнение бюджетов всех уровней, а также стабилизационного и инвестиционного фондов.
Эффективное использование минерально-сырьевого потенциала восточных регионов может не только обеспечить опережающие (по сравнению со среднемировыми показателями) темпы развития российской экономики, рост благосостояния граждан, но и сохранить значительную часть сырьевых ресурсов для нужд будущих поколений. Но все это не произойдет само по себе ̶ для реализации имеющихся благоприятных возможностей необходима продуманная государственная политика в минерально-сырьевом комплексе, нацеленная не только и не столько на рост объемов производства, сколько на достижение высоких показателен эффективности освоения ресурсов.

2. ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ К РАЗВИТИЮ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Глубокий кризис, охвативший российскую экономику в конце 1980-х ̶ начале 1990-х годов, не обошел стороной и минерально-сырьевой комплекс. В эти годы в России резко сократились объемы добычи полезных ископаемых, а по некоторым видам, например, по нефти, меди, алюминиевому сырью и ряду других,спад производства носил обвальный характер. Но что еще более драматично, произошел фактический развал геологоразведочной отрасли, последствия которого сказываются вплоть до настоящего времени.
Реформы в сфере недропользования, проведенные в 1992 — 1998 годах, реорганизация предприятий и отраслей минерально-сырьевого комплекса с учетом требований рыночной экономики позволили стабилизировать ситуацию и создали необходимые условия для выхода из кризиса и дальнейшего роста производства. Этому также в немалой степени способствовало улучшение общеэкономической ситуаций в стране и благоприятная конъюнктура мировых рынков.
Благодаря действию названных факторов в начале нынешнего столетия в динамике добычи практически всех видов минерального сырья и топлива наметились устойчивые позитивные тенденции. По объемам производства минерально-сырьевой комплекс если и не превзошел, то, по крайней мере, вплотную приблизился к докризисному уровню. В производственной сфере главной проблемой сегодняшнего дня остается проблема подготовки и восполнения разведанных запасов. Несмотря на то, что в развитии геологической отрасли тоже налицо общие положительные сдвиги, темпы подготовки запасов все еще отстают от динамики добычи.
Тем не менее, если оценивать ситуацию в целом, можно сказать, что к настоящему времени задача восстановления минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регионов в основном решена. Перспективы дальнейшего развития связаны с осуществлением десятков масштабных инвестиционных проектов по освоению ресурсов практически всех видов полезных ископаемых (табл. 2).

Таблица 2
Инвестиции в основные промышленные проекты по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам на период до 2020 г., млрд долл.
Отрасли
СФО
ДВФО
Всего по восточным регионам
Инвестиции
Проекты
Нефтегазовая промышленность
47,6 ̶ 51,1
74,0 ̶ 89,3
121,6 ̶ 140,4
15
Угольная промышленность
2,4 ̶ 4,4
2,6 ̶ 4,4
4,9 ̶ 8,7
10
Тепловая энергетика
6,4 ̶ 8,2
12,4 ̶ 13,1
18,8 ̶ 21,3
17
Гидроэнергетика
14,6
10,8
25,4
8
Черная металлургия
1,0
3,3
4,3
5
Цветная металлургия
9,6 ̶ 11,0
4,8 ̶ 5,5
14,3 ̶ 16,5
22
Лесной комплекс
4,5 ̶ 4,6
1,5
6,5 ̶ 6,6
10
Транспортная инфраструктура
2,4
4,2
6,7
14
Итого
88,5 ̶
97,3
113,6 ̶
132,1
202,6 ̶
229,9
101

