На главную

 

Российский нефтегазовый фактор для Европы и мира

За время, прошедшее с сентября 2001 г., в международных отношениях произошли большие изменения, которые привели к изменению приоритетов главных участников мирового нефтяного рынка. Основные потребители нефти в мире хотят иметь альтернативные источники нефти, не связанные со странами Персидского залива. Речь не идет об отказе от поставок нефти из Персидского залива. Однако потребители опасаются, что в случае масштабного конфликта стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) со странами арабского мира, последние могут объявить эмбарго на поставки нефти. Считается, что для того, чтобы этого не произошло, необходимы два условия: 1) не допустить конфликта между ОЭСР и нефтедобывающими арабскими странами; 2) показать, что в мире достаточно поставщиков нефти, поэтому эмбарго не представляет опасности.

В новой международной обстановке Россия, Великобритания, Норвегия и другие независимые экспортеры нефти приобрели во многом решающее значение. Вследствие исторических причин и наличия огромных запасов нефти и газа значение России для мирового рынка нефти и газа особенно возросло. Определяющее влияние России на мировой рынок нефти вызвано двумя главными факторами.

1. С 2002 г. Россия добывает нефти больше всех в мире. Пока добыча нефти в стране близка к добыче в Саудовской Аравии, однако если мы восстановим уровень добычи 70-80-х годов XX века, то Россия будет добывать нефти в 1.4 раза больше, чем Саудовская Аравия. С 1979 по 1989 г. Россия добывала в среднем 550 лин. т нефти в год, а средняя добыча Саудовской Аравии составляла 400 млн. т/год.

2. Россия в значительной мере мусульманская страна. Наш менталитет намного ближе к менталитету стран арабского мира, чем менталитет любой страны ОЭСР. Поэтому мы легче находим общий язык со странами исламского мира.

Первой это поняла Великобритания, в результате компания «Бритиш Петролеум» заняла ведущие позиции в нефтегазовом секторе России. Однако это только первый шаг к созданию новой системы регулирования мирового рынка нефти. Следующими должны стать координация действий и кооперация России, Великобритании, Норвегии с другими главными нефтедобывающими странами. Только разумное сотрудничество всех экспортеров нефти может обеспечить стабильность мирового рынка нефти на длительную перспективу. Жизненно важно не допустить односторонних действий, конфронтации и «ценовых войн». При этом интересы импортеров нефти должны играть не меньшую роль, чем интересы экспортеров. Постоянный диалог должен определять «ценовой коридор» на нефтяном рынке, колебания цен на нефть не должны выходить за установленные пределы. В настоящее время, с нашей точки зрения, «справедливые» цены на нефть должны составлять 22-25 долл/баррель. Нужен международный орган, который позволит экспортерам и импортерам нефти вместе определить оптимальный «ценовой коридор», иначе все страны будут страдать от кризисов.

Быстрый рост добычи нефти в России в первую очередь был связан с восстановлением добычи на старых месторождениях с развитой инфраструктурой. Дальнейший рост добычи возможен за счет ввода новых месторождений, но это требует значительно больших затрат. В настоящее время высокие цены на нефть позволяют российским нефтяным компаниям инвестировать достаточные средства в разведку и разработку новых месторождений. По оценке вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), все разведанные месторождения России технически могут обеспечить добычу нефти до 650 млн. т/год, но условии для этого пока нет (в частности, отсутствуют возможность транспортировки и рынки сбыта этой нефти).

Рис.1 Динамика добычи нефти в России в 1982-2010гг.

Как видно из рис. 1. если высокие цены на нефть сохранятся, то добыча нефти в России будет возрастать (см. рис. 1. кривая 1), если они будут ниже 19 долл/баррель, то рост добычи нефти прекратится (кривая 2), а если упадут ниже 15 долл/баррель. то добыча начнет снижаться (кривая 3).

При высоких ценах на нефть на мировом рынке добыча нефти в России в ближайшие годы ограничена только пропускной способностью экспортных терминалов. В 2002 г. Россия экспортировала около 270 млн. т топлива. Система морских портов и экспортных магистральных нефтепроводов обеспечила экспорт нефти на 68 %. остальные 32 % экспортировались в виде нефтепродуктов. В 2003 г. экспорт нефти и нефтепродуктов может превысить 300 млн. т и только 59 % из них будут экспортированы в виде нефти. Так как экспорт нефти в настоящее время приносит больше прибыли, чем экспорт нефтепродуктов, из-за недостатка мощностей для экспорта нефти нефтяные компании России теряют сотни миллионов долларов в год. Если не будут приняты соответствующие меры по развитию инфраструктуры нефтяного экспорта, то эти потери могут расти.

Из рис. 2 следует, что пропускная способность экспортных нефтепроводов АК «Транснефть» постоянно увеличивается. Однако развитие системы не успевает за ростом экспортного потенциала России. Поэтому необходимы новые крупные проекты, принципиально увеличивающие экспортные возможности России. Таких проектов предложено несколько. Один из них уже реализован - это первая очередь Балтииской трубопроводной системы (БТС) пропускной способностью 12 млн. т нефти в год. К 2005 г. должна быть пущена вторая очередь БТС. и мощность системы возрастет до 30 млн. т нефти в год. Сравнительные характеристики проектов развития системы экспортных терминалов и магистральных нефтепроводов России приведены в табл. 1.

