footer-logo
  • Russian
Меню

Итоги Международного консультативного совещания «Россия — Европа: стратегия энергетической безопасности»,  6 – 7 июня 1995 г.

Юрий Шафраник — министр топлива и энергетики Российской Федерации (1993 — 1996 )

Международное консультативное совещание «Россия-Европа: стратегия энергетической безопасности» (06 — 07 июня 1995 г.), организованное Советом безопасности Российской Федерации при активном участии Мирового энергетического совета и Московского международного энергетического клуба, привлекло большое внимание широких энергетических кругов России и многих зарубежных стран.

В Совещании приняли участие руководители российского топливно-энергетического комплекса, ряда федеральных органов власти, ведущие ученые, президенты акционерных обществ и коммерческих энергетических структур, руководители банков, инвестирующих в отрасли энергетического сектора.

В совещании участвовали свыше 30 руководителей зарубежных энергетических служб, национальных и межнациональных энергоснабжающих и энергомашиностроительных компаний, международных энергетических и финансовых организаций.

Совещание обсудило энергетическую ситуацию в России и Европе, перспективы обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения, возможную, в будущем, роль российских энергетических ресурсов в энергообеспечении Европы, роль Европейской энергетической хартии, проблемы обеспечения активного участия российских и иностранных финансовых институтов в инвестировании строительства новых, в реконструкции и техническом перевооружении действующих энергетических и топливных объектов в России, вопросы участия российских организаций в развитии энергетической базы за рубежом.

Особого внимания заслуживает справедливо прозвучавший на Совещании тезис о том, что в ряде преуспевающих западноевропейских стран, а также в США и Японии, преждевременно снята с повестки дня проблема энергетической безопасности, поскольку наблюдаемый за последние годы рост зависимости этих стран от импортных энергоресурсов нельзя не рассматривать иначе, как снижение уровня энергетической безопасности.
Предотвратить негативное влияние роста зависимости национального энергоснабжения от импорта энергетических ресурсов на уровень энергетической безопасности можно, по мнению участников Совещания, путем перехода от торговли энергоресурсами к сотрудничеству в энергообеспечении на основе взаимного доверия, взаимного интереса и твердой политической воли.
Нужна энергетическая безопасность, обеспечиваемая через партнерство в решении энергетических проблем.

Участники Совещания были единодушны в мнении о том, что стабильность энергообеспечения и, следовательно, энергетическая безопасность всего европейского континента как в настоящее время, так и особенно в перспективе во многом будет определяться стабильностью и эффективностью финансирования, а также возможностью дальнейшего развития и совершенствования российского топливно-энергетического комплекса и темпами перевода экономики России на энергосберегающий путь развития.

В выступлениях участников Совещания особо отмечалось, что экспортный потенциал российского топливно-энергетического комплекса и, следовательно, в определенной мере уровень энергетической безопасности в Европе могут быть существенно повышены в результате осуществления поддерживаемой на государственном уровне энергосберегающей политики.
Освоение только наиболее эффективной части образовавшегося за многие годы расточительного использования энергоресурсов потенциала энергосбережения, оцениваемого в сотни миллионов тонн в нефтяном эквиваленте, позволило бы:

  • во-первых, снизить нагрузку на отрасли топливно-энергетического комплекса России, обеспечив тем самым время и возможности для модернизации и технического перевооружения;
  • во-вторых, повысить на сотни миллионов тонн в нефтяном эквиваленте экспортный потенциал российского топливно-энергетического комплекса;
  • в-третьих, облегчить России выполнение своих обязательств перед мировым сообществом по снижению негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду.

В этой связи Совещание выразило свое удовлетворение тем, что как в Указе Президента Российской Федерации «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» от 7 мая 1995 г., так и в Энергетической стратегии России проблемам повышения энергетической эффективности экономики и энергосбережению придан высший приоритет в государственной энергетической политике.

На Совещании прозвучала глубокая озабоченность проблемой производства первичных энергетических ресурсов и электроэнергии в России, обусловленной как сокращением спроса на них из-за экономического кризиса, так и выбытием производственных мощностей из-за отсутствия инвестиций на их поддержание на требуемом уровне.

В высказываниях как российских, так и зарубежных участников Совещания отмечалось, что особенно тяжелое положение сложилось в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Основная причина этого — резкое сокращение инвестиций.
Особую тревогу вызывает сокращение темпов прироста достоверных запасов нефти, который в последние два года был меньше объема ее добычи.
В выступлениях зарубежных участников Совещания подчеркивалось наличие в России большого числа многообещающих проектов в нефтедобыче, в реализацию которых, связанную с крупными инвестициями, могли бы внести существенный вклад иностранные компании путем предоставления передовых технологий и выделения долгосрочных кредитов.
Со стороны зарубежных участников Совещания отмечалось, что расширению участия и ускорению предоставления иностранных инвестиций на восстановление и дальнейшее увеличение потенциала российской нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности могло бы содействовать создание в России стабильной и четкой законодательной и финансовой основы и обеспечение получения инвесторами адекватной и стабильной прибыли.
Указывалось также на то, что развитию экспортного потенциала российской нефтяной промышленности могло бы оказать содействие ускоренное создание в России новых морских нефтяных терминалов.
Это же относится и к другим отраслям энергетического сектора.

