На главную

 

Повернуться лицом к востоку страны

Вопрос, который вынесен в повестку дня, звучит несколько непривычно для наших заседаний. В нем присутствует определенная политическая направленность, но не с точки зрения политизации нашей деятельности, а с точки зрения злободневности и наших давних ожиданий.

Основная особенность современной экономической ситуации состоит в том, что народное хозяйство страны выходит из состояния «выживания – восстановления» и встает на путь развития. Это касается и экономики в целом, и важнейшего ее сектора – минерально-сырьевого комплекса.

Его развитие и обеспечение – вот что мы хотели бы поставить на повестку дня нашего заседания. Переход к развитию требует новых подходов и решений. Меняются ориентиры, цели, необходимы новые организационно-экономические формы, соответствующие процессу реального инвестирования и реализации новых проектов.

Мы его связываем в значительной степени с Сибирью и Дальним Востоком. Почему мы предлагаем повернуться «лицом к Востоку»?

Во-первых, ресурсная проблема в мире не снимается, а наоборот, обостряется. И обеспечить ее удовлетворительное решение в нашей стране может только развитие МСК восточных районов.

Во-вторых, разрыв хозяйственных связей во время экономического кризиса 90-х годов особенно больно ударил по восточным районам. Ускорился отток населения. Более того, мы явно подошли к определенному критическому рубежу, за пределами которого многие процессы могут приобрести необратимый характер. Когда бываешь на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, чувствуешь это особенно обостренно.

В-третьих, глобализация и появления нового центра мировой деловой активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Этих аргументов вполне достаточно для того, чтобы внимание к решению проблем Сибири и Дальнего Востока было более конкретным и более прагматичным.

Горное сообщество не разделяет бытующую точку зрения, что развитие МСК – синоним технологической отсталости. МСК давно уже не тот, что был ранее и уверенно входит в число основных потребителей самых современных технологий. Поэтому развитие МСК – это основа модернизации экономики и решения широкого круга социально-экономических проблем восточных регионов. И это развитие во многом определяет перспективы России в XXI веке.

Реализация проекта ВСТО положила начало нового этапа развития минерально-сырьевого комплекса Сибири и Дальнего Востока. В то же время решение проблем МСК Сибири и Дальнего Востока настолько сложно, что ни само государство, ни одна существующая или в будущем созданная энергетическая компания России не в силах их решить. Нужны консолидированные усилия многих участников: и государства, и бизнеса, и общества.

Переход от выживания и восстановления к развитию требует новых организационных подходов. Не те, что были при интенсивном освоении Тюменских недр в 60 ̶ 80-ые годы прошлого столетия, называемые современным языком командно-административными методами. И не олигархическая модель организации развития, сформированная в 90-ые годы и ориентированная на сверхинтенсивное и некомплексное освоение минерально-сырьевого потенциала. Мировая практика предлагает оптимальный вариант развития на основе формирования баланса интересов государства, бизнеса и общества. Для страны достижение и поддержание такого баланса потребует много усилий.

В решении этой проблемы, на наш взгляд, есть важнейшие задачи. В качестве основной для всего МСК страны, в том числе Сибири и Дальнего Востока, видится задача воспроизводства ресурсной базы. В настоящее время имеется потенциал, но нет достаточной реальной обеспеченности запасами промышленных категорий. К сожалению, на федеральном уровне нет однозначного приоритета в ее решении. Наглядный пример: МПР за последние три года вложило в геологоразведочные работы в Восточной Сибири 3,5 млрд. рублей. В тот же период министерство получило в виде бонусов от компаний-недропользователей 19,5 млрд. рублей. Не лучше ли было создать условия недропользователям для расходования этих средств непосредственно на геологоразведочные работы?

На наш взгляд, задача Минприроды состоит в том, чтобы определить коридор ведения поисково-разведочных работ по всем полезным ископаемым – от золота до нефти и газа, полиметаллов и других видов сырья. Необходимо масштабнее ставить задачу, обеспечить ускоренную геологоразведку, ориентированную на прирост реальных запасов по наиболее широкому кругу полезных ископаемых, которые должны быть выявлены и поставлены на баланс.

Комплексный подход должен быть и на этапе реализации новых проектов в МСК Сибири и Дальнего Востока – от Полярного Урала до Сахалина и Чукотки. Рудные месторождения, имеющие в основном полиметаллическую и многокомпонентную природу, при создании соответствующих условий для комплексного освоения дадут больший результат.

Освоение минерально-сырьевого потенциала страны и ее крупнейших регионов, безусловно, является государственной задачей. В то же время мы считаем, что государство эту задачу может активно решать, концентрируя усилия в рамках государственно-частного партнерства.

К сожалению, в настоящее время в государственной политике по отношению к МСК превалирует фискальный подход. На всех этапах от определения целей до конкретных действий. В то же время нужно шире, по-государственному смотреть на проблему, взвешенно сопоставлять политические, экономические и фискальные аспекты. Нельзя ждать сиюминутного пополнения доходной базы при реализации проектов в МСК. У государства множество проблем – рабочие места, развитие экономики и социальной сферы, затем финансовые вопросы. Государство не вытянет подобные проекты, поскольку не может снимать бюджетные расходы с населения, с пенсий, других социальных задач.

В свою очередь, частным инвесторам нужны определенность и стабильность условий реализации проектов. Если будут попытки менять условия, ранее оговоренные, то как минимум на несколько лет все будет остановлено.

Однако нередко основные трудности для инвестиционных проектов в МСК создает само государство и его структуры. Не так давно две крупнейшие компании с государственным участием конкурировали на аукционе между собой за один и тот же лицензионный участок в восточном регионе. При этом бонусные выплаты превысили все мыслимые пределы. Потрачены огромные средства и уменьшился инвестиционный потенциал принадлежащих государству компаний.

Государство в этом случае «получило» ему же принадлежащий участок и еще при этом на себе же и «заработало». Насколько целесообразна такая практика? Пока государство не увидит место и роль бизнеса в решении проблем МСК Сибири и Дальнего Востока, темпы развития не получат ускорения. Нельзя назвать бизнесом покупку активов у самого себя. Такие шаги не проходят незамеченными в финансовых институтах. На биржах это подвергается анализу, принимается во внимание при выработке решений по инвестированию. Надо уметь посмотреть на себя со стороны. Трудно поверить, что нас не интересуют финансовые рынки, и мы все реализуем в рамках усилий компаний с государственным участием. Надо четко определиться в источниках финансирования. Государственные инвестиции или заемные источники?

Всем известны ограниченные возможности государственного инвестиционного фонда. Он может выступить лишь катализатором, индикатором направленности внимания государства, не более того. Деньги не знают границ и выбирают те места, где лучше условия по критерию «гарантии-доходность». Если нас не интересуют деньги при решении проблем МСК Восточной Сибири, значит, мы занимаемся не экономическим проектом. В этом случае участие бизнеса невозможно.

Необходим гибкий подход к формированию партнерских отношений государства и частного бизнеса. При этом важно определить цели, проекты и условия их реализации. Нелепо начинать все проекты от Камчатки до Енисея с одной ставкой налогообложения. Очевидно, что нефтегазовые проекты по Сахалину, если бы не было СРП, сегодня не существовали бы. В основе было политическое решение, обеспечившее экономическую стабильность условий реализации данных проектов.

Новые проекты с участием бизнеса будут способствовать формированию новой собственности, созданной не в процессе перераспределения наследия советского времени, а за счет ума, усилий и энергии предприимчивых людей. Новая собственность, как и любая другая, нуждается в защите.

Не будем подробно говорить о необходимости новых организационно-технологических подходов. В их основе переход на инновационный путь. Высший горный совет на заседании в Перми в 2004 году одним из первых в стране поставил данный вопрос и нашел отклик в деловой среде и в структурах госуправления. Реализация инновационно ориентированного подхода невозможна без системного участия государства. Но и бизнес может многое предложить в этом направлении.

При реализации государственно-частного партнерства важно сочетать стратегические решения и практические шаги. Руководство страны твердо встало на курс динамичного развития. Решения приняты, надо действовать. Для действия нужны и свобода, и ответственность, и, конечно, приближение органов государственного управления процессами недропользования к районам реализации проектов.

Для этого важно сосредоточение государственных полномочий в одной структуре (или, по крайней мере, уменьшение их числа). Сегодня мы имеем МПР, Минпромэнерго, Минфин, агентства, компании с госучастием и другие органы. Великую Транссибирскую магистраль построили на рубеже XIX и XX веков всего за 12 лет. Был создан Комитет, который возглавлял наследник престола и, тем самым, проекту было придано особое значение.

История показывает пример — нужен центр ответственности. Нужна форма эффективной координации при реализации крупных новых проектов на территории Сибири и Дальнего Востока. Два года назад мы уже обсуждали в ТПП РФ подходы к созданию подобных форм координации. Решение вопросов развития МСК должно быть поддержано мерами организационно-системного характера. Надо исходить не из боязни коррупции, а из целесообразности практической реализации проекта.

Необходимо делегирование ряда полномочий с федерального уровня на межрегиональный и создание комплексных (по своим функциям) органов госуправления с определенными решающими полномочиями (в области, например, налогообложения и реализации проектов в сфере недропользования). Возглавлять подобное новообразование должен, как минимум, руководитель в ранге вице-премьера.

Первый шаг по организации работы сделан. Правительством сформированы советы и комиссии. Горное сообщество с ними плодотворно сотрудничает. Но необходимы решающие полномочия. Без влияния на процессы реализации инвестиционных проектов мы либо потеряем перспективу развития, либо не тот результат получим. Государственные средства будут израсходованы неэффективно. Конструктивный, прагматичный подход требует выделить проекты, затем сформировать коридоры проектов и разработать условия их успешной реализации.

Недропользование должно учитывать особенности и территории, и ресурсной базы. Нулевые ставки НДПИ – хорошо, но это далеко не выход из сложной ситуации для многих новых проектов. И налоги, и среда, и технологии, и инфраструктура, и транспортные тарифы – все вместе взятое влияет на эффективность проектов. Все эти условия надо рассматривать во взаимосвязи.

Для реализации программы развития минерально-сырьевого комплекса есть все необходимые условия. Главные из них — выход экономики на путь развития и своевременное усиление внимания со стороны государства в лице президента и Правительства к вопросам развития Сибири и Дальнего Востока.

Теперь нужны последовательные действия. Для этого необходимо ввести в практику работы Правительства России, Совета Федерации ФС РФ тщательное и всестороннее рассмотрение актуальных вопросов с привлечением и компетентным участием представителей профессиональных сообществ. Нужна воля для реализации принимаемых решений. Мы со своей стороны готовы оказывать всемерную помощь и поддержку.