На главную

 

Новый мировой энергетический порядок. Российско-американское сотрудничество в третьих странах

Анализ современных тенденций в мировой политике и экономике позволяет сделать вывод о том, что в мире формируется новый энергетический порядок. В числе основных таких тенденций в первую очередь следует назвать рост потребления энергоресурсов в мире и глобализацию энергетического рынка, то есть переход к единому мировому рынку энергетических ресурсов. В этой ситуации важно понять энергетический рынок планеты в целом.

С древнейших времен люди воспринимали свой мир - Землю - как живой организм. Многие отождествляли ее с человеком. По древним верованиям, главный энергетический центр человека расположен в солнечном сплетении. Если продолжить эту аналогию, то «энергетическим сплетением» Земли является район Южной и Средней Азии, то есть Персидский залив и бассейн Каспия.

Конечной целью развития энергетических рынков является формирование глобального энергетического пространства с едиными правилами «игры». И кто эти правила установит, тому легче будет и играть. Поэтому уже сейчас, за многие годы до того, как такое пространство будет сформировано, идет борьба за будущие ключевые позиции на нем.

Энергетический рынок Земли важен для всех государств. Однако основных игроков на этом рынке немного. В число основных игроков входят США как главный потребитель энергоресурсов на планете и один из главных их производителей. В число основных игроков входит и Россия, так как она владеет самыми большими доказанными запасами и прогнозными ресурсами первичных энергоносителей в мире.

Ведущая роль России и США на энергетическом рынке мира определяет их историческую миссию. Историческая миссия России и США - объединить свои возможности и усилия в поисках ответа на серьезные вызовы, брошенные современному человечеству, в интересах собственного развития и благополучия всего мира. Одним из ключей к решению этой задачи на ближайшие 20 лет могут стать совместные российско-американские энергетические проекты, как инструмент решения экономических и политических задач в Средней и Южной Азии, на Ближнем Востоке и в других регионах мира.

Если наши страны объединят свои усилия в реализации энергетических проектов, то они смогут установить новый мировой энергетический порядок. Новым энергетический порядок будет способствовать сотрудничеству и развитию всех стран: и производителей, и потребителей энергоресурсов. Одновременно он создаст условия для демократических преобразований и развития рыночной экономики политическими и экономическими методами.

В чем состоят основные задачи российско-американского делового сотрудничества в международных проектах? Это, в первую очередь, обеспечение условий для демократических преобразований и развития рыночной экономики политическими и экономическими методами. Далее, улучшение обеспечения мирового рынка нефтью и газом. И, наконец, создание единых систем управления, контроля безопасности и информационного обеспечения рынка энергоресурсов.

Главными регионами сотрудничества России и США в международных энергетических проектах, несомненно, могли бы стать:

- регион «энергетического сплетения», включающий страны Персидского залива (Ирак, Иран), также страны бассейна Каспийского моря (Казахстан, Туркменистан, Россия, Азербайджан, Иран);

- Россия (Сахалин, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Север Красноярского края, шельф Северного Ледовитого океана);

- Северная Африка;

- Латинская Америка.

Эти регионы играют ведущую роль на энергетическом рынке мира и одновременно нуждаются в демократических рыночных реформах. Доказанные извлекаемые запасы нефти в регионе «энергетического сплетения» Земли превышают 100 млрд т, запасы газа превышают 110 трлн м3.

Можно выделить ряд факторов, определяющих условия делового сотрудничества России и США в странах СНГ. Во-первых, в СНГ нарастают интеграционные процессы на базе интеграции топливно-энергетических комплексов. Во-вторых, российские энергетические компании стали серьезными партнерами и конкурентами крупнейших компаний мира. Они успешно берут под контроль энергетические компании стран СНГ, Балтии и Восточной Европы. В-третьих, завершен процесс разграничения дна северного Каспия. В-четвертых, быстро развивается система нефтепроводов для транзита нефти через территорию России.

Тарифы на транспортировку нефти через Россию успешно конкурируют с тарифами КТК. В будущем они будут успешно конкурировать с тарифами ОЭТ Баку-Тбилисп-Джейхан и МНК Одесса-Броды-Гданьск.

Страны СНГ являются самым перспективным регионом для сотрудничества России и США. Так, прогнозные ресурсы стран СНГ по нефти составляют около 80 млрд т, по газу -160 трлн м3. На территории России сосредоточено 55% прогнозных ресурсов нефти и 81% ресурсов газа, на территории Казахстана 16% и 6% соответственно, на территории Туркменистана 14% и 8%.

Согласно прогнозам, принятым энергетическими стратегиями стран СНГ, к 2015 г. пять ведущих стран СНГ будут добывать более 700 млн т нефти в год (14,5 млн барр./сутки). В этом году за пределы СНГ будет экспортировано более 320 млн т (6,5 млн барр./сутки) нефти и нефтепродуктов, причем на нефть приходится только 65% этого объема. Россия обеспечит 78% экспорта, Казахстан - 11% и остальные страны вместе - 11%. К 2015 г. пять ведущих стран СНГ вместе смогут экспортировать за пределы СНГ 580 млн т нефти и нефтепродуктов в год (11,3 млн барр./сутки), что значительно выше потребности США в импорте нефтяных товаров.

Условия для сотрудничества России и США в странах СНГ за последние годы сильно изменились. Прошел шок от распада СССР, и в СНГ нарастают интеграционные процессы. Лидером интеграции сейчас является процесс создания Единого экономического пространства на территории России, Казахстана, Украины и Беларуси. В качестве модели интеграции выбрано Европейское сообщество.

За последние годы российские энергетические компании прошли хорошую школу рыночной экономики и вышли в число ведущих компаний мира. Они являются серьезными партнерами и конкурентами крупнейшим компаниям мира, в том числе и американским компаниям. Знаковым событием стала покупка Тюменской нефтяной компании компанией ВР. В результате сейчас ТНК-ВР является третьей по производственному потенциалу нефтяной компанией России.

Российские энергетические компании постепенно берут под контроль энергетику стран СНГ, Балтии и Восточной Европы. Например, нефтяной комплекс Литвы контролируется ЮКОСом, электроэнергетику и сбыт газа в Грузии контролируют РАО ЕЭС и «Газпром», нефтепереработку Украины контролируют совместно нефтяные компании России и Казахстана. Таких примеров десятки.

На развитие энергетики в СНГ работают и политические процессы. Летом этого года завершен раздел дна северного Каспия. Это позволяет без политических рисков начать освоение шельфа российского, казахского и части азербайджанского секторов Каспия. Здесь обнаружены сотни перспективных структур. Вот только два примера: месторождение Кашаган в казахском секторе имеет прогнозные извлекаемые ресурсы нефти не менее 1 млрд т, а месторождение Курмангазы на границе российского и казахского секторов имеет прогнозные ресурсы 1,6 млрд тонн.

В освоении этих двух крупнейших объектов наши страны, к сожалению, не сотрудничают. Кашаган осваивает консорциум западных компаний в составе Agip (входит в ENI), TotalFinaElf, British Gas, ExxonMobil, Shell и других. Курмангазы осваивают «Роснефть» и «Газпром» совместно с казахскими компаниями.

Важнейшим фактором сотрудничества является быстрое развитие системы трубопроводного транспорта нефти через территорию России. В настоящее время обсуждается и реализуется около 20 проектов транспортировки нефти с месторождений стран СНГ. Если все они будут реализованы, то к 2010 г. пропускная способность трубопроводной системы составит 680 млн т/год (13,6 млн барр. /сутки) при экспортном потенциале 580 млн т/год.

В этой ситуации будут работать самые дешевые маршруты, то есть нефть Казахстана пойдет через Россию и Иран, где транспортные расходы в два раза ниже, чем по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан или Новороссийск-Одесса-Броды-Гданьск. Можно только посочувствовать компаниям, вложившим деньги в эти политизированные проекты.

Укрепление позиций России позволило ей потеснить ОПЕК на нефтяном рынке Западной Европы. Доля ОПЕК на европейском рынке нефти за два года сократилась на 12%. Однако добыча нефти в России растет быстрее, чем сбыт российской нефти в Европе, и России нужны новые рынки сбыта.

Благодаря большой работе, проделанной правительством России и энергетическими компаниями страны, позиция России в СНГ и в мире существенно укрепилась. На это среагировали западные консультационные компании, которые переместили Россию в общем рейтинге инвестиционной привлекательности с 17-го на 8-е место, а нефтегазовый комплекс России по инвестиционной привлекательности поставили на первое место в мире. Все эти изменения делают Россию равноправным партнером США в энергетических проектах на территории третьих стран.

Вторым важнейшим регионом сотрудничества России и США являются страны Персидского залива. Особенно сложная ситуация в этом регионе сложилась вокруг Ирака и может сложиться вокруг Ирана. Обе эти страны вместе обладают запасами и ресурсами нефти, равными Саудовской Аравии, и могут добывать вместе до 400 млн т нефти в год (8 млн барр./сутки). В настоящее время в Ираке идет партизанская война и нет условий ни для восстановления добычи нефти, ни для экспорта нефти. Ежедневно гибнут солдаты армий США и их союзников, гибнут сотрудники временной администрации и происходят диверсии на промышленных объектах. Главная задача в этих условиях - снизить накал страстей, обеспечить населению страны работу, воду, еду и порядок.

Снизить накал страстей в Ираке можно, переведя ответственность за положение дел в стране с США на ООН. Успокоить и обеспечить население Ирака можно, объединив усилия США, стран Западной Европы и России. Очень полезна будет помощь Ирана, который предлагает наладить энергоснабжение приграничных районов Ирака. Принять эту помощь - значит не только помочь Ираку, но и укрепить позиции прогрессивных сил в самом Иране.

Только после стабилизации положения в Ираке можно перейти к восстановлению и развитию нефтегазового комплекса. Это станет основой роста поставок иракской нефти на мировой рынок. Участие российских компаний в восстановлении и развитии нефтегазового комплекса Ирака сделает эту работу значительно дешевле и позволит выполнить ее намного быстрее. Не следует забывать, что расторжение контрактов российских нефтяных компаний в Ираке очень плохой прецедент для нефтяных компаний США и других стран.

Ирак может дать огромные возможности для сотрудничества России и США. Большая часть запасов Ирака еще не вводилась в разработку. Начать разработку этих месторождений могут консорциумы российских и американских нефтяных компаний. В результате чистая прибыль каждой из сторон будет значительно выше, чем в отсутствие кооперации.

В последние годы в Иране были открыты новые гигантские месторождения. Так, месторождение вблизи города Бушер после доразведки может оказаться самым большим нефтяным месторождением мира. Россия недавно подписала с Ираном рамочное соглашение о совместной реализации нефтегазовых проектов, которое поможет российским нефтяным компаниям в освоении месторождений в Иране.

Иран является самым сложным регионом для сотрудничества России и США. Позиции России и США по Ирану диаметрально противоположны. Россия выступает за совместное развитие энергетики и нефтегазового комплекса Ирана. В этом Россию поддерживают Германия, Япония, Китай и другие страны. Очевидно, что экономическая интеграция приведет к экономическим и политическим преобразованиям в Иране.

В этом направлении позитивными факторами могут быть примеры международного сотрудничества Ирана. Так, ведутся переговоры о разработке нефтяных месторождений: Азадеган с запасами нефти 4 млрд т (30 млрд барр.) с компаниями Японии, Китая и России; Чашмехош - с испанской компанией Сапса; Бангестан - с компаниями Total и ВР.

В 2002 г. общий объем товарооборота Ирана со странами СНГ превысил $2,4 млрд. Иран предоставил странам СНГ услуг на сумму $960 млн. Кроме того, Иран осуществляет в СНГ целый ряд экономических проектов на общую сумму в $1,4 млрд. Подписано долгосрочное соглашение с компанией Siemens (Германия) о предоставлении технологий по производству турбин, о поставках генераторов для установок полного цикла производства и газовых турбин на общую сумму 700 млн евро. Помимо этого, Иран готов начать энергоснабжение приграничных районов Ирака. Сегодня в Иране набирают силу политики, стремящиеся к международному сотрудничеству и рыночным преобразованиям. Примечательно, что компания ВР впервые после Исламской революции ведет переговоры о разработке месторождения в Иране. Иран не только сам открыт для сотрудничества, но и стремится участвовать в энергетических проектах в других странах, в первую очередь в странах СНГ и в Турции. Так, совместные проекты Ирана со странами СНГ включают следующие направления:

- Раздел и совместная эксплуатация нефтегазовых ресурсов Каспия;

- Транзит нефти из Казахстана через территорию Ирана на мировой рынок мощностью 6 млн т к концу 2003 г., с увеличением до 10 млн т в 2004 г.;

- Участие Ирана в нефтегазовых проектах на территории СНГ (например, 10-процентное участие в капитале консорциума по разработке месторождения Шах-Дениз, Азербайджан);

- Совместное развитие электроэнергетики в Азербайджане и Туркмении и поставка электроэнергии в Иран.

Необходимо поддержать этот процесс, а не усиливать конфронтацию с правительством Ирана.

Конечно, в мире есть еще множество регионов и энергетических проектов, в которых Россия и США могли бы сотрудничать. Это, в первую очередь, сотрудничество в России. Однако данная тема заслуживает отдельной публикации.

В заключение следует отметить, что же могут получить наши страны в результате международного энергетического сотрудничества.

1. За счет сотрудничества и Россия, и США смогут усилить свои позиции в главном энергетическом регионе мира - в странах «энергетического сплетения».

2. Сотрудничество позволит значительно увеличить прибыли энергетических компаний России и США.

3. Сотрудничество позволит снизить зависимость США от поставок нефти из стран ОПЕК.

4. Сотрудничество позволит России освоить новые нефтегазоносные провинции на своей территории и на территории третьих стран.

5. Сотрудничество облегчит России переход от экспорта нефти к освоению рынка конечной продукции в других странах.

6. Сотрудничество позволит США получить гарантии поставок всего необходимого объема энергоресурсов по разумным ценам.

7. Сотрудничество позволит исключить избыточные экономически неэффективные энергетические проекты США и России, реализуемые по политическим мотивам.

Сотрудничество по реализации совместных проектов возможно только под патронажем правительств наших стран. Только формирование перечня крупных проектов и целенаправленная деятельность для их реализации позволит получить положительный результат. Примерами такого подхода могут быть совместные проекты по освоению нефтяных месторождений на Сахалине и строительству трубопровода КТК, когда проходило не только их обсуждение на самом высоком уровне, но и для обеспечения успешной реализации проводился комплекс работ в законодательной, промышленной, административно-территориальной и других сферах деятельности.

Современному человечеству брошены серьезные вызовы, которым необходимо найти достойный ответ. Историческая миссия России и США - стать партнерами, объединить свои возможности и усилия в поисках такого ответа в интересах собственного развития и благополучия всего мира. Обеспечение такого партнерства - общая задача и компаний, и энергетической дипломатии: здесь любые контакты и контракты требуют дипломатической и политической поддержки на государственном и межгосударственном уровнях.

Одним из ключей к решению этой задачи на ближайшие 20 лет как раз и могли бы стать совместные российско-американские энергетические проекты - как инструмент решения экономических и политических задач в различных регионах мира, как результат координации усилий наших государств и бизнес-сообществ.