Таблица 1

Из рис. 3 следует, что Европа является главным рынком сбыта российской нефти. Доля России на этом нефтяном рынке растет и в настоящее время составляет около 20 %. Однако в 2002 г. прирост экспорта только нефти в Европу составил 9 млн. т., тогда как общий прирост экспорта был равен 26 млн. т. Европейский рынок не может принять весь прирост экспорта из России. Поэтому наиболее перспективны проекты, которые позволят экспортировать нефть танкерами дедвейтом более 300 тыс. т. Это необходимо для проникновения на новые рынки сбыта (в частности, для поставок в США и Японию), а также для эффективного маневрирования поставками в зависимости от конъюнктуры на мировом рынке. Таких проектов три: нефтепроводы Сургут - Уса -Мурманск и Ярославль - Мурманск; Ангарск - Находка: МНП «Дружба» - порт Омишаль на Адриатике. Из этих проектов наиболее дешевым и привлекательным является проект МНП «Дружба» -Омишаль (Адрия). однако его максимальные возможности ограничены пропускной способностью МНП «Дружба» и не могут превысить 15 млн. т/год. С ростом объемов потребления нефти в Венгрии. Чехии и Словакии экспорт нефти через Омишаль будет снижаться, так как здесь нет проблемы Босфора и можно загружать танкеры дедвейтом 300 тыс. т. Незамерзающий Кольский залив с портом в районе Мурманска может обеспечить экспорт более 10 млн. т нефти в год танкерами дедвейтом 300 тыс. т. Для этого необходимо построить два нефтепровода: Сургут - Мурманск и Ярославль -Мурманск общей стоимостью более 6.4 млрд. долл. и переоборудовать порт. Однако Мурманск позволяет выйти главным образом на рынки США (восточное побережье страны) и Европы. Многие проблемы выхода на новые рынки сбыта позволит решить строительство нефтепровода Ангарск - Находка мощностью 50 млн. т нефти в год. После переоборудования порт Находка на Дальнем Воетоке России может отправлять танкеры дедвейтом 300 тыс. т. Это самый дорогой проект стоимостью 5.2 млрд. долл. Одновременно он самый выгодный, так как до Японии, Южной Кореи и Китая здесь ближе, чем от Великобритании до Германии. Рынок США (западное побережье) также находится в пределах досягаемости.

На Дальнем Востоке реализуется еще один крупный проект развития системы экспорта нефти: строительство нефтепровода Ангарск - Дацин из России в Китай мощностью 30 млн. т/год. Если этот проект будет единственным, то он «привяжет» Россию к рынку Китая без возможного установления конкурентных цен. Впрочем этот фактор не стоит фетишизировать: в условиях долгосрочных контрактов на поставку нефти вполне можно прописать соответствующую формулу цены. Однако нефтепровод Ангарск - Дацин может стать более эффективным, если он станет ответвлением от основного трубопровода Ангарск - Находка или его дополнением.

Таблица 2

Если цены на нефть на мировом рынке в течение многих лет будут выше 22 долл/баррель, то все эти проекты могут быть реализованы. Тогда к 2015 году Россия сможет экспортировать до 400 млн. т нефти в год (табл. 2). Это позволит решить проблему недостатка мощностей для экспорта нефти из страны, но сможет ли Россия к тому времени экспортировать столько нефти?

Экспортный потенциал России зависит не только от добычи, но и от потребления нефти на внутреннем рынке. Говоря о добыче, подразумеваем соответствующее развитие ресурсной базы отрасли, хотя однозначно сказать, что приведенные выше уровни добычи могут быть обеспечены соответствующим количеством разведанных запасов нельзя; проблема эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы отрасли при таких высоких уровнях добычи требует специального рассмотрения. В последние годы потребление нефтепродуктов в России снижается. Из рис. 4 видно, что потребление нефтепродуктов на душу населения в России в 2002 г. было ниже чем даже в Туркменистане.

Рис.4 Поставка нефтепродуктов в год на человека, т

Общий объем потребления нефти в России в настоящее время составляет около 100 млн. т/год, в США - около 900 млн. т/год. Снижение потребления нефтепродуктов в России связано не только с экономическим кризисом, но и с перестройкой структуры потребления энергоносителей. Общее снижение потребления нефтепродуктов обусловлено в первую очередь сокращением потребления мазута. Потребление автобензина и авиакеросина растет. Анализ тенденций показывает, что с 2003 г. возможен рост общего потребления нефтепродуктов в России.

При благоприятном сценарии развития экономики России через десять лет потребление нефти на внутреннем рынке может увеличиться до 200 млн. т/год. Если добыча нефти к тому времени стабилизируется на уровне 550 млн. т/год, то для экспорта останется 350 млн. т/год. Следовательно, новые мощности по экспорту нефти будут загружены не полностью. Только при достаточно высоких ценах на нефть на мировом рынке Россия может гарантировать рост экспорта нефти. Поэтому общая задача правительства страны и нефтяного бизнеса - разработка долгосрочной стратегии развития отрасли, сбалансированной по ресурсам, уровням добычи и внутреннего потребления, развитию транспортной инфраструктуры. Без такой стратегии неминуемы просчеты, неверные решения, упущенные выгоды.

Роль России на мировом нефтегазовом рынке не ограничивается только экспортом собственной нефти. Существуют еще три важнейших направления деятельности, которые сильно влияют на мировой рынок: экспорт газа из России; сотрудничество с государствами СНГ; совместные проекты с Алжиром. Ираном и другими странами ОПЕК.

Россия является главным производителем и экспортером газа в мире (рис. 5). По прогнозам Европейского Союза (ЕС), изложенным в Энергетической стратегии Европы (так называемой «Зеленой книге»), роль российского газа на европейском рынке должна возрастать. Одновременно с этим ЕС ведет либерализацию и демонополизацию рынка газа.

Рис.5 Распределение экспорта газа из России

Планируются постепенный отказ от долгосрочных контрактов и ограничение максимальной доли поставщиков на рынке. В результате возникает противоречие: Европа хочет получать больше российского газа, но не создает условий для роста его поставок на свой рынок и отказывается от долговременных гарантий на приобретение газа. Прогноз спроса и предложения природного газа в Европе приведен в табл. 3.

Таблица 3

Реализация Газовой Директивы ЕС может повысить цены на газ для конечного потребителя, т.е. получится результат, противоположный тому, ради которого создавалась Газовая Директива. Механизм этого прост: Россия лишается части гарантий для привлечения капитала в развитие добычи и транспорта газа, экспорт газа из страны снижается, спрос превышает предложение, цены растут. Второй проблемой, которую создала Газовая Директива, является снижение надежности системы предоставления общественных услуг, к которым относится газоснабжение населения. Опыт работы полностью либерализованных рынков газа показал, что свободный рынок не гарантирует надежного снабжения газом каждого потребителя.

Европейским партнерам России на га--овом рынке эти проблемы хорошо известны. В настоящее время они обсуждаются в рамках энергетического диалога (рис. 6). Однако в ближайшее десятилетие должна значительно возрасти роль таких стран СНГ, как Казахстан. Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан в поставках нефти и газа на мировые рынки. Казахстан и Азербайджан способны значительно увеличить экспорт нефти, а Туркменистан и Узбекистан - экспорт газа.

Рис.6 Распределение экспорта нефти и нефтепродуктов между странами СНГ в 2002г.

Рост экспорта нефти из стран СНГ ограничен пропускной способностью транспортной системы. После пуска первой очереди Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) выяснилось, что общая мощность нефтеналивных портов Черного моря больше существующей пропускной способности Босфора. Поэтому в конце 2002 г. Турция стала ограничивать проход казахских танкеров через Босфор. Проблема решается заменой навигационного оборудования, что позволит увеличить пропускную способность Босфора до 150 млн. т нефти в год. При этом КТК сможет работать на полную мощность и поставлять до 67 млн. т нефти в год.

Среди других проектов развития системы транспорта нефти из стран СНГ наибольшее значение имеет основной экспортный трубопровод Баку - Тбилиси -Джейхан (ОЭТ БТД). С точки зрения его участников, преимущества проекта заключаются в прямом выходе в Средиземное море (решается проблема Босфора) и полной независимости от России. В конце ноября 2002 г. казахская государственная компания «Казмунайгаз» вошла в число акционеров проекта и дала гарантию поставки 20 млн. т нефти в год через ОЭТ БТД, проектная мощность которого составляет 50 млн. т/год. Главным риском проекта является то, что часть трассы проходит по территории Курдистана, фактически не контролируемой турецким правительством, хотя последние события в Ираке показывают, что США могут решить и эту проблему.

Если оба проекта будут полностью реализованы, то страны СНГ Каспийского региона смогут поставлять на мировой рынок до 117 млн. т нефти в год. Данный объем соответствует 25 % импорта нефти в 30 стран ЕС (именно столько членов ЕС намерен иметь после 2010 г.) и превышает весь экспорт нефти из Ирака. Эта нефть в первую очередь попадет в Средиземноморье, где составит конкуренцию нефти из России, Алжира и Персидского залива. Необходимо заранее принять меры по стабилизации предложения нефти на мировом рынке, иначе не исключена возможность падения цены на нефть до 9 долл/баррель, как это было в декабре 1998 г.

Более полугода главным ценообраю-щим фактором на мировом рынке нефти являетсяконфликт между США и Ираком. Важная роль Ирака на мировом нефтяном рынке объясняется большими запасами нефти и низкой себестоимостью добычи. По данным Международной Нефтяной Энциклопедии доказанные извлекаемые запасы нефти в Ираке составляют 15,5 млрд. т и по запасам Ирак занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. На самом деле это, может быть, и не так, ведь запасы таких стран как США, Россия, Алжир и многих других стран в Энциклопедии сильно искажены. Но в любом случае, Ирак - ключевой игрок на перспективном рынке нефти, и главная задача состоит в том, чтобы он своими поставками не дестабилизировал рынок.