Юрий Константинович Шафраник ‒ коренной сибиряк. Родился 27 февраля 1952 года в с. Карасуль (Ишимский район Тюменской области) в крестьянской семье. Русский.
Окончил два факультета Тюменского индустриального института ‒ инженер-электрик по автоматике и телемеханике и горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений. Доктор экономических наук (2006 г.)
С 1974 года трудился на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории.
В 1980 году ‒ с первых дней обустройства нового, Урьевского, нефтяного месторождения ̶ работает в НГДУ «Урьевнефть». С 1987 по 1990 год ‒ генеральный директор сформированного им производственного объединения «Лангепаснефтегаз».
В 1990 году в ходе альтернативных выборов становится председателем Тюменского областного Совета народных депутатов. Является зачинателем введения платного недропользования в нефтегазовом комплексе России, одним из инициаторов и разработчиков закона «О недрах».
В сентябре 1991 года Указом Президента России назначен главой администрации (губернатором) Тюменской области. Тюменская область в этот период – флагман всех новаций в сфере недропользования в России.
С января 1993 года ‒ министр топлива и энергетики Российской Федерации, организатор структурной перестройки нефтяной, угольной промышленности и электроэнергетики, перехода их на рыночные условия хозяйствования. В том же году избран сенатором Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
В 1997 году ‒ советник председателя Правительства Российской Федерации. При этом создаёт и возглавляет Центральную топливную компанию, которая в короткие сроки заняла лидирующую позицию на региональном оптовом рынке нефтепродуктов.
В 2000 году создаёт и становится председателем Совета директоров Международной инвестиционной группы компаний «СоюзНефтеГаз» (СНГ).
Ю.К. Шафраник является сооснователем и председателем Высшего горного совета, основателем и председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России, председателем Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, председателем Совета директоров Института энергетической стратегии, основателем и президентом Фонда «Мировая политика и ресурсы». Автор ряда книг, активно выступает на авторитетных международных форумах, регулярно встречается с лидерами стран и международных организаций.
Награжден государственными орденами и медалями, Лауреат премии Правительства Российской Федерации (1999 г.) Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации (2010 г.) Почетный гражданин города Лангепаса, Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области.
Женат, имеет сына и дочь.
Я благодарен судьбе, что родился, вырос и встал на ноги именно в тот период, когда полным ходом шло освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Еще учась в институте отчетливо уяснил себе: без Севера и без большого дела я не смогу жить. По бизнесу, как и по жизни в целом, у меня формула одна: результат.
Мы можем и должны выбрать направление (вектор) устойчивого развития России ‒ свой путь с учетом наших желаний и возможностей ‒ и двигаться в этом направлении, используя весь арсенал рыночных и государственных методов управления, своевременно отслеживая, прогнозируя ситуацию и принимая оперативные решения в соответствии с принятой Стратегией. Приоритет здесь может быть только один ‒ российский национальный интерес.
Курс на формирование вертикально интегрированных нефтяных компаний был выбран абсолютно правильно. Такая структура имеет массу организационных, финансовых, технологических преимуществ по сравнению с тем, что представляла собой нефтяная промышленность бывшего СССР, и, как показывает мировой опыт, наиболее соответствует условиям рынка.
К сожалению, до сих пор не устранена тенденция передела собственности, не создано условий для развития новых частных предприятий, для надежной защиты частных инвестиций. Приватизационно-рейдерские процессы поглощают огромные силы и средства. Вокруг этих процессов формируются банковские, промышленные и иные объединения, в эти действия втягиваются политики, депутаты, что я считаю самым негативным итогом ошибок, допущенных ещё в начале реформ. Магистральный путь развития ТЭК России ‒ перестать делить старую собственность, а создавать новую, реализуя проекты за счет привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных.
Я не был сторонником форсированных темпов приватизации. В странах со столетней историей рыночных отношений процесс подготовки и сама приватизация занимают годы, а мы избавились от государственной собственности за месяцы! Уж если продавать, то все должно быть точно расписано по годам; должно быть просчитано, сколько денег государство получит, и определено, на что потратит.
Наша важнейшая задача ‒ развитие нефте- и газохимии. На зарубежных рынках надо продавать не только «литры, кубы и килограммы», т.е. не только добытые углеводороды, но и продукцию их глубокой переработки. Кроме того, нам уже давно следовало заняться импортозамещением, адаптацией высоких технологией, направляя их ‒ в первую очередь ‒ на обеспечение внутренних потребностей отраслей ТЭК.
Мелких компаний должно быть много. Ведь это инвестиции, новые рабочие места, заказы на трубы, оборудование и т.п. Под реальный проект на конкретном месторождении небольшая частная компания всегда найдет кредит и сумеет расплатиться, безусловно, если государство своей налоговой системой это позволит. Что особенно важно, деятельность данного сектора нефтедобывающей промышленности основывается на абсолютно новых площадях. Это не передел государственной собственности, а создание новой собственности, что надо приветствовать и пропагандировать!
России крайне необходимо, выстроив правильно политику на ближайшие десятилетия, укрепиться и стать влиятельным государством. Отрасли топливно-энергетического комплекса страны располагают для этого необходимым кадровым, интеллектуальным, производственным, ресурсным потенциалом. Надо только строить могущество страны не за счет ТЭКа, а с помощью ТЭКа. Практика показывает, что это две большие разницы. Поэтому столь же необходимо повысить ответственность государственных органов за эффективное использование финансовых средств, полученных благодаря ТЭКу.
Единые электроэнергетическая и нефтегазоснабжающая системы являются уникальными в мировой практике технологическими комплексами, обеспечивающими надежное энергоснабжение и хозяйственную интеграцию всех регионов страны. Это ‒ во многом ‒ пример для всего мира. Создавая такие системы, мы опередили многие развитые страны, что особенно наглядно видно сейчас в период глобализации. Главная цель энергетической и экономической политики государства ‒ максимально эффективно использовать природные ресурсы, человеческий и технологический потенциал для повышения качества жизни граждан России, понимая под качеством не только тепло и свет в достаточном количестве, не только рост материального благосостояния, но и сохранение природной среды, развитие социальных и духовных атрибутов жизни.
Ю.К. Шафраник