На главную

 

ТЭК в экономике России

Представлен развернутый анализ состояния отраслей топливно-энергетического комплекса и тенденций современного этапа их развития. Автор подробно останавливается на содержании Основных положений Энергетической стратегии России до 2010 г.

Российская Федерация является одной из ведущих энергетических держав. В настоящее время на долю России приходится более 80% общего объема добычи нефти и газа и 50% угля бывшего СССР, что составляет почти седьмую часть суммарного производства первичных энергоресурсов в мире.

Топливно-энергетические ресурсы - основное богатство России. В стране сосредоточено 12,9% мировых разведанных запасов нефти и 15,4% ее добычи. На долю России приходится 36,4% мировых запасов газа и 30,9% его добычи. Разведанные запасы угля равны 12% (третье место в мире после США и Китая), а прогнозные - оцениваются как 30% мировых. Суммарная доля малой и нетрадиционной энергетики России составляет 160 млн т у т. в год, или 13% общего потребления топлива. Экономический потенциал нетрадиционных источников энергии равен 270 млн т у т., а местных запасов органического топлива (без торфа) около 900 млн т у т.

Таким образом, общероссийские энергоресурсы и промышленные запасы топлива в обозримой перспективе достаточны для полного обеспечения собственных потребностей, а также для экспорта.

1. Роль топливно-энергетического комплекса в экономике

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России - это стержень национальной экономики, обеспечивающий жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений страны. Особая роль ТЭК как своеобразного «локомотива экономических преобразований» в России определяется тем, что в нем аккумулируется 2/3 прибыли, создаваемой в отраслях материального производства.

В настоящее время ТЭК в целом работает устойчиво. Долговременный запас прочности, следование генеральной линии реформ, самоотверженные усилия коллективов предприятий и отраслей все еще обеспечивают жизнедеятельность российской экономики. При сокращении объема промышленной продукции в 1993 г. на 16,3% производство первичных топливно-энергетических ресурсов уменьшилось лишь на 6,8%, а поставки их потребителям - на 5,7%. За 9 месяцев 1994 г. объем промышленной продукции в стране сократился более чем на 22%, а в ТЭК - на 6,8%, т.е. указанная тенденция сохраняется. Темпы снижения объемов промышленного производства в ТЭК, таким образом, намного ниже, чем в машиностроении, химической и легкой промышленности, черной металлургии и других отраслях.

Доля ТЭК в экономике страны (по итогам 1993 г.) составила: в общем объеме промышленной продукции - более 25%, в доходной части федерального бюджета - 38% (в том числе по промышленности - 62%), в общем объеме экспорта - около 50% (без учета вклада в консолидированный бюджет республики таможенных пошлин от внешней торговли энергоресурсами). Результаты деятельности ТЭК важны для сведения платежного баланса страны, поддержания курса рубля, организации международного экономического сотрудничества. Показатели 1994 г. свидетельствуют о том, что зависимость экономики страны от ТЭК усиливается.

Прибыль от экспорта энергоресурсов достигает 40...55% общего объема экспортной выручки, что составляет примерно 5...8% национального дохода. В то же время инвестиции, выделяемые ТЭК из федерального бюджета, прямо противоположны его вкладу в экономику Доля ТЭК (1993 г.) в расходной части федерального бюджета составила всего 6% (в том числе без дотаций на уголь - 1,2%), а в доходной части бюджета в 6,3 раза больше, т.е. 38%.

Структурное оформление системы управления в отраслях ТЭКа, по нашей оценке, соответствует современным требованиям перехода к рынку Специфика продукции ТЭКа (высокая ликвидность, необходимость для всех отраслей и населения) делает его самой заинтересованной структурой в развитии рыночных отношений в российской экономике. Кроме того, ТЭК относится к тем приоритетным отраслям промышленности, о необходимости поддержки которых говорится в Послании Президента России к Федеральному Собранию РФ.

Как сказано выше, ТЭК пока работает надежнее, чем другие отрасли, но без мер государственной поддержки может оказаться в глубоком кризисе. Прежде всего, это - создание и законодательно-нормативное закрепление «правил игры». Необходимость поставки топлива не должна приводить к принудительному распределению ресурсов методами «военного коммунизма». Благодаря ТЭК Россия может получить огромные средства и направить их на реформирование других отраслей и структурные преобразования в экономике. Но для этого нужно дать ему возможность заработать! Сейчас же ТЭК фактически дотирует другие отрасли, не получая оплаты за свою продукцию. Всеобщий кризис неплатежей во много раз обострил проблему инвестиций и, следовательно, перспективного развития ТЭК.

2. Состояние ТЭКа

С 1990 г. начался спад добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, что является серьезной угрозой обеспечению надежности энергоснабжения и возможности сохранения необходимого экспортного потенциала страны.

В 1993 г. производство первичных топливно-энергетических ресурсов по сравнению с 1992 г. снизилось на 6,8%, в том числе добыча нефти с газовым конденсатом - на 46,4 млн т (11,6%), добыча газа - на 23 млрд м3 (3,6%), добыча угля - на 31,6 млн т (9,3%). Выработка электроэнергии уменьшилась на 52,4 млрд кВт-ч (6,3%), тепловой энергии - на 33,7 млн Гкал (4,3%). По сравнению с достигнутыми в 1988 г. максимальными уровнями в 1993 г. добыча нефти составила 61%, угля - 72%, газа - 96%, производство электроэнергии - 88%. В целом за 1991-1993 гг. производство (добыча) первичных топливно-энергетических ресурсов снизилось на 20% (372 млн т у т.), а их потребление - на 11%, валовый внутренний продукт страны при этом снижается на 37%. Эти соотношения сохраняются и в 1994 г.

Низкие темпы снижения спроса на топливо и энергию в сравнении с динамикой падения производства в промышленности связаны со стабильностью и некоторым ростом энергопотребления в коммунально-бытовой и сельскохозяйственной сферах, с увеличением удельного энергопотребления в промышленности вследствие недогрузки производственных мощностей и с относительно более медленным спадом производства энергоемких отраслей промышленности. Это увеличило и без того высокую энергоемкость валового продукта в 1993 г. по сравнению с 1990 г. более чем в 1,4 раза.

Объем работ по бурению поисково-разведочных скважин на нефть и газ сократился до уровня 60-х гг. В условиях значительной выработанности запасов недостаточное восполнение сырьевой базы начинает ограничивать возможности в наращивании добычи нефти и газа.

Состояние и технический уровень действующих мощностей отраслей ТЭКа становятся критическими. Исчерпали свой проектный ресурс работы более 50% оборудования угольной промышленности и 30% газоперекачивающих агрегатов. Свыше 50% износа имеет более чем половина оборудования в нефтедобыче, более трети - в газовой промышленности. В нефтепереработке износ фондов превышает 80%, а в электроэнергетике половина мощностей электростанций страны отработает проектный ресурс в ближайшее пятилетие.

Сложившееся соотношение цен на энергоресурсы и продукцию других отраслей не способствовало повышению эффективности топливно-энергетических объектов и формированию экономических стимулов энергосбережения.

Хотя к 1994 г. цены на нефть и газ в России значительно возросли, их уровень (на апрель 1994 г.) составил соответственно только 28 и 33% от мирового, в то время как цены на металлы, оборудование, строительные материалы почти достигли мирового уровня (чугун - 80%, медь - 75%, цемент - 73%). Действующая система государственного регулирования цен на энергоносители позволила сдержать темпы их приближения к мировому уровню в рамках, способствующих адаптации экономики к новым условиям (но ценой финансового обескровливания ТЭК!). В условиях рынка ценовой фактор приобретает значение своеобразного «барометра» взаимоотношений между производителем и потребителем топливных ресурсов. Нарушение баланса автоматически приводит к неплатежеспособности одной из сторон и спаду производства.

Следует отметить, что бюджетные ассигнования на предприятиях ТЭК резко сокращены и не замещены собственными и заемными средствами предприятий вследствие проводимой жесткой ценовой, налоговой и кредитной политики. Прогрессирующий рост неплатежей потребителей полностью дестабилизировал финансовое положение предприятий ТЭКа. Дебиторская задолженность предприятиям ТЭК возросла за 1993 г. в 6,9 раза и на 01.10.94 г. достигла 37,4 трлн р. при кредиторской задолженности предприятий ТЭК около 28 трлн р.

Удельный вес централизованных капитальных вложений в 1990 г в общем объеме инвестиций ТЭК составил около 40%, а по прогнозу на 1994 г. - 1,5%.

В связи с острым дефицитом финансовых ресурсов инвестиционная сфера ТЭКа находится на грани развала. За последние пять лет объем инвестиций от всех источников финансирования в сопоставимых ценах снизился более чем в 2 раза.

Отсутствие необходимых инвестиций не позволяет компенсировать естественное выбытие производственных мощностей ТЭКа. В нефтедобывающей и угольной промышленности ввод производственных мощностей в 3 раза меньше, чем их выбытие. Ежегодная выработка проектного ресурса мощностей в электроэнергетике в 5...7 раз опережает ввод новых мощностей электростанций. Во всех отраслях ТЭКа утрачен минимальный строительный задел, финансовые ограничения не позволяют поддерживать действующие производственные фонды и проводить строительно-монтажные работы в необходимых объемах.

Переход к рыночным отношениям вскрыл негативные явления, которые складывались десятилетиями. Сегодня отраслевой строительный комплекс находится в состоянии стагнации: сокращаются мощности строительных организаций, разрушено материально-техническое снабжение строек, планы поставок даже по госзаказу выполняются всего на 15...20%.

