На главную

 

Промедление смерти подобно (почему нельзя отказываться от государственной политики в нефтегазовом секторе)

КОЗЫРНАЯ КАРТА РОССИИ

К сожалению, то, как нефтяные богатства влияют на жизнь нашей необъятной страны, все еще не понято теми, кто принимает экономические и политические решения. В определенном смысле индикатором такого непонимания являются время от времени вспыхивающие то там, то здесь дискуссии о соотношении сырьевого и несырьевого (наукоемкого) направлений развития экономики страны. Происходит все это на фоне стремительно усиливающейся зависимости страны от положения дел в сырьевом секторе экономики.

На наш взгляд, противопоставлять эти два направления просто неуместно. Россия должна использовать свои природный потенциал как можно более целесообразно.

Сейчас основные потребители нефти и нефтепродуктов - США, Западная Европа и страны Азиатско-Тихо-океанского региона.

Россия - несомненный лидер среди независимых экспортеров прежде всего на западноевропейском рынке. Поэтому нашей стране необходимо выступить инициатором консолидации главных поставщиков нефти в Европе и вместе с ними вступить в диалог с ОПЕК. В настоящее время речь может идти не столько о разделе рынков, сколько, исходя из сложившихся маршрутов и долей поставки нефти на рынки сбыта, об определении разумных квот. При этом квоты поставок по морю и по суше должны рассматриваться раздельно. Несомненно, что страны-экспортеры при работе на европейском рынке заинтересованы в компромиссном разделе доходов рентного характера, которое учитывало бы финансово-экономические интересы и стран-потребителей, и стран-производителей.

Все страны - и экспортеры, и импортеры, несмотря на различие целей, заинтересованы в стабильных ценах. Зачем нужны стабильные цены? Прежде всего для осуществления инвестиций. Нет нужды говорить о том, что инвестиции в нефтегазовом секторе требуются постоянно.

Однако следует учитывать то, что рынок не в состоянии обеспечить требуемую стабильность и следовать за изменениями в спросе и предложении. Отсюда, собственно, и вытекает необходимость координации усилий и экспортеров, и импортеров. При этом исходить нужно из реальных потребностей экспорта и особенностей того или иного регионального рынка (например, европейского, где Россия имеет традиционно сложившиеся связи и специально созданную инфраструктуру поставок).

В условиях падения спроса на нефть на мировом рынке ключевой проблемой стран-экспортеров нефти является снижение объемов экспорта с целью сохранения баланса между спросом и предложением. Только совместные усилия всех ведущих экспортеров нефти могут обеспечить стабильные высокие цены на нефть на мировом рынке. Страны ОПЕК не справляются с регулированием цен на нефть на мировом рынке, так как они больше не являются монополистами в поставках нефти странам-мпортерам.

Снижение объема экспорта нефти из стран ОПЕК при одновременном росте экспорта независимых экспортеров нефти приведет к потере части рынков сбыта странами ОПЕК. Такая перспектива вызвала напряженность в ОПЕК и снижение дисциплины в выполнении квот на добычу нефти. Нигерия просто игнорирует установленную квоту, Алжир, Ливия и Катар выполняют взятые обязательства примерно наполовину, и только Венесуэла и Индонезия полностью выполняют взятые на себя обязательства.

Среди независимых экспортеров нефти рост экспорта обеспечили в основном три страны: Россия, Мексика и Норвегия. Поэтому ОПЕК выдвинул условие: обязательный курс на снижение объема добываемой нефти Россией, Мексикой и Норвегией в случае падения спроса на нефть на мировом рынке.

Отсутствие координации в экспорте нефти между странами ОПЕК и независимыми экспортерами может разрушить соглашение ОПЕК и спровоцировать войны за рынки сбыта между экспортерами нефти. Это приведет к значительному падению цен на нефть на мировом рынке (по некоторым оценкам - до 5 дол. за баррель) и огромным финансовым потерям для всех экспортеров нефти. При таком развитии событий Россия пострадает больше других экспортеров, поэтому она должна пойти на участие в разработке справедливых квот на экспорт нефти для всех, кто вывозит более 10 млн т в год.

Большую часть прироста экспорта нефти Россия обеспечила морским путем. За год прирост экспорта нефти из России по морю составил 48 тыс. т в сутки (0,35 млн баррелей в сутки), что обеспечило 34,5% прироста поставок нефти от независимых экспортеров. Это позволило России вернуть себе позиции на мировом рынке нефти, которые занимал СССР в 1987г. Однако перспектива дальнейшего экспорта нефти из России беспокоит ОПЕК и ее лидера - Саудовскую Аравию.

Итак, очевидно, что возникла необходимость создания нового механизма регулирования мирового рынка нефти. Кроме установления квот на экспорт нефти, о которых уже говорилось, следует учитывать, каким образом нефть поставляется импортерам.

Все это свидетельствует о необходимой координации усилий со стороны ОПЕК, Западной Европы, США, России и т. д.

Достижение сбалансированных решений во многом осложняется в настоящее время более жесткой, чем это было ранее, конкуренцией за деньги инвесторов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока испытывали существенные экономические затруднения. Поэтому они были вынуждены заговорить о приватизации нефтегазового сектора своих стран и открыть свои границы для иностранных компаний (чего стоят, например, предложения Саудовской Аравии по привлечению западных компаний для участия в газовых проектах).

Тем не менее возрастающая нестабильность на мировом рынке может быть в существенной степени сглажена совместными усилиями на межгосударственном и межрегиональном уровне - в рамках так называемой энергетической дипломатии. Одному из авторов настоящей статьи в период пребывания на посту министра топлива и энергетики РФ пришлось в середине 1990-х годов довольно много доказывать коллегам в правительстве необходимость утверждения позиций России как нефтяной державы.

УДЕРЖАТЬСЯ НА НЕФТЯНОМ КОНЕ

Конечной целью тех или иных межгосударственных решений является увеличение экспорта российскими компаниями не только нефти, но и нефтепродуктов.

Аналогичный путь уже пройден некоторыми компаниями, например, норвежской «Статойл» и др. Начиная с середины 1980-х годов они постепенно из продавцов превращаются в покупателей. Одна из основных причин - уход из под влияния стран ОПЕК. В этих условиях ряд нефтяных компаний перешли к экспорту более ценных продуктов по сравнению с сырой нефтью. Некоторые из них построили нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на территории, где они ведут добычу нефти. Другие нашли более целесообразным покупку или лизинг НПЗ непосредственно на территории стран-импортеров. Таким образом, они выиграли от более близкого размещения заводов к рынкам сбыта. Более того, некоторые компании пошли еще дальше - купили не только НПЗ, но и сбытовые сети хорошо известных в мире торговых марок. Или же, как в случае с кувейтской компанией «Q8» - в европейских странах были сформированы новые сети, занятые реализацией нефтепродуктов. Вовлеченность ряда нефтяных компаний в переработку и сбыт зашли так далеко, что это позволяет говорить не о временной тенденции, но о фундаментальных изменениях в рамках мирового нефтегазового сектора.

Во многом этот путь проходят и российские компании. Так, например, «ЛУКойл» практически освоил поставки нефти и нефтепродуктов в Северную Америку. Получены права на разработку шельфовых или прибрежных месторождений в Ненецком автономном округе, ведется строительство специализированного танкерного флота, куплена сеть заправок в США, рассматривается возможность покупки в США НПЗ. По аналогичной схеме работает и норвежская компания «Статойл», которая также поставляет значительную долю нефти на североамериканский рынок. «ЛУКойл» весьма активно осваивает также и балканский рынок.

Другие российские компании, и прежде всего «ЮКОС», утверждаются в Центральной Европе, в то время как «Славнефть» и «Сургутнефтегаз» стремятся расширить присутствие на рынке СНГ.

Несомненно, что все эти шаги позволят России, в конечном счете, упрочить свое положение.

Однако рынки Ближнего Зарубежья, Центральной и Западной Европы - далеко не улица с односторонним движением. России необходимо также привлечь реальных зарубежных инвесторов в нефтегазовый сектор. Актуальным остается и присоединение России к Энергетической хартии Европы. Только в этом случае предложения России, связанные с активным формированием обновленного Европейского нефтяного союза, могут получить правовую основу.

ВЗАИМОСВЯЗИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

В числе основных положений Энергетической хартии - доступ к энергетическим ресурсам объединившихся стран. Это означает, что не только российские производители поставляют нефть и другие углеводороды на рынки Европы, но и зарубежные компании получают право также заниматься освоением и разработкой нефтегазовых ресурсов в России. А чтобы российские нефтедобытчики не были дискриминированы и смогли «противостоять» конкуренции, был взят курс на формирование крупных вертикально-интегрированных компаний. «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Тюменская нефтяная компания» уже располагают и достаточными активами, и финансовыми ресурсами, и техническим потенциалом.

Однако компании - какими бы патриотами ни были их руководители и собственники - прежде всего являются бизнес-структурами. Основная их задача - получение прибыли и рост капитализации активов. Поэтому нефтяные гиганты будут заниматься (и занимаются) вопросами повышения конкурентоспособности лишь в той степени, в какой это отвечает их экономическим интересам. Государство же заинтересовано в том, чтобы деятельность компаний также способствовала в целом промышленному развитию страны и решению ряда внутри- и внешнеполитических задач. Во многих аспектах цели и задачи компаний и государства не совпадают, но зато они совпадают в понимании того, что научно-технический прогресс в нефтегазовом секторе и устойчивое положение российских нефтегазовых компаний на внешних рынках - звенья одной цепи.

Но вот беда! Как раз в сфере научно-технического прогресса в нефтегазовом секторе ситуация близка к критической. Российские компании находятся только на самом начальном этапе внедрения научно-технических достижений. Об этом говорят следующие факты.

1. По данным Международного энергетического агентства, около 70% нефти, добываемой в мире, обеспечивается скважинами с дебитом 100 т в сутки, еще 5% - скважинами с дебитом от 30 до 100 т в сутки, и 10,6% -скважинами с дебитом от 10 до 30 т в сутки. В России же средний дебит скважины составляет 7,3 т в сутки. Поэтому для поддержания текущего уровня добычи РФ вынуждена эксплуатировать почти в 2 раза больше скважин, чем все экспортеры нефти вместе взятые.

2. Страны-члены ОПЕК имеют колоссальные легкодоступные месторождения и весьма низкие издержки. По данным ОПЕК, издержки на создание дополнительной мощности по добыче 1 барреля нефти в день в районе Персидского залива варьируют от 2,515 до 4, 866 дол. в зависимости от размещения и размера месторождения. Это, в свою очередь, означает, что издержки на добычу будут примерно 1-1,5 дол. баррель.

В самом начале 2002 г. стали достоянием гласности цифры, характеризующие себестоимость добычи у российских компаний. Данный показатель варьирует от 2 дол. за баррель у «Сургутнефтегаза» и 3 дол. за баррель у «ЮКОСа» до 6,5 дол. за баррель у «Татнефти».

Вроде бы показатели неплохие. На их основании рядом экспертов делаются выводы, что российская нефть вполне конкурентоспособна. Однако господа эксперты не учитывают следующее:

- эти данные свидетельствуют о себестоимости добычи непосредственно на скважине (вдали от внешних рынков);

- российские компании осваивают и интенсифицируют разработку ранее введенных мощностей (свыше 45% запасов в разработке - это все еще крупные месторождения и месторождения-гиганты, введенные много лет назад);

- с применением новых технологий добывается чрезвычайно малый объем нефти (около 17 млн т), и в результате коэффициент текущей нефтеотдачи по разрабатываемым месторождениям России за 1990-е годы снизился с 41 до 36%;

- основные фонды отличаются повышенной степенью изношенности, и многие факторы производства (такие как труд) имеют чрезвычайно низкую оценку (что не может не сказываться на снижении себестоимости).

Как нам кажется, здесь отчетливо видна причина низкой себестоимости и «повышенной конкурентоспособности» российской нефти. Это недостаточное инвестирование и «проедание» накопленного производственно-технического потенциала (значительные усилия отдельных компаний лишь стабилизируют ситуацию, но не меняют ее в принципе). И на этом фоне очень странным представляются объявленные рядом нефтяных компаний на 2002 г. резкие сокращения инвестиционных программ на основании неблагоприятной ценовой конъюнктуры. Такой подход обрекает на отсталость в будущем и на невозможность конкурирования на внешних рынках с другими странами и другими производителями.

В этих условиях возрастает актуальность формирования и проведения государственной технической и инновационной политики. Важнейший элемент данной политики - весь комплекс норм и правил, связанных с процедурами предоставления прав на пользование недрами. Государство как собственник недр имеет полное право и возможность влиять на все процессы и направлять их в нужное русло. Без этих мер все пожелания России закрепиться на внешних рынках так и останутся лишь пожеланиями. Не может не беспокоить и продолжающаяся конкуренция разных министерств и ведомств за право влияния на нефтегазовый сектор - преимущественно на распределение доходов.

Верх берут амбиции, но не интересы дела. Все это напоминает схватку над пропастью, в которой не может быть выигравших и проигравших.