На главную

 

История бакинской нефтянки

ismail.jpg

Автор: Исмаил Агакишиев, «История бакинской нефтяной промышленности»

В 1994 г. было образовано объединение «Роскаспнефть», куда входят Роснефть, ЛУКойл и Астраханский судостроительный завод «Красные Баррикады». Первую буровую платформу объединение было намерено строить на дагестанском шельфе. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) этого проекта было подготовлено английской фирмой SP KENIK, которая выиграла тендер на освоение этого месторождения вместе с Роскаспнефтью и учредила совместное предприятие «Каспойл девелопмент». Создание СП означало начало свободного действия прикаспийских стран на Каспии.

Доктор политических наук В. Разуваев писал: «Государственные институты, в том числе Министерство иностранных дел, по-прежнему считают себя вправе единолично определять политику стран в нефтяном вопросе. Степень влияния нефтепромышленников определяется также традиционно приниженным положением отрасли в отечественной политике».

В 1994 г. прибыльная отрасль была обложена неплатежами и получала около 10% от цены на экспортируемую сырую нефть. Одной из главных причин, препятствовавших совместному сотрудничеству между постсоветскими странами, были существовавшие в то время финансовые проблемы. Например, не выполнялись обязательства, взятые на себя Россией и Казахстаном, по взаимным поставкам. В 1991–1994 гг. неплатежи между государствами были обычным делом.

Так, задолженность Казахстана за полученные топливно-энергетические ресурсы на 1 января 1995 г. составила 669,7 млрд рублей, за нефтепродукты – 6,81 млрд рублей. Потребители российской стороны задолжали поставщикам нефти в Казахстане примерно такую же сумму.

Проблема достигла такого уровня, что государства были вынуждены разработать положение о порядках и сроках погашения задолженности по взаимным обязательствам предприятий. Минтопэнерго России и бывшее Минтопэнерго Казахстана в проведении расчетов за поставки ресурсов и выполненные работы в 1994 г. практически не были задействованы, не использовались в должной мере формы и механизмы, упрощающие взаиморасчеты.

Сотрудничество с западными компаниями было необходимо России, так как у российских предприятий в то время не было ни технологий, ни крупных финансовых возможностей. Главным для инвесторов было принятие закона о разделе продукции. Долгожданный Указ «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний», подписанный президентом России 1 апреля 1995 г., стал мощным фактором в упорядочивании структур компаний и укреплении их позиций в нефтяной промышленности.

Как отмечал вице-президент НК «ЛУКойл» Леонид Федун, «президентский указ, на основании которого были созданы первые нефтяные компании, носил черты компромисса, поскольку он готовился в середине 1992 г., когда психология нашего общества была иной, чем сегодня. Указ №327 как бы завершает формирование политической основы приватизации нефтяного комплекса в России».

Главным новшеством этого указа было то, что основой нефтяного комплекса оказались компании. Фактически нефтяные компании стали основными субъектами деятельности в нефтегазовом секторе. Как отмечал Алекперов, «указ позволяет нефтяным компаниям, образованным в 1992 г., создать по-настоящему вертикальную структуру».

Указ также позволял присоединить к ЛУКойлу предприятия, которые по тем или иным причинам не входили в состав компании, например, предприятия нефтепродуктообеспечения на Каспии. В связи с принятием данного указа АО «ЛУКойл» приняло решение о переходе к единой акции компании. С начала 1995 г. компания перешла к новой консолидированной организационной структуре управления. Сущность организационной перестройки заключалась в ликвидации имевшейся раздробленности на уровне предприятий и в создании крупных производственных структур, способных оперативно решать весь комплекс хозяйственных вопросов. Это позволяло сократить центральный аппарат и сосредоточить его на решении основных стратегических и финансовых вопросов.

В сентябре 1993 г. ГНКАР и НК «ЛУКойл» подписали рамочное соглашение по основным принципам сотрудничества, включая совместную разведку и разработку месторождений в Азербайджане. В ноябре 1993 г. было подписано межправительственное соглашение о переуступке ГНК АР 10% доли участия в консорциуме по разработке месторождений Азери и Чираг из своей 30-процентной доли в пользу АО «ЛУКойл». Со стороны России соглашение было подписано министром топлива и энергетики РФ Ю. Шафраником.

«Контракт века» подписал представитель Минтопэнерго РФ С. Пугач, и проект был признан на уровне правительства. Первые задачи АО «Нефтяные компании «ЛУКойл», как записано в уставных документах, удовлетворяли потребности своих акционеров, главным из которых было государство. Общая инвестиционная сумма расходов по контракту для ЛУКойла составила 800 млн долларов США. Но их возмещение должно было начаться с первой тонны нефти. Половину из этих доходов получало государство в виде налогов и в виде своей доли в компании «ЛУКойл».

ЛУКойл кроме сотрудничества по контракту ведет и другие работы через компанию «Азери-ЛУКойл», созданную на паритетной основе с ГНК АР и ЛУКойлом, а также с Торговым домом «ЛУКойл». Велись переговоры между ГНК АР и группой компаний в составе ЛУКойла, Пеннзойла и Аджип о разведке и последующей разработке одного из перспективных месторождений на Каспии.

Нефтяные компании России положительно отнеслись к освоению нефтяных месторождений совместно с иностранными компаниями. Директор департамента Морнефти, входившей в состав АО «Роснефть», И. Чернов писал: «Необходимо как следует оценивать деятельность компании «ЛУКойл», которая наряду со множеством иностранных компаний приняла участие в создании нефтяного консорциума. Решение ЛУКойла можно только приветствовать, кроме того, было бы хорошо, если бы в концерне приняли участие и другие российские компании». По словам Чернова, «Азербайджан уже разрабатывает нефть, его примеру последует и Казахстан. Пройдет 20 лет, они будут качать нефть и получать прибыль, а мы продолжим вести бесполезный спор».