Общая инвестиционная емкость наиболее крупных и значимых проектов (с учетом комплекcирующих проектов по переработке сырья, в энергетическойи лесной отраслях и в инфраструктурной сфере), находящихся на той или иной стадии подготовки и реализации, на период до 2020 г. составляет 200 ̶ 230 млрд долл. И это только по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам. Если же учесть нефтегазовые проекты севера Западной Сибири (включая Ямальский), то предполагаемая сумма инвестиций возрастет еще на 100 — 125 млрд долл. Таким образом, инвестиционная емкость проектов, непосредственно связанных с развитием минерально-сырьевого комплекса в регионах к востоку от Урала, оценивается примерно в 250 ̶ 300 млрд долл., что как минимум в 2,5 раза превышает современную стоимость основных производственных активов отрасли.
Среди регионов Сибирского и Дальневосточного ФО наибольшее число проектов предполагается реализовать в Красноярском крае (16), Иркутской области (13) и Якутии (12), а лидером по объему планируемых инвестиций является Сахалинская область (67 млрд долл.), что связано с осуществлением нескольких проектов по освоению нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского моря (рис. 2). В отраслевом разрезе наибольшая часть инвестиций приходится на нефте- и газодобычу ̶ 120 ̶ 140 млрд долл. (более 80%), а сучетом западносибирских проектов это составит величину в 220 ̶ 265 млрд долл., или более 90% от всех инвестиций в минерально-сырьевой комплекс восточных регионов страны.

Говоря о перспективах развития минерально-сырьевого комплекса, следует четко разделять два типа задач:
1) по развитию производств, связанных с добычей и последующей переработкой минерального сырья;
2) по воспроизводству сырьевой базы добывающих производств, поиску и разведке запасов полезных ископаемых.

Осуществляемые и готовящиеся к реализации инвестиционные проекты в основном связаны с вовлечением в хозяйственный оборот уже открытых запасов минерального сырья и топлива. Между тем по большинству видов полезных ископаемых в настоящее время происходит сокращение разведанных запасов, подготовка которых отстает от роста добычи. Именно по этой причине одной из важнейших задач в минерально-сырьевом комплексе, требующих безотлагательного решения, является ускоренное развитие геологоразведочных работ.

Поскольку геологоразведка в нашей стране в значительной степени финансируется за счет бюджетных средств, необходимо определить государственные приоритеты и по видам полезных ископаемых, и по территориям выполнения работ. Современная политика Министерства природных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию исходит из того, что приоритеты в геологоразведке должны определяться с учетом вклада тех или иных видов полезных ископаемых в экономику страны, обеспеченности добычи запасами и ресурсами, а также прогнозируемых уровней потребления минерального сырья в будущем. Исходя из этих требований, в качестве приоритетных выделяются две группы полезных ископаемых:

  • во-первых, те виды минерального сырья и топлива, которые обес­печивают основной объем валютных поступлений и наполнение бюджета (прежде всего нефть и газ);
  • во-вторых, импортируемые и дефицитные виды минерального сырья, которые Россия вынуждена ввозить, ̶ хром, марганец, титан, уран, а также большая группа неметаллических полезных ископаемых.

Такой подход представляется вполне обоснованным. Но если учесть условия и факторы, связанные с решением проблем социально-экономического развития восточных территорий, в качестве специального приоритетного направлении в сфере геологоразведки следует рассматривать работы по изучению и подготовке сырьевой базы производств, способствующих комплексному развитию восточных территорий. Это тем более важно, поскольку по нефти, газу и большинству видов твердых полезных ископаемых основные работы Федерального агентства по недропользованию планируется сосредоточить именно на востоке страны.
В качестве особой задачи можно выделить проблему освоения шельфов арктических и дальневосточных морей. На долю шельфов приходится половина площади нефтегазоносных провинций страны и значительная часть ресурсного потенциала, которая пока еще в очень малой степени вовлечена в хозяйственный оборот. Поэтому активизацию морских работ на труднодоступных восточных шельфах Арктики следует считать одним из приоритетных направлений в сфере геологоразведки.
Общий потребный объем финансирования геологоразведочных работ на период до 2020 г., по самым скромным оценкам, должен составить около 60 млрд долл., в том числе за счет федерального бюджета ̶ 6,5 млрд долл. («инерционный» вариант долгосрочной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы).
Для достижения равновесия между добычей и приростом запасов полезных ископаемых, в соответствии с «перспективным» вариантом программы, всего необходимо будет затратить примерно 85 млрд долл., в том числе за счет бюджетных источников ̶ более 9 млрд. Учитывая территориальные приоритеты в развитии геологоразведочных работ, величину затрат на подготовку сырьевой базы добывающих отраслей в восточных регионах страны можно оценить в 40 ̶ 60 млрд долл., из которых до 6 ̶ 7 млрд долл. должно быть профинансировано за счет федерального бюджета.

3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
Масштабность количественных параметров предстоящего развития минерально-сырьевого комплекса не может не впечатлять. Но цифры объемов добычи и разведки запасов, предполагаемой величины инвестирования средств сами по себе не дают ответа на вопрос: а зачем все это нужно? Намечая перспективы роста объемов производства, необходимо задуматься о фундаментальных целях и задачах дальнейшего развития с учетом всего спектра новых условий экономического, социального и политического характера.

При этом нужно отчетливо осознавать, что быстрый рост объемов производства в минерально-сырьевом комплексе на стадии его восстановления был обеспечен главным образом за счет:

  • вовлечения в хозяйственный оборот ранее разведанных и подготовленных к промышленной эксплуатации запасов полезных ископаемых;
  • использования апробированных в мировой практике технологий и оборудования, которые прежде были недоступны отечественным горнодобывающим предприятиям;
  • перехода к традиционным для рыночной экономики методам управления и организации производственных и экономических процессов.

Перечисленные выше факторы в значительной степени уже исчерпали свой ресурс действия, поэтому для дальнейшего устойчивого развития минерально-сырьевого комплекса страны и ее восточных регионов необходимо включить новые рычаги, адекватные новым масштабным целям и задачам.
Реалии нашего времени таковы, что в развитии минерально-сырьевого комплекса задачи узко экономического свойства, связанные с обеспечением роста поставок сырья и топлива на внутренний рынок и на экспорт, отходят на второй план, уступая свое место задачам более широкого значения.
Экономический кризис в России привел к значительному ослаблению, а порою и полному исчезновению прежних межрегиональных хозяйственных связей. В наибольшей степени от этого пострадали восточные регионы страны, многие из которых оказались почти в буквальном смысле слова отрезанными от «центра», от европейской части России.
Спад в экономике восточных регионов во многих случаях был более глубоким, чем в среднем по стране. Начались крайне негативные социальные процессы, связанные с оттоком и сокращением общей численности населения. Миграционный отток, принявший массовый характер, ведет к ухудшению структуры населения, поскольку в основном уезжают люди наиболее молодые, активные, образованные и востребованные в других регионах, что лишает Сибирь и Дальний Восток значительной части трудовых ресурсов. Рост различий между регионами в уровне социально-экономического развития чреват многими негативными последствиями, в частности, дальнейшим ростом социальной напряженности. А все это вместе взятое следует рассматривать как прямую угрозу территориальной целостности и экономическому суверенитету страны.

Другой не менее важный аспект современного развития связан с обеспечением геополитических интересов России в условиях процессов глобализации. Кто бы и что бы ни говорил о превращении России в сырьевой придаток экономически развитых государств мира, непреложным фактом остается то, что сегодня ни одна страна не может обойтись без сырья и топлива. Россия же располагает минерально-сырьевым потенциалом, по своему размеру значительно превосходящим ее собственные потребности. И было бы крайне недальновидным не использовать имеющиеся возможности для развития международных экономических связей и укрепления позиций страны на мировой арене, используя фактор взаимной зависимости между поставщиками и потребителями топливно-сырьевых ресурсов. При этом для России наиболее важным представляется:

  • соблюдение справедливых ценовых паритетов во внешней торговле;
  • расширение географии экспорта (прежде всего за счет динамично развивающихся стран АТР) с целью недопущения зависимости от отдельных региональных рынков;
  • постепенное замещение в структуре экспорта необработанного сырья продуктами более высокой степени обработки с большей добавленной стоимостью.