Особый интерес участников Совещания вызвало положение дел в российской газовой промышленности, являющейся крупнейшей в мире и обладающей почти третью мировых доказанных запасов природного газа и огромным потенциалом их дальнейшего наращивания.
Они были единодушны во мнении, что российский газ может и должен играть важную роль в обеспечении ожидаемого на европейском континенте роста спроса на этот наиболее экологически чистый вид органического топлива.
Руководители ряда зарубежных газовых компаний выразили готовность оказать содействие реализации в России новых крупных газовых проектов и, что не менее важно, в обеспечении надежных рынков сбыта их продукции, в осуществлении крупномасштабной программы газосбережения в России, в модернизации действующей системы магистральных газопроводов и внедрения современной системы учета расхода газа.
По их мнению, к которому присоединились российские участники Совещания, существуют большие возможности для рассмотрения сотрудничества западных газовых компаний с российской газовой промышленностью на условиях партнерских отношений в интересах обеспечения длительного и надежного газоснабжения как в самой России, так и во всей Европе.
Подчеркивалось также, что Европейская энергетическая хартия с ее системой международных договоров внесет существенный вклад в расширение участия российского газа в газоснабжение всего европейского континента.

Участники Совещания считают, что по мере создания и освоения экономически обоснованных и экологически чистых угольных технологий как при его добыче, так и при его потреблении, потребности в российских углях внутри страны и за ее пределами могут возрасти, что в сочетании с ожидаемым подъемом экономики приведет к оживлению российской угольной промышленности.
На Совещании подчеркивалось, что в ближайшей перспективе главной задачей, которая должна решаться в российской угольной промышленности, является повышение ее технического уровня, а также улучшен неэкономических показателей ее функционирования, в том числе, за счет постепенного закрытия нерентабельных и убыточных шахт с одновременным решением социальных проблем, вызванных этим.
Отдельные зарубежные участники Совещания считают, что главная задача российской угольной промышленности, во всяком случае в ближайшей перспективе, состоит в удовлетворении внутреннего спроса на твердое топливо.
Созданию мощного экспортного потенциала российской угольной промышленности из-за высокого уровня конкуренции на мировом угольном рынке должно предшествовать тщательное изучение возможностей появления новых внешних рынков сбыта угля.
При этом следует считаться с тем фактом, что из-за более низкой конкурентоспособности угля по сравнению с нефтью и газом на европейском рынке и европейских угольных предприятиях с американскими и австралийскими в течение более 30 лет наблюдается и ожидается в будущем сокращение добычи угля в Европе.
Повышению эффективности и технического уровня российской угольной промышленности могло бы способствовать расширение сотрудничества российских и западных предприятий в создании и применении новых эффективных угольных технологий и оборудования.

В выступлениях российских и иностранных участников Совещания отмечалось, что несмотря на трудности переходного периода, сопровождаемые инвестиционным кризисом, обусловленным неплатежами за используемую электроэнергию и тепло, электроэнергетика России в основном обеспечивает внутренние потребности страны в энергии, постепенно наращивая экспорт электроэнергии.
По мнению ряда зарубежных участников Совещания, совпадающим с основными положениями Энергетической стратегии России, необходимый в будущем прирост генерирующих мощностей будет удовлетворяться путем строительства не столько крупных электростанций, сколько электростанций малой и средней мощности, в первую очередь, работающих по высокоэффективному парогазовому циклу Для привлечения частных российских и иностранных инвестиций целесообразна организация так называемых «независимых производителей энергии» — как тепловой, так и электрической.
Выступающие подчеркнули существование адекватной технической базы в России, прежде всего в авиационной промышленности. Основная проблема-необходимость законодательной базы, позволяющей заключить долгосрочные контракты на поставку электроэнергии, так как это сделано на Западе.
Совещание обращается к Правительству и Парламенту России с пожеланием ускорить этот процесс.
Высказывалось также обоснованное мнение о том, что было бы целесообразным, чтобы на международном уровне продолжилась работа в направлении создания Балтийского и Черноморского электроэнергетических объединений, что может повысить уровень электроэнергетической безопасности этих регионов.

Атомная энергетика в России получит свое развитие по мере освоения атомных энергетических реакторов нового поколения повышенной безопасности. В этой связи было высказано мнение, что в современных условиях большую роль в решении этой задачи могло бы сыграть объединение усилий заинтересованных стран с целью ускорения работ по созданию и освоению таких реакторов.

Совещание с интересом отнеслось к высказанному на нем предложению по созданию постоянно действующего консультативного органа по координации политики, направленной на повышение энергетической безопасности на европейском континенте.
Предметами рассмотрения этого консультативного органа, состоящего из представителей высокого уровня заинтересованных государств могли бы стать создание межгосударственных газо- и электротранспортных магистралей, обеспечение их живучести, прогнозирование и проведение согласованной политики, дальнейшая разработка концепции европейской энергетической безопасности.
Такой орган мог бы функционировать при Комитете по энергетике Европейской экономической комиссии ООН, либо при Международном энергетическом агентстве (МЭА), при условии решения вопроса о равноправном участии в этом органе стран — не членов МЭА.

В сборнике материалов Международного консультативного совещания «Россия-Европа: стратегия энергетической безопасности». — М., 1995 г.

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon