На главную

 

Добыча золота в России: новые старые надежды

Zoloto.jpg

Два чувства владели участниками конференции «Золото и технологии 2012 г.», прошедшей в рамках 16-й Международной выставки «Горное оборудование, добыча и обогащение руд и минералов». С одной стороны, в 2011 г. добыча золота выросла до 211 т, и этим гордились, а с другой – рост отрасли сковывают бюрократические кандалы, что печалит геологов и промышленников многие годы.

Потенциал огромен

Все основные ораторы ‒ председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба, председатель Комитета по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценным камнями и изделиями из них Торгово-промышленной палаты РФ Валерий Рудаков и начальник отдела нормативно-правового обеспечения недропользования ФГУ Центр «СРП-Недра» Денис Никишин ‒ указывали на огромный потенциал добычи, исходя из имеющихся оценок запасов золота (2‒3-е место в мире).

Как всегда излучающий оптимизм В. Рудаков центральной идеей своего доклада определил возможность выйти на первое место в мире по добыче золота: «…Абсолютно реализуемо, если главы страны (имеются в виду В. Путин и Д. Медведев – ред.) поставят задачу добывать в России не менее 450 тонн золота в год только из золотых месторождений, потому что наш российский патриотизм очень хочет, чтобы Россия стала первой страной в мире по добыче золота не позднее 2023 г.» В качестве аргумента он привел пример Китая, где в 1985 г. добывалось всего 10 т золота, когда мировой лидер ЮАР добывала 600 т, а в 2010 г. Китай уже занимал первое в место в мире с добычей более 340 т золота (правда, при резком сокращении добычи в ЮАР).

В этом году рост добычи составит 3‒3,5%

Сергей Кашуба надежной предпосылкой для наращивания добычи золота считает хорошую маржу благодаря высокой мировой цене. «…В 2011 г. формально средние затраты по ведущим компаниям составили $700‒750 на унцию, а в среднем по отрасли $800‒900 на унцию, ‒ отметил он. ‒ Если же учитывать большие для нашей страны скрытые затраты на разного рода «крыши» и т.п., то маржа добывающего предприятия получится несколько меньше, но все же при сопоставлении с текущей мировой ценой вполне достаточная…»

Благоприятным фактором является также активность Центрального банка РФ и коммерческих банков, которые, по данным С. Кашубы, в 2011 г. скупили 155 т золота и продолжают наращивать свои операции на этом рынке.

Анализируя результаты ведущих компаний, председатель Союза золотопромышленников отметил высокие темпы наращивания добычи ГК «Петропавловск» (+52,6%) и очевидный прогресс компании Nord Gold N.V. (+14%), которая, начав с нуля всего 4 года назад, по итогам 2011 г. вышла на 5-е место по добыче золота в стране.

В целом Союз золотопромышленников прогнозирует в 2012 г. рост добычи на 3-3,5% до 195 т. В основном это произойдет благодаря запуску Вернинского ГОКа в Иркутской области, наращиванию добычи Полиметаллом и ГК «Петропавловск».

Очевидно, что при имеющихся запасах и текущей цене на металл его добыча в России могла бы вырасти значительно больше. В этом с Валерием Рудаковым были согласны все.

Что тормозит увеличение добычи

Одной из важных мер стимулирования притока капитала в разведку и добычу золота С. Кашуба считает создание специализированной биржи для горных компаний. По его мнению, Россия «давно переросла» необходимость создания биржи, и её отсутствие является одним из серьезных препятствий для выхода отрасли на принципиально новые объёмы добычи.

В последние 5 лет постоянно растет и добыча золота в России иностранными компаниями, доля которых выросла с 16% до 25%, несмотря на постоянные жалобы зарубежных партнеров на неблагоприятное законодательство.

Д. Никишин, как и подобает сотруднику государственного предприятия, положительно оценил действие принятого 20 лет назад Закона «О недрах», но в то же время назвал 3 направления, по которым законодательство и правовое регулирование геологоразведки и добычи должны подвергнуться «существенному совершенствованию». Это вопросы воспроизводства минерально-сырьевой базы, лицензирования и рационального использования недр. «До сих пор геологическая отрасль не имеет специального закона, определяющего основы государственного регулирования геологического изучения недр», ‒ констатировал Д. Никишин.

Более резкую оценку действующему законодательству дал председатель Союза золотопромышленников. Жесткое и консервативное, по его мнению, законодательство слегка смягчили в 2011 г., подняв порог участия иностранцев с 10% до 25% (препятствие для инвестиций). Однако этого недостаточно для эффективного использования имеющегося потенциала.

Наибольшую тревогу у золотопромышленников вызывает продолжающееся сокращение разведанных запасов. Как отметил в своем докладе Д. Никишин, «страна проедает запасы», потому что до сих пор нет законодательной основы для геологического изучения недр. Пункта 1 статьи 36 действующего Закона «О недрах» для этого явно недостаточно. Прежде всего, необходимо значительно упростить процедуру предоставления участков для геологического изучения и с 5 до 7 лет продлить срок действия лицензии на геологическое изучение на суше. Действующий порядок и выставление Роснедрами значительных стартовых платежей привели к тому, что в 2010‒2011 гг. не состоялись более 50% конкурсов на предоставление лицензий по твердым полезным ископаемым (ТПИ) и более 75% конкурсов по углеводородам.

С. Кашуба особо отметил негативное воздействие на развитие добычи золота подписанного 29 апреля 2008 г. Закона об иностранных инвестициях (ФЗ №58), которым была установлена планка для иностранного участия в 50 т при разработке месторождений коренного золота. По словам председателя Союза золотопромышленников, после принятия этого закона все средние и мелкие иностранные компании просто сбежали из России в другие горные юрисдикции, не обременённые подобными ограничениями.

Сейчас в правительстве рассматривается предложение экспертов об увеличении лимита до 250 т, но решения пока нет. В этом контексте Д. Никишин предложил смотреть в будущее с оптимизмом, учитывая последнее соглашение между Роснефтью и ЭксонМобил об освоении шельфовых месторождений, предусматривающее долю ЭксонМобил свыше 25% и целый перечень налоговых льгот. Участники дискуссии высказались за принципиальный пересмотр налогового законодательства. В первую очередь, лицензии на поисково-оценочные работы должны выдаваться бесплатно. По их мнению, действующая методика определения размеров стартовых платежей должна быть не просто пересмотрена, но и предоставлена возможность отсрочки оплаты до получения первой прибыли от разработки месторождения.

Когда надежды станут реальностью

Выслушав доклады, представитель Полиметалла В. Савченко задал вопрос: как все-таки предполагается реализовать представленные предложения, которые, выдвигаются уже многие годы. С. Кашуба ответил, что для реализации предложений промышленников необходимо создавать новые площадки для общения с госорганами, потому что «10 лет нас не слышали вообще». Виноваты в этом были и сами промышленники, потому что «каждый в отдельности ходил в отдельные двери».

Если вернуться к выступлению Валерия Рудакова, текст которого принципиально не отличался от произнесенного им на расширенном заседании правления ТПП 28 октября 2011 г. при участии В. Путина, то следует сказать, что увеличить добычу золота в 2,5 раза за 10 лет при нынешних темпах ее роста и продолжающемся сокращении запасов явно не получится, даже если желанное указание «двух первых лиц» и поступит. Нынешняя экономика, да и общество в целом принципиально отличаются от того, когда В. Рудаков был заместителем министра цветной металлургии СССР. Теперь нужна серьезная реформа законодательства и системы налогообложения.

Достаточно подробные и проработанные предложения уже много раз высказывались специалистами и направлялись в правительство. Среди наиболее предметных можно отметить, например, направленное Президенту РФ в феврале 2010 г. предложение Круглого стола в Институте современного развития (ИНСОР) о принятии Горного кодекса, поддержанное тогдашним Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Многократно рекомендации по решению наиболее острых проблем отрасли направлялись в правительство Высшим горным советом (ВГС) ‒ руководящим органом НП «Горнопромышленники России». Вместе с тем, председатель ВГС Юрий Шафраник подчеркивает: «Жизнь всегда опережает законотворчество. Это естественно. А основные, базовые законы для развития отрасли у нас есть. Другое дело, что абсолютно разлажены механизмы взаимодействия государственных органов, отвечающих за этот процесс. Отсюда много путаницы… Значит, в первую очередь необходимо совершенствовать государственную систему управления отраслью».

В период недавней президентской кампании такие намерения были выражены, хотя конкретных решений пока нет. Но «надежда умирает последней». С. Кашуба предложил участникам конференции подождать, выразив уверенность, что новый президент сможет, наконец, преодолеть сопротивление бюрократии.