Сейчас уже можно смело констатировать, что Россия вновь стоит перед «лицом» Востока. В решении задач по налаживанию и расширению взаимовыгодных экономических отношений с государствами АТР видится новая база для повышения динамичности собственного экономического и общественного развития. Интеграция с Западом показывает, что наше участие в ней зарубежные партнеры зачастую понимают очень примитивно и однозначно, рассматривая Россию просто как источник поставок сырья и энергоресурсов. Восточный вектор экономической политики может дать не только ускорение темпов освоения минерально-сырьевой базы, но и способствовать формированию нового места нашей страны в системе мирохозяйственных связей.
И естественно, в рамках «восточной политики» ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу, рассматривать в качестве взаимной альтернативы решение задач по расширению экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса и высокотехнологичных отраслей экономики. Нужно использовать все имеющиеся возможности, а не пытаться разрешить надуманные дилеммы «или-или».
Точно также в экономике восточных регионов страны нельзя противопоставлять минерально-сырьевой комплекс несырьевым отраслям, а нужно прилагать всемерные усилия для развития обеих составляющих регионального хозяйства. При этом не следует забывать, что в развитии минерально-сырьевого комплекса у России по сути дела просто нет иной альтернативы, как использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока. Уж так распорядилась сама природа, наделив восточные регионы богатствами, которых нет в других частях нашей страны.
Но осваивать эти богатства нужно не по принципу «взял и ушел», а таким образом, чтобы создать основу для долговременного социально-экономического развития территорий и расширения всего спектра межрегиональных взаимодействий. Только таким видится путь, позволяющий решить сразу две стоящие перед нами задачи: во-первых, обеспечить эффективное развитие минерально-сырьевого комплекса, а во-вторых, сохранить и усилить российскую государственность за счет прочных позиций на востоке страны.

4. УГРОЗЫ И РИСКИ. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
Реализация эффективных стратегий по освоению минерально-сырьевого потенциала восточных регионов страны сталкивается с серьезными препятствиями, имеющими в основном институциональную природу. Главная проблема заключается в том, что государству в лице федеральных органов власти и управления пока что не удалось сформулировать внятные позиции ни по отношению к минерально-сырьевому комплексу, ни в вопросах региональной политики. Данное обстоятельство значительно повышает риски осуществления инвестиций в крупные капиталоемкие проекты по освоению ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока, особенно в малообжитых и не обустроенных районах, удаленных от сложившихся промышленных центров.
Совершенно очевидно, что вопрос освоении минерально-сырьевых ресурсов и развития восточных регионов страны ̶ это прежде всего вопрос привлечения инвестиций. Однако современный инвестиционный климат в российской экономике во многом выглядит хуже даже по сравнению с тем, что существовал в начале и в середине 1990-х годов, когда мы только-только приступили к проведению масштабных экономических реформ. В то время основные инвестиционные риски связывались с экономической нестабильностью, неустойчивостью нормативно-правовой среды, не вполне четким распределением полномочий между различными органами управления, непрозрачностью и частыми изменениями налоговой системы и т.п. Все это имело место и было вызвано переходным характером экономики. При проведении реформ мы зачастую действовали методом проб и ошибок, что также приводило к усилению нестабильности.

В настоящее время многое изменилось. Стабилизировалась общая ситуация в экономике, приняты налоговый и бюджетный кодексы, заполнена значительная часть ранее существовавших законодательных брешей, устоялась система государственного администрирования и контроля, т.е. «правила игры» стали более понятными и прозрачными, но и более консервативными. В чем это заключается?

  1. В России сейчас действует унифицированная и весьма прозрачная система налогообложения, но имеющая выраженный фискальный характер и не дающая почти никаких стимулов для инновационной деятельности и осуществления инвестиций, особенно в крупные капиталоемкие проекты.
  2. Государство усилило свое прямое участие в ключевых отраслях экономики через подконтрольные компании (такие, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и др.), тем самым ясно высказывая свое недоверие частному бизнесу, для которого оказались фактически закрытыми обширные сферы деятельности, например, магистральный трубопроводный транспорт.
  3. Воздвигнуты барьеры для участия иностранного капитала при освоении ресурсных объектов, получивших статус стратегических и, в частности, при освоении месторождений нефти и газа на морском шельфе, которые перешли под полный государственный контроль.
  4. В минерально-сырьевом комплексе доминирующее положение занимают крупные компании (в том числе полугосударственные), а доля независимых малых и средних производителей с каждым годом неуклонно снижается, что ведет к усилению монопольных тенденций и подавлению конкуренции. Государство же никоим образом не контролирует процесс слияний и поглощений, боле того, расширение полугосударственных хозяйственных структур происходит в основном за счет покупки активов и поглощения все тех же независимых компаний.