В этих экстремальных условиях главная цель новой Энергетической стратегии заключается в выработке конкретных путей и способов использования топливно-знергетических ресурсов страны для скорейшего преодоления спада экономики и последующего роста жизненного уровня населения. Основные пути решения этой задачи - интенсивное энергосбережение, оптимально достаточный экспорт энергоресурсов при медленном наращивании их производства и проведение сдержанной инвестиционной политики, ориентированной на наиболее эффективные проекты.

3. Энергосбережение и энергопотребление

Одной из ключевых проблем в отраслях народного хозяйства, в том числе в ТЭКе, требующих первоочередного решения, является энергосбережение. Сегодня на единицу промышленной продукции в России затрачивается в 3 раза больше энергии, чем в странах Западной Европы, и в 1,5 раза больше, чем в бывшем СССР. Такая энергорасточительность во всех сферах производства и быта обуславливает дополнительную нагрузку на ТЭК в объеме 250 млн т у т.

В рамках Энергетической стратегии разработана целостная программа энергосбережения, содержащая комплекс наиболее эффективных неотложных мер экономии энергии и приоритеты последующего обновления технологий. Одним из главных средств реализации этой программы в условиях формирующейся рыночной экономики является проведение эффективной ценовой политики. Наряду с этим, в период приближения внутренних цен на энергоресурсы к мировому уровню, следует предусмотреть специальные меры стимулирования энергосбережения:

§ ввод в действие стандартов и сертификатов на энергоемкое и массово применяемое оборудование:

§ оснащение потребителей приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов.

Предусматривается приоритетное обеспечение энергией насущных потребностей населения не только количественно, но и за счет использования более высококачественных энергоносителей. Если в 1985 г. на жизнеобеспечение населения расходовалось 29,5% общего энергопотребления и в 1990 г. - 31,1%, то к 2000 г. эта составляющая возрастет до 41...42% и к 2010 г. - до 43...44%. Рост благосостояния населения вызовет дальнейшее повышение доли централизованного теплопотребления до 44% в 2000 г. и 48...49% в 2010 г., несмотря на меры энергосбережения.

В целом политика переориентации энергопотребления на жизнеобеспечение населения (с применением соответствующих льгот и других экономических стимулов) приведет к повышению его доли в общем потреблении первичных энергоресурсов в России с 24...25% в настоящее время до 28...29% в 2000 г. и 30...32% к 2010 г.

4.Совершенствование структуры ТЭКа и производство энергоресурсов

Энергетическая стратегия России в краткосрочной перспективе исходит из целесообразности ограничения массового строительства новых крупных энергетических объектов за счет государственных средств. Основное внимание должно быть сконцентрировано на коренной реконструкции существующих энергообъектов, строительстве за счет привлеченных инвестиций, а также на энергосбережении и подготовке к использованию новейших технологий.

В целях исключения технологического отставания предстоит существенно увеличить финансовую поддержку (в том числе за счет федерального бюджета) научных исследований и разработок в области новейших энергетических технологий и оборудования, особенно в электроэнергетике и энергосбережении.

В то же время, учитывая высокую инерционность отраслей ТЭКа, необходимо предусмотреть достаточные заделы в строительстве производственных мощностей для обеспечения надежного и эффективного энергосбережения страны при подъеме экономики. Однако это можно осуществить только при коренной структурной ее перестройке, поскольку сложившуюся производственную и технологическую базу невозможно обеспечить энергией при реальном состоянии развития ТЭКа.

В перестройке производственной структуры энергетики мы выделяем два этапа.

На первом этапе (1995-1997 гг.) конкурентоспособность российских энергоресурсов определяется не столько новыми инвестиционными проектами, сколько способностью предприятий адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям внутри страны и получению возможности выхода на внешние рынки. В этот период первостепенным фактором является выживание энергопредприятий в условиях нарастающих неплатежей, острого недостатка оборотных средств и прогрессирующего старения основных фондов. Крупные комплексы, например, РАО «Газпром» и «ЕЭС России», ГП «Роснефть», компании «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сиданко» и др. выдержат эти трудности, однако судьба менее крупных объединений и самостоятельных предприятий будет во многом зависеть от эффективности правительственных мер по стабилизации положения в ТЭКе, инициативы местных органов власти и самих предприятий. Такие меры, на наш взгляд должны включать:

- cмягчение кризиса неплатежей путем выплаты государственных задолженностей бюджетным предприятиям-потребителям энергоресурсов, совершенствование вексельной системы, расплаты за энергоресурсы, в частности, их принудительное погашение акциями предприятий-должников;

- проведение государственной политики цен в сфере энергоносителей, обеспечивающей самофинансирование отраслей ТЭКа; при этом динамика приближения цен на энергоносители к мировому уровню должна осуществляться с учетом адаптации всех ведущих секторов российской экономики;

- создание специализированных инвестиционных фондов, находящихся в распоряжении федеральных и региональных органов власти и акционерных обществ, за счет отчислений из себестоимости продукции с правом их использования только для капитальных вложений в энергетику и энергосбережение; организация из рентных платежей ТЭКа страхового фонда социальной поддержки работников санируемых или закрываемых топливно-энергетических предприятий.

На втором этапе (до 2010 г.) совершенствование производственной структуры ТЭКа будет обеспечиваться условиями конкурентоспособности российских энергоресурсов на рынках ближнего и дальнего зарубежья с энергоресурсами других районов мира. На внутренних рынках этот процесс будет развиваться на основе конкуренции крупных федеральных энергетических компаний между собой и с местными топливно-энергетическими предприятиями. В этот период основными задачами ТЭКа являются восстановление позиций на мировом энергетическом рынке в объемах, отвечающих объективным показателям эффективности российских энергоресурсов, подъем экономики страны и благосостояния населения.

Минтопэнерго РФ проводит серьезную работу по привлечению российских компаний к участию в развитии ресурсной базы в странах СНГ. Мы хорошо знаем все геологические структуры стран бывшего СССР, и работа на них, по нашему мнению, отвечает интересам России. Даже если значительная часть добываемого сырья остается в соседней стране, польза для России очевидна: мы меньше будем экспортировать, а значит, сохраним запасы. Это будет способствовать более рациональному использованию минеральных ресурсов в интересах будущих поколений.

В связи с кризисной экономической ситуацией в России до 1996-1997 гг. возможно некоторое понижение суммарного потребления энергоресурсов (см. табл. 3). При этом, несмотря на падение промышленного производства и соответствующее снижение потребности в энергоресурсах, пропорционального уменьшения потребления газа в народном хозяйстве не произойдет. Более того, вследствие снижения добычи нефти, уменьшения производства электроэнергии (до 2000 г.) и сложной ситуации в угольной промышленности газовая промышленность должна сыграть главную роль в обеспечении страны энергией, что предполагает определенный рост добычи газа на перспективу. При этом добыча газа должна увеличиваться преимущественно за счет разработки месторождений в освоенных газодобывающих районах, использования созданных мощностей системы газоснабжения с обновленным оборудованием газотранспортных систем при наращивании распределительных сетей, особенно в сельской местности.

В 1994 г. прогнозируется приостановить начавшийся спад добычи природного газа и наращивать объем его добычи в последующей перспективе: до 618,2 млрд м3 в 1995 г. 650 млрд м3 в 1997 г., 660...740 млрд м3 в 2000 г. и далее. В то же время потребуется выполнить большой объем работ по реконструкции Единой системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности, развития систем подземных хранилищ газа.

На современном этапе нефтедобывающая промышленность России также испытывает трудности: снижаются годовые темпы отбора нефти на разработанных месторождениях, подготовленные к разработке объекты не обеспечиваются необходимыми материально-техническими ресурсами. Одной из стратегических задач на долгосрочную перспективу является преодоление спада добычи нефти по сравнению с уровнем 1993 г. (354,6 млн т).

По самым оптимистическим расчетам, при ориентации только на отечественные технологий и производственную базу снижение добычи нефти с газовым конденсатом будет продолжаться до 2000 г. и составит 270...310 млн т. В этих условиях необходимо вовлечь в разработку не менее 6...8 млрд т запасов нефти и, по крайней мере, вдвое увеличить объем буровых работ.

Одним из важнейших приоритетов ТЭКа на перспективу являются модернизация и коренная реконструкция нефтеперерабатывающей промышленности, позволяющие вывести отрасль на современный уровень, на этой основе обеспечить потребность России в моторных топливах и повысить эффективность экспорта жидкого топлива.

Программа коренной реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности утверждена на коллегии Минтопэнерго РФ и рассчитана на 12...14 лет. Реализация программы уже началась, несмотря на неплатежи и отсутствие инвестиций. Для стабильного обеспечения народного хозяйства моторным топливом необходимо удержать объемы нефтепереработки на уровне 200...220 млн т в год при увеличении глубины переработки нефти до 75% в 2000 г. и 83.,.84% в 2010 г.

С целью стабилизации функционирования и последующего развития систем обеспечения нефтепродуктами в Основных положениях Энергетической стратегии предусматривается:

- реконструкция действующих и строительство новых морских перевалочных комплексов для поставки нефтепродуктов на экспорт (Дальний Восток, Приморский и Краснодарский края, Ленинградская и Калининградская области);

- развитие новых магистральных сетей нефтепродуктопроводов и отводов от них к нефтебазам (в перспективе на пятилетний период планируется соорудить 3389 км нефтепродуктопроводов в Кузбассе, на Северном Кавказе, в Кировской, Смоленской, Тверской и Владимирской областях);

- создание комплекса предприятий с учетом передовых зарубежных технологий производства высококачественных смазочных масел на основе регенерации отечественных; к 2000 г. предусмотрено строительство шести установок в районах Урала, Сибири и Забайкалья, каждая мощностью до 15 тыс. т и четырех установок аналогичной мощности в районах Центрально-европейской части России с привлечением на конкурсной основе иностранных фирм.

Экономическая ситуация в угольной промышленности является крайне напряженной. Фактический срок службы более половины шахт (55%) свыше 40 лет и лишь 18 шахт, относительно новые (сроком службы до 20 лет). Длительное время не проводилась реконструкция 109 шахт (46%). В шахтном фонде преобладают предприятия небольшой мощности: более половины из них - 600 тыс. т в год и менее, при средней мощности шахт 810 тыс. т в год. В отрасли все еще действуют 80 шахт с крайне низкими технико-экономическими показателями, не имеющих дальнейшей перспективы развития. Только на 15% шахт показатели можно сравнить с достигнутыми на передовых зарубежных предприятиях. Однако из-за отсутствия средств вложения в капитальное строительство планируется сократить в 5...6 раз, т.е. практически полностью прекращается строительство жилья.

Изменение экономического механизма хозяйствования на пути становления рыночных отношений уже не удовлетворяет общероссийский баланс топливных ресурсов. В связи с возросшей стоимостью железнодорожных перевозок баланс угля приобретает все более региональный масштаб. Министерство проводит работу с регионами и анализирует географию топливных запасов. Это принципиально новый, рыночный подход к энергетическому балансу страны, отвечающий интересам и производителя, и потребителя.

Национальные интересы России диктуют необходимость сохранения в ее экономике конкурентоспособной угольной промышленности, и Минтопэнерго РФ предпринимает необходимые усилия, чтобы реализовать эту задачу. Для угольной отрасли разработана четкая стратегия и программа развития. Сегодня работа над основными направлениями реструктуризации отрасли завершена, и мы выносим ее на рассмотрение Правительства РФ. Программа предусматривает мобильные перераспределения и концентрацию ресурсов отрасли, постепенный вывод из эксплуатации убыточных и государственную поддержку рентабельных предприятий, которые сегодня обеспечивают половину добываемого угля.

Шахтеры не требуют лишнего, им необходимо получить лишь жизненно необходимые средства. За непродолжительный срок после либерализации цен угольщикам удалось снизить долю бюджетных средств в возмещении затрат на добычу угля с 75 до 44%. Однако можно уменьшить и эти суммы путем проведения адресной дотации конкретных проектов с высокой отдачей.

К мерам государственной поддержки относится не только выделение дотаций, но и целый ряд протекционистских мероприятий в ценовой, налоговой и таможенной политике, защищающих российский уголь.

К началу XXI века динамика добычи угля будет зависеть от эффективного формирования новых экономических и хозяйственных отношений в отрасли. Ключевым вопросом станет уровень регулируемых государством цен на топливно-энергетические ресурсы (в основном на газ) и продукцию производственно-технического назначения.

При сохранении политики искусственного занижения цен на газ угольная промышленность не сможет существовать без государственных дотаций, т.е. будет обречена на резкое снижение объемов производства.

Динамика добычи угля будет связана в значительной мере с реализацией программы реструктуризации отрасли, а также с созданием отечественных или крупно масштабным использованием зарубежных экологически чистых технологий добычи и переработки угля. В результате этого добыча угля может возрасти до 340 млн т в 2010 г. При невыполнении программы в намеченные сроки добыча угля в 2010 г. не превысит 300 млн т.

Основой электроэнергетики России являются РАО «Единая энергетическая система России» и 71 региональное акционерное общество, часть из которых входит в состав РАО на правах дочерних компаний, остальные являются самостоятельными.

Суммарная (электрическая) мощность электростанций ЕЭС России составила (на 01.01.94 г.) 203 млн кВт, в том числе ТЭС - 130,8 млн кВт, ГЭС - 42,8 млн кВт и АЭС - 21,2 млн кВт. Однако, располагая значительным потенциалом, электроэнергетика в силу объективных причин (снижение уровня добычи топлива и удорожание транспортных тарифов на его перевозку неплатежеспособность потребителей, общее падение производства и т.д.) оказалась в очень сложной ситуации.

В результате резкого сокращения спроса на электроэнергию электроснабжение практически всех регионов России, кроме хронически энергодефицитных Дальнего Востока, Забайкалья и Северного Кавказа, обеспечивается стабильно, а резерв мощности достигает 17... 25%. С учетом современного состояния экономики уровень электропотребления 1990 г. (1073 млрд кВт-ч) может быть достигнут лишь после 2000 г. и прогнозируются следующие уровни производства электроэнергии: 882 и 1040 млрд кВт-ч соответственно в 1997 и 2010 гг.

Следует обеспечить ускоренное техническое перевооружение и реконструкцию электроэнергетики и централизованного теплоснабжения, предотвращение «отложенного» кризиса, назревающего в отрасли вследствие быстрого роста объемов физически изношенного оборудования. Внедрение нового, более экономичного оборудования (газотурбинных установок с паровыми котлами, утилизаторами на паровых турбинах вместо устаревших паросиловых установок) должно стать перспективным направлением при техническом перевооружении действующих электростанций, особенно в европейской части страны.

К действующим электроустановкам нетрадиционной энергетики относятся Паужетская ГЭО ТЭС (11 МВт), Кислогубская приливная станция (400 кВт), 1500 ветро-электроустановок различной мощности (от 0,1 до 16 кВт), 50 микроГЭС (от 1,5 до 16 кВт) и фотоэлектрические установки (общей мощностью до 100 кВт), а также около 300 малых ГЭС, вырабатывающих в год 2,23 млрд кВт-ч электроэнергии.

В разработке, испытаниях и серийном производстве различных видов оборудования малой и нетрадиционной энергетики находится более 120 типоразмеров. Потребность в таком оборудовании огромная. Однако неплатежеспособность предприятий, организаций и населения является главным препятствием в использовании широких возможностей малой и нетрадиционной энергетики, роль и перспективы которой определяются не столько ее долей в энергобалансе страны, сколько способностью в короткий срок обеспечить надежное энергоснабжение, когда сооружение объектов большой энергетики технически сложно и экономически нецелесообразно.

Недостаточный уровень производственной базы отраслей ТЭКа обуславливает необходимость скорейшего ее перевооружения на новой технической основе.

Поддержка машиностроительного комплекса - одно из приоритетных направлений деятельности Минтопэнерго РФ - может быть реализована путем создания совместных предприятий и акционерных обществ, учредителями которых должны быть как потребители, так и производители продукции, осуществляющие совместное финансирование новой техники, а также сервисное обслуживание и ремонт эксплуатируемых в отраслях ТЭКа технических средств. Министерство уделяет большое внимание работе с машиностроительными и конверсионными предприятиями. Заинтересованность предприятий ТЭКа напрямую работать с машиностроителями и финансировать совместные программы диктуется требованиями времени, когда успех обеспечивается передовыми техникой и технологиями. Планируется валюто-замещение оборудования, т.е. создание в России техники для ТЭКа, что максимально исключит необходимость ее закупки за рубежом.

Российский ТЭК обеспечивает более 10% мировой добычи и 15% мировой торговли топливом (преимущественно нефтью и газом). Экспортная политика России в области энергоресурсов призвана в максимальной степени содействовать интеграции страны в мировую экономику.

В долгосрочной перспективе внешнеэкономическая политика России в топливно-энергетической сфере должна быть направлена:

• на обеспечение надежных рынков сбыта энергоресурсов в ближнем и дальнем зарубежье;

• на оптимизацию условий реализации энергоресурсов;

• на привлечение иностранного капитала в ТЭК России;

• на содействие российским энергетикам (инвесторам) в завоевании зарубежного рынка.

Прибыль от экспорта энергоресурсов прогнозируется в размере 30... 40 млрд дол. в 1995 г. и 35...55 млрд дол. в 2000 г. За период 1995-2000 гг. будет получено, таким образом, от 230 до 330 млрд дол., т.е. в 3...4 раза больше внешнего долга бывшего СССР.

5. Механизмы реализации Энергетической политики

Энергетическая политика России направлена на более эффективное использование отечественных энергоресурсов с целью подъема жизненного уровня населения и социально-экономического возрождения страны.

Главным средством реализации Энергетической политики является переход к контролируемому рынку и создание конкурентной среды в ТЭКе на базе полноценных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры. Основа контролируемого государством энергетического рынка - эффективная ценовая и налоговая политика, проведение которой позволит превратить ТЭК в важнейший источник бюджетных поступлений и мощный антиинфляционный фактор, а также изменить энергорасточительный характер национальной экономики. Неправильная ценовая политика может вызвать кризис в отраслях ТЭКа вследствие нехватки инвестиций или чрезмерную инфляцию и массовое банкротство энергоемких предприятий.

В условиях активной трансформации системы внутренних цен на российском рынке и относительной стабильности мировых цен на важнейшие виды промышленной продукции решение вопросов ценообразования в стране становится актуальным, особенно в отношении топливно-энергетических ресурсов.

Финансовое положение в отраслях ТЭКа очень сложное. В конце 1993 г., перед либерализацией цен на нефть, нефтепродукты и уголь, средняя оптовая цена покрывала лишь 15% затрат на добычу угля, остальные 85% должны были дотироваться из бюджета, причем выплаты постоянно задерживались. Газовая и нефтяная промышленность также не являются «самоокупаемыми», если учесть необходимость финансовых инъекций на поддержание добычи. Аналогичная ситуация сложилась в электроэнергетике, где утверждаемые тарифы не включают составляющей для покрытия затрат на реконструкцию энергообъектов. В современных условиях ТЭК в целом не может окупить себя, поскольку цены на энергосистемы слишком низкие. В связи с этим бюджет не только недополучает средства, но и «перегружается» субсидиями энергопроизводителям. Таким образом, питая экономику валютными поступлениями, ТЭК одновременно является серьезной причиной дефицита бюджета, который покрывается кредитами Центрального банка.

В настоящее время энергоресурсы составляют четверть всей промышленной продукции. Ценовая политика в ТЭКе должна определяться общей ценовой политикой государства и решением общеэкономических проблем на уровне народного хозяйства страны.

Сохранение такого положения, когда отрасли ТЭКа не в состоянии окупить себя, угрожает не только энергопроизводителям, но и энергопотребителям. Поэтому в Энергетической стратегии предусмотрено проведение гибкой и дифференцированной ценовой политики, предопределяющей самоокупаемость и рентабельную работу объектов ТЭКа.

После либерализации цен на нефть и нефтепродукты на очередном этапе новой ценовой и налоговой политики следует постепенное приведение соотношения цен на энергоресурсы и другую продукцию до мировых пропорций. Соответствие мировым ценам не означает равенства: поскольку энергоемкость российской экономики в 1,5,..2 раза выше, чем в странах с развитой экономикой, цены на энергоносители после их либерализации должны устанавливаться на уровне 50...70% от среднемировых. Соответствие цен на энергоресурсы уровню мировых возможно в случае приближения энергоемкости российского производства к уровню развитых стран, на что потребуется длительный период времени.

Изменяя размеры пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов и устанавливая цены на газ, государство сможет регулировать цены на все виды энергоносителей. Допустимая нижняя граница диапазона регулирования определяется ценой самофинансирования энергетических предприятий (компенсация всех видов затрат и получение прибыли), а верхняя - «мировыми ценами» на нефть, нефтепродукты и газ, уменьшенными на величину издержек стоимости транспортировки топлива из России. При регулировании цен будет также учитываться их взаимозависимость в соответствии с потребительскими качествами. В пределах диапазонов регулирования государство будет проводить политику цен, совмещающую выборочный протекционизм относительно энергоемких предприятий, жизненно важных для экономики и обороны страны, с тенденцией к замене налогов на прибыль и добавленную стоимость в обрабатывающей промышленности рентными платежами и прогрессивным налогом на сверхприбыль в топливных и других ресурсных отраслях.

Мы считаем либерализацию цен на продукцию ТЭКа неотъемлемым звеном перехода к рыночной экономике. На наш взгляд, целесообразно поэтапное решение этой проблемы с целью предотвращения обострения социальной напряженности: первый этап 1994-1995 гг., второй - 1996-2000 гг.

На первом этапе в результате проведения взаимосогласованной ценовой политики в отраслях ТЭКа, реализуемой на более совершенной методической основе перехода предприятий на самофинансирование издержек производства и капитальных вложений, будут созданы предпосылки для осуществления структурной перестройки экономики, заложены тенденции, способные вывести народное хозяйство из кризисного состояния.

На втором этапе будет достигнут уровень цен на энергоресурсы на внутреннем рынке, соответствующий мировому соотношению. Ценовая система будет служить высокоэффективным механизмом обеспечения рационального распределения и использования ресурсов и создания благоприятной экономической ситуации для технического прогресса и развития свободной конкуренции, а также стабилизации производства в отраслях ТЭКа.

На сегодняшний день ТЭК России имеет четкую стратегию и программу развития. Направления реформирования ТЭКа определены документами Минтопэнерго РФ, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента Российской Федерации. Кроме того, точно и ясно выработаны оперативные меры по стабилизации положения в его отраслях и последовательность их выполнения. Мы знаем, в каком направлении надо двигаться, и эти преобразования уже идут. Идут, надо отметить, непросто, со сбоями, потому что на их характер и темпы оказывают влияние многие негативные факторы, в первую очередь, общее состояние экономики и финансов в стране.

Одним из важнейших факторов стабилизации положения в ТЭКе, по нашему мнению, является создание в его отраслях новых форм и структур управления, адекватных современным условиям перехода к рыночной экономике. В 1994 г. количество приватизированных и подлежащих приватизации предприятий составляло 3180 единиц, или почти 75% общего числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. Созданы и создаются принципиально новые субъекты энергетического рынка и рыночной инфраструктуры, такие как финансово-промышленные группы, производственные транснациональные корпорации, совместные предприятия, коммерческие и финансово-кредитные организации, специализированные энергетические биржи и т.д. В различных отраслях ТЭКа процесс приватизации и акционирования имеет отличительные особенности, что сказывается на темпах преобразований. Тем не менее, этот процесс планируется в основном завершить в 1995 г.

С учетом ограниченности финансовых средств Министерство провело селективный отбор проектов в области инвестиционной политики. К числу приоритетных следует отнести инвестиционные проекты, направленные на поддержание действующих мощностей и сохранение баланса между их выбытием и вводом, производство импортозамещающей продукции для ТЭКа, разработку новых высокорентабельных месторождений органического топлива, увеличение глубины переработки нефти и обогащения угля. Активизация инвестиционной деятельности в ТЭКе вызовет соответствующий импульс в смежных отраслях народного хозяйства и оживление деловой активности в экономике в целом.

Дальнейшее развитие российского ТЭКа возможно лишь на базе современных достижений науки и техники. Приоритетные проблемы научно-технического развития ТЭКа решаются в рамках государственных программ «Экологически чистая энергетика», «Недра России» и более 20 межотраслевых научно-технических программ. На период дефицита материальных и финансовых средств в стране, в целях сохранения научного потенциала в Минтопэнерго РФ разработана Программа структурной перестройки и научно-технического обеспечения ТЭКа. Схема избирательной поддержки отраслевых научных организаций позволит сконцентрировать ресурсы на решении наиболее значимых научно-технических и экономических проблем ТЭКа.

Осуществление единой стратегии научно-технического, производственно-технологического и социально-экономического развития ТЭКа под силу только общим усилиям ученых и специалистов отраслей минерально-сырьевого комплекса, в том числе в рамках Академии горных наук. При этом использование научного потенциала необходимо для решения вопросов повышения технического уровня производства в горнодобывающих отраслях, научного обоснования эффективного развития ТЭКа, включая ценовую политику и механизм ликвидации неплатежей, а также обеспечения энергосбережения и разработки рациональных систем управления отраслями ТЭКа.

В заключение следует отметить, что курс экономических реформ в России зависит от рыночных преобразований в отраслях топливно-энергетического комплекса, без эффективного функционирования которого невозможны возрождение и подъем национальной экономики.

На вопросы журнала «Горный вестник» отвечает академик АГН, министр топлива и энергетики РФ Ю.К. ШАФРАНИК

1. Какие формы собственности на предприятиях ТЭКа представляются Вам наиболее рациональными? Какой Вам видится система управления ими?

В переходный период - это акционерные формы собственности со значительной долей акций государства. Причем, эта доля должна зависеть от величины предприятия, его значимости для экономики страны и от того, в каком регионе оно находится. С развитием рыночных отношений, стабилизацией экономического и социального положения в стране роль государства во владении акциями предприятий ТЭКа должна уменьшаться. Предстоит разработать целостную систему управления государственной долей акций на период ее закрепления в государственной собственности и определиться с развитием правовой базы акционерных обществ и компаний в рыночных условиях.

2. Считаете ли Вы необходимой разработку по линии Минтопэнерго России единой научно-технической политики развития ТЭКа? Если да, то кто, по Вашему мнению, должен разрабатывать такую политику и с помощью какого механизма она должна реализовываться?

Разумеется, такая политика должна разрабатываться. Для решения широкомасштабных проблем российского ТЭКа необходимо создать комплексную межотраслевую программу организатором и координатором которой явится Минтопэнерго. Конкретной формой ее реализации может стать специальная исполнительная дирекция либо другая подобная структура. При этом выполнение работы должно постоянно отслеживаться и корректироваться. В настоящее время отрабатывается методическая сторона программы и подготавливаются необходимые документы.

3. Как Вы оцениваете роль отраслевой науки в разработке единой научно-технической политики Минтопэнерго РФ? Каковы конкретные решения по ее реализации с точки зрения организации отраслевой науки, управления ею и возможностей финансирования?

Ведущая роль существующей отраслевой науки в вопросах НТП топливных отраслей очевидна. Минтопэнерго намерено не только сохранить, но в пределах имеющихся возможностей всемерно укрепить отраслевую науку, организация которой, считаю, может быть коренным образом улучшена благодаря научно-координационной деятельности Академии горных наук (АГН).

4. Ваш взгляд на развитие АГН в Международную горную академию?

Без широкого международного сотрудничества развитие науки просто немыслимо, так как наука интернациональна по своей сути и организация ее деятельности на международной основе, думаю, могла бы оказаться весьма эффективной. Что же касается самого создания такой Академии, то возможные формы могут быть различными. Уверен, что руководство Академии горных наук сможет найти для этого оптимальный вариант.