На главную

 

Основные тенденции в развитии нефтегазового комплекса

Отечественный нефтегазовый комплекс вступил в период больших и серьезных перемен. В качестве первой тенденции можно назвать восстановление прежних объемов добычи (максимальный российский уровень при плановой экономике составил в конце 1980-х гг. 570 млн. тонн нефти). Надеюсь, что 2004 году будет достигнута цифра в 460 млн. т. В ближайшие два-три года, в зависимости от мировой конъюнктуры и интенсивности разработки эффективных ресурсов, удастся прирастить этот объем, но не более чем на 10-20 млн. т. Тем не менее, подготовка новых нефтегазовых активов должна привести к пониманию необходимости профессионально готовить проекты, которые можно было бы надежно финансировать.

Вторая тенденция - усиление роли государства в приватизировавшемся с начала 1990-х гг. нефтегазовом секторе. Возможно, с большим применением административных и неадминистративных мер. Считаю это возможным и правильным - по крайней мере для периода, который переживает сейчас Россия. Задача же специалистов - своевременно дать руководству страны грамотные рекомендации. И по мере их реализации пытаться влиять на этот процесс и корректировать его. И такой процесс уже идет. По инициативе Союза нефтегазопромышленников России прошло обсуждение вариантов закона «О недрах». На наше предложение поучаствовать в этом деле откликнулся министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Состоялся обстоятельный разговор по целому комплексу вопросов. В частности, специалисты высказали пожелание о более четкой проработке механизма повышения эффективности использования недр.

Третья тенденция - совершенствование механизма налогообложения нефтегазового сектора. Четвертая тенденция - структурные изменения в нефтегазовом комплексе. Уже идет объединение активов Роснефти и Газпрома. Началась реализация еще старых наших задумок, когда предлагалось, что в период перехода от плановой к рыночной экономике имеющуюся и эффективно работающую госсобственность сохранить как стержень отрасли, скажем, в виде Национальной нефтяной компании. Структурные изменения в нефтегазовой отрасли должны затронуть и другие компании. Мне видятся здесь три формы существования нефтяных компаний. Первая - ЛУКОЙЛ, как прообраз компании с национальным капиталом (государственным или частным), но с безусловным выходом в своей деятельности за пределы России, что уже происходит. Вторая - Сургутнефтегаз, как прообраз компании с большой долей национального капитала, когда акционерами являются десятки миллионов людей. Третья форма - малые и средние компании. Их доля должна быть не ниже четверти от общей нефтедобычи в стране.

Мы обязаны добиться ряда радикальных изменений, в частности, по снижению затрат и себестоимости продукции нефтянки, по повышению эффективности деятельности компаний, произвести поворот от снижения к повышению нефтеотдачи пластов, обеспечить изменение структуры акционерного капитала компаний - с переходом от личных капиталов к публичным.