Перечисленные выше обстоятельства на практике создают целую систему антистимулов для осуществления инвестиций в развитие минерально-сырьевого комплекса и освоение новых территорий на востоке страны. А по сути это означает, что государство просто не знает, в каком направлении нужно двигаться при дальнейшем проведении экономических реформ и как выстраивать взаимоотношения с частным бизнесом, а потому выбирает для себя путь наименьшего сопротивления, действуя по старому «доброму» принципу: «держать и не пущать». Как следствие, благие намерения государства по широкомасштабному освоению ресурсного потенциала восточных регионов страны приобретают сугубо декларативный характер, а в реальной действительности все сводится к реализации считанного числа крупных инвестиционных проектов, связанных в основном с внешнеполитическими интересами (например, строительства трубопроводной системы ВСТО и освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Якутии).

Одну из главных угроз для эффективного освоения ресурсного потенциала и для достижения целей социально-экономического характера, которую ни в коем случае нельзя недооценивать, представляет монополизация минерально-сырьевого комплекта. По большинству видов полезныхископаемых (включая стратегические природный газ, никель, алмазы, металлы платиновой группы и проч.) на долю одной компании приходится свыше 35 % объемов производства, что превышает критический порог даже по действующему и далеко не идеальному антимонопольному законодательству,в котором вообще никак не трактуются ситуации коллективного или регионального монополизма. Если же учесть названные формы проявления монополизма, то к числу монопольных видов деятельности в минерально-сырьевом комплексе можно отнести процессы освоения едва ли не всех видов полезных ископаемых.
Монополизм в минерально-сырьевом комплексе создаст серьезные преграды для повышения эффективности производства, снижения издержек, внедрения новых технологий и организационных решений. Какие стимулы для инноваций могут быть у крупной компании-монополиста, если у нее нет реальных конкурентов в борьбе за источники сырья и она может диктовать цены на рынке? Ответ выглядит вполне очевидным: практически никаких. Даже конкуренция на мировых рынках не может побудить наши крупные компании к инновационному развитию и сокращению издержек. В условиях благоприятной конъюнктуры компании и при нынешнем технологическом уровне получают приемлемую прибыль, а если конъюнктура ухудшается, они просто сворачивают свою производственную и инвестиционную деятельность и, прежде всего, в сфере геологоразведки и подготовки запасов.
Другим следствием монополизма является неэффективное использование имеющеюся сырьевого потенциала. И безусловно прав Министр природных ресурсов РФ Ю.П. Трутнев, который, представляя на заседании Правительства РФ программу воспроизводства минерально-сырьевой базы, отметил, что «когда одна или две компании контролируют весь сырьевой рынок страны и при этом им переданы практически все разведанные запасы, надеяться на их инвестиции в развитие ресурсной базы, геологоразведочные работы не приходится».
Другая сторона проблемы заключается в том, что от 25 до 60% распределенных запасов ключевых полезных ископаемых в России не осваивается, а лежит «мертвым грузом» на балансе крупных компаний. Наращивая свою сырьевую обеспеченность, последние не столько заботятся о развитии производства, сколько о повышении капитализации. При этом расширение сырьевых активов в значительной степени, если не полностью, происходит за счет поглощения наиболее успешных независимых компаний, осуществляющих реальные инвестиции в разведку и освоение новых месторождений.
Такая практика стала типичной, к примеру, в нефтяной и газовой промышленности, и ̶ что наиболее печально ̶ ее активное используют не только крупнейшие частные, но и подконтрольные государству компании, тем самым действуя вразрез с национальными интересами. А последние, как известно, предполагают поддержание и усиление конкуренции в экономике, в том числе и в минерально-сырьевом комплексе.
Доминирующее положение крупных компаний и угнетение малого и среднего бизнеса находится в явном противоречии с национальными экономическими интересами и интересами отдельных регионов, которые нередко попадают в полную зависимость от одной компании-недрополъзователя. Сложившаяся ситуация в большей степени характерна для колониального типа освоения сырьевых территорий, что ставит под сомнение возможность решения фундаментальных задач по развитию восточных регионов, понимаемых в контексте сохранения российской государственности и экономического суверенитета страны.
И, конечно же, наиболее общие, можно сказать, стратегические угрозы и риски для освоения минерально-сырьевого потенциала восточных регионов страны связаны с неясностью целей и приоритетов на государственном уровне. Федеральные власти до сих пор так и не определились в вопросе о том, каковы должны быть роль и место восточных и северных территорий в экономике страны. Как следствие, очень противоречивы «сигналы» бизнесу со стороны государства.
Чего стоит хотя бы затяжная дискуссия, ведущаяся при активном участии МЭРТ, о нецелесообразности развития Сибири и севера страны. В одной тональности с позицией МЭРТ звучат и высказывания некоторых высокопоставленных чиновников Минфина, дескать, зачем нужно заниматься комплексным развитием территорий, если запасы полезных ископаемых там рано или поздно кончатся и жить там будет некому? Столь недальновидная позиция правительственных органов по вопросам, имеющим принципиальное значение для развития страны и ее сохранения как целостного государства, представляется весьма и весьма опасной.

5. НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
В сложившихся условиях необходимы новые подходы к освоению минерально-сырьевых ресурсов на востоке страны, основанные на инновациях в широком смысле слова, т.е. не только производственно-технологических, но и организационно-экономических. Действие инструментов стратегии по освоению ресурсов должно быть нацелено на увеличение отдачи от инвестиций, сокращение издержек и рисков, что выступает в качестве объективной основы для повышения инвестиционной привлекательности проектов и конкурентоспособности продукции.

Фактор сокращения издержек имеет особое значение, если учесть, что по качественным параметрам запасов многих видов полезных ископаемых (нефти, железных руд, сырья для производства алюминия, свинца, цинка, олова, меди и др.) Россия уступает своим основным зарубежным конкурентам. Относительно невысокое качество сырьевой базы, концентрация новых перспективных месторождений в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой и сложными природно-климатическим условиями создают предпосылки для роста капиталоемкости и себестоимости добычи. Поэтому в производственно-технологическом планеакцент должен быть сделан:

  • на решении задач по воспроизводству минерально-сырьевой базы, по ускорению темпов геологоразведочных работ и переводу прогнозных ресурсов в категории промышленных запасов;
  • на использовании новых эффективных технологий разведки запасов и добычи полезных ископаемых;
  • на применении рациональных инженерных решений при обустройстве месторождений и прилегающих территорий;
  • на опережающем развитии инфраструктуры перспективных территорий и, в первую очередь, транспортной.

Возможности реализации проектов во многом определяются состоянием организационно-экономической среды ̶ тем, насколько она способствует сокращению прямых затрат на освоение ресурсов и косвенных издержек, т.е. дополнительных расходов, связанных с различными факторами риска. Соответственно, организационно-экономические мерыдолжны иметь целью:

  • стимулирование потенциальных недропользователей к применению новых технологий и рациональных инженерных решений;
  • создание благоприятных условий для привлечения капитала, в частности, снижение инвестиционных рисков за счет использования различных инструментов государственной поддержкии регулирования;
  • выявление ключевых проектов, формирование групп такого рода проектов и реализация «коридоров развития» минерально-сырьевого комплекса и комплексного социально-экономического развития территорий;
  • организация процесса собственно привлечения инвестиций для осуществления конкретных проектов и в развитие тех или иных территорий на конкурентной основе;
  • координация действий инвесторов и операторов проектов с целью достижения максимальной эффективности развития целых территорий, а не только освоения отдельных месторождений полезных ископаемых.

При этом важно, чтобы меры организационно-экономического воздействия были не фрагментарными, а носили комплексный характер и представляли собой целостную государственную политику с четко обозначенными приоритетами и целями, а также средствами их достижения.

Разработка и реализация такой политики является главной задачей государства, которое должно понять, что отдельными, даже самыми правильными, полумерами и плохо связанными друг с другом решениями сегодня уже не обойтись.
Сказанное, например, относится к недавнему введению льгот по налогу на добычу полезных ископаемых при освоении новых нефтяных месторождений Восточной Сибири и Якутии. Это бесспорно правильное и необходимое решение, позволяющее снизить инвестиционные риски, и его в той или иной степени следует распространить на другие территории и другие виды полезных ископаемых. Но этого явно недостаточно, если учесть масштаб и сложность задач по освоению сырьевого потенциала восточных регионов.
Поэтому меры налогового стимулирования с необходимостью должны быть дополнены другими рычагами воздействия, ко­торые в своем сочетании должны способствовать формированию полноценных и взаимовыгодных партнерских отношений между государством и частным бизнесом.

Учитывая значимость внешнеэкономических и внешнеполитических аспектов в развитии минерально-сырьевого комплекса на востоке страны, хотелось бы обратить особое внимание на проблему государственной поддержки российских экспортеров сырья. У нас почему-то принято считать, что сырьевые товары, в особенности нефть и газ, сами пробьют себе дорогу на мировые рынки, а конкурентоспособность этих товаров не вызывает сомнений. Однако качественные характеристики российских запасов полезных ископаемых во многих случаях хуже среднемировых, что объективно обусловливает и более высокий уровень издержек в добыче. Для усиления конкурентных позиций наших производителей на мировых рынках необходима целенаправленная государственная поддержка, которая в настоящее время фактически отсутствует (причем не только в отношении сырьевых товаров, но и продукции высокотехнологичных отраслей экономики).
В данном вопросе нам следует использовать опыт многих зарубежных стран, где государственная экспортная политика является одним из наиболее эффективных инструментов развития внешней торговли и экономики в целом. Экспортная политика России в отношении продукции минерально-сырьевого комплекса должна не только стимулировать продвижение сырьевых товаров на новые рынки, но и способствовать общей активизации внешнеэкономической деятельности.

Наш ресурсный потенциал и наш сырьевой экспорт следует целенаправленным образом использовать как инструмент для расширения сотрудничества с зарубежными странами во всех сферах экономики. Необходимо как можно скорее сформировать «условный» характер сырьевого экспорта, отдавая приоритеты тем странам и рынкам, которые в большей степени готовы принять продукцию отечественной обрабатывающей промышленности и ее высокотехнологичных отраслей. Нужно также учитывать, что эффективная экспортная политика и открытость государства для сотрудничества с частными производителями экспортно ориентированных товаров являются важнейшими факторами для становления благоприятного инвестиционного климата в России и расширения притока инвестиций в экономику. А вопрос успешного развития минерально-сырьевого комплекса на востоке страны ̶ это, как уже отмечалось выше, прежде всего вопрос инвестиций.
Поднять восточные регионы России, опираясь только на экономические подходы в узком смысле слова, по-видимому, невозможно. Серьезным элементом государственной региональной экономической политики до 1990-х годов было создание привлекательного, положительного имиджа Сибири и восточных регионов страны, в том числе по материальному благосостоянию.

Сибирь была географическим идолом целого поколения людей со второй половины 1950-х до второй половины 1970-х годов, была привлекательна для потоков населения из европейской части, а среди приезжавших на работу была преимущественно молодежь. Параллельно росло народонаселение. Сейчас этот особый имидж фактически исчез, а население сокращается. Восстановить былой образ Сибири и Дальнего Востока чрезвычайно трудно, на это потребуется немало времени. Единственный способ видится в создании высокооплачиваемых рабочих мест.
Но парадокс заключается в том, что, с одной стороны, восточные регионы являются основной топливно-энергетической и сырьевой базой страны, и в минерально-сырьевом комплексе проблема заработной платы, рабочих мест во многом решена на приемлемом уровне. С другой стороны, преобладающая часть населения и рабочих мест сосредоточена в обрабатывающей промышленности, включая предприятия ВПК, науку, образовательный комплекс и так далее, где заработная плата одна из самых низких.
Поэтому мы и говорим о необходимости придания проектам по освоению минерально-сырьевой базы на востоке страны комплексного социально-экономического характера, их увязки с задачами развития территорий и создания благоприятного социального климата. В этом видится ответственность и федерального центра, и региональных властей, и бизнеса.

Ю.К. Шафраник, Препринт научного доклада, «Вектор Бук», Тюмень, 2008 г., «Вестник актуальных прогнозов» №15, том 3, 2008 г.

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon