На главную

 

Незавершенные реформы не пускают в будущее

Незавершенные реформы не пускают в будущее

Укрепившийся олигархический капитал заставляет государство скатываться к примитивному прямому управлению в секторе

С начала 1990-х годов развитие нефтегазового сектора (НГС) можно поделить на три этапа. До 1995 г. закладывались законода­тельные основы его реформирова­ния (включая действующий закон «О недрах»), создавались вертикаль­но интегрированные нефтяные ком­пании (ВИНК). В 1996-2000 гг. шел процесс приватизации госсобствен­ности. С 2000 г. - по настоящее вре­мя все увеличивался разрыв между необходимыми изменениями в регу­лировании сектора и принимаемыми властью решениями.

В то же время энергетический мир становится все более многопо­лярным (США, Индия, Китай - как потребители, картель ОПЕК, Россия и некоторые другие независимые производители нефти). Сколь долго Россия сможет сохранять свой «по­люс»? По этому поводу накапливается все больше и больше пессимизма, несмотря на видимое благополучие.

Сейчас основой для развития отечественного НГС является Энергетическая стратегия (ЭС), но уже два года этот документ не соот­ветствует реальным показателям ни по добыче углеводородов, ни по ее стоимости. И поэтому требует если не доработки, то, по крайней мере, дальнейшего развития. Например, себестоимость добычи на действую­щем газовом месторождении сего­дня составляет 2 долл./тыс. м3 (на устье скважины), на соседнем, вво­димом - 10 долл., на Ямале - будет не менее 30-35 долл. Последние цифры фундаментально перевора­чивают газовый блок в ЭС. Это ка­сается и необходимости сжижения газа Ямала, и привлечения газа на­ших соседей из Средней Азии.

Опередила ли Россия СССР?

Ответ однозначный: нет, пока до­гоняем. Адекватно ли мы реагируем на те изменения которые происходят в мире (рис. 1). Не адекватно, если судить по высказываниям отдельных представителей крупнейших россий­ских ВИНК. Один из них на энерге­тическом саммите Россия - США в Санкт-Петербурге в 2003 г. заявил, что главной проблемой для его ком­пании является экспорт. Сравним данные по добыче и экспорту нефти в России в 1988-1990 гг. (570 и 110 млн т и мировую цену на нее -17 долл./барр.), и сегодняшние (460 и более 300 млн т, свыше 35 долл.): и экспорт, и доходы увеличились зна­чительно.

Этот же руководитель сказал, что в России запасов нефти вполне достаточно, по крайней мере, у него. Весьма спорное заявление. Ведь ре­сурсы углеводородов постепенно убывают, и восполнить их удастся не за один год, потому что на ввод месторождения уходит не менее 5-7 лет. С 1990 по 2005 гг. была вы­нужденная пауза в освоении по-на­стоящему новых залежей, а не тех, которые вводились в разработку рядом с действующими. Уже уве­ренно можно говорить, что с 2006 г. добыча в лучшем случае будет ста­билизирована. В газовой отрасли та же картина - новые запасы не под­готовлены, месторождения не вво­дятся. Поэтому снижение добычи будет более жестким по сравнению с тем, что могла бы выдержать эко­номика России. То же и по прокачке газа. Последние 15 лет не делалось ничего серьезного для того, чтобы «газовые артерии» могли поддер­живать прежние объемы транспор­тировки, не говоря уже об их увели­чении. Это грозит ограничением до­бычи, в том числе и независимых производителей.

Во всем мире в нефтегазодобыче идет последовательное снижение из­держек и затрат. И у нас, на первый взгляд, все здесь выглядит вполне достойно. Однако опытный руково­дитель без обиняков скажет, что на­ше снижение издержек на фоне по­следних лет в большей степени ис­кусственно. В первую очередь это связано с тем, что до начала 1990-х была создана отличная база, опира­ясь на которую и удается выглядеть достаточно презентабельно. Это - не более чем иллюзия. Если вовремя не принять меры, проблема обернет­ся бедой.

Чем наши компании отличаются от американских?

На том же саммите РФ - США аналитик инвестиционного банка Morgan Stanley так сформулировал ответ на этот вопрос: «Американ­ские компании национально ори­ентированные, а российские, кро­ме государственных, - нет». Дейс­твительно, акционерный капитал западных компаний национален по своей структуре, их владельцами являются миллионы акционеров, пенсионные фонды с накоплениями на миллиарды и десятки миллиар­дов долларов.

Какую, например, долю в ВР имеет возглавляющий компанию Джон Браун? У него меньше деся­той доли процента! А самые круп­ные владельцы (их 867) - это ин­ституциональные инвесторы, прежде всего пенсионные фонды. Самый большой пенсионный фонд имеет 3,5% акций ВР. Если Джон Браун примет непродуманное ре­шение, представитель фонда на го­довом собрании может предло­жить акционерам прекратить его полномочия. Предположим, что ВР завтра поменяет регистрацию и осядет в Москве, чьей она будет компанией - российской? Да нет, по капиталу она так и останется англо-американской. Ряд россий­ских ВИНК трудно назвать нацио­нальными. Например, если собст­венник такой компании «пропи­шется» в Лондоне, то она автома­тически станет английской, пото­му что акционерный капитал при­надлежит лично ему. И тогда при­дется применить чрезвычайные меры, чтобы ресурсы этой компа­нии остались в России.

Структуру собственнос­ти в ряде российских компаний можно назвать олигархической, лич­ностной. Соответствуют ей и все действия менеджеров этих компа­ний. Олигархический капитал стре­мится извлечь максимальную при­быль и практически не вкладывает ресурсы в развитие. Он влияет на выгодное ему изменение законов, плодит коррупцию и т.д.

Наши компании по-разному ис­пользуют недра (рис. 2). У «Башнефти», «Татнефти», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза», «Роснефти» — меньшая доля простаивающих скважин. У других — доля простаи­вающих скважин и дебит эксплуа­тируемых в 2-3 раза выше, что го­ворит о получении сверхдоходов и слабом регулировании и контроле государством эффективности ис­пользования недр.

Стоит отметить малую долю в объемах добычи неинтегрированных компаний. В начале 1990-х годов на базе госсобственности задумыва­лось создание крупных ВИНК («от скважины до бензоколонки»), что и было реализовано. Но я, будучи ми­нистром топлива и энергетики, счи­тал, что 51% акций ВИНК надо оста­вить в госсобственности на длитель­ное время. И лишь после того, как у властей созреет понимание, что де­лать в дальнейшем с ВИНК, находя­щимися под госконтролем, разбираться с каждой компанией по от­дельности.

На базе достаточно революцион­ного по тем временам закона «О не­драх» и прямых инвестиций в но­вые месторождения задумывалось создать новую нефтяную «по­росль», которая должна была бы ра­ботать в сугубо рыночной среде. Но что же получилось в итоге? К 2000 г. у нас возник жесткий моно­полизм. И прежний взлет малого и среднего бизнеса теперь сходит на нет (рис. 3). Сейчас его доля в добы­че нефти составляет всего 5%.

Эта тенденция не отвечает ни по­литической задаче - созданию сред­него класса, ни экономической - на­править энергию больших компаний на международные энергетические рынки, на освоение новых ресурсов в других странах, иначе все разгово­ры об интеграции в мировое сообще­ство так и останутся разговорами. А малый и средний бизнес мог бы за­полнять нишу, высвобождаемую ВИНК в России.

Инвестиций явно недостаточно

Несмотря на то, что суммарные инвестиции в нефтяной сектор рос­ли в последние годы, - их явно недо­статочно (рис. 4). По нашей оценке, в 2004 г. они достигли 175-205 млрд руб., а надо - как минимум 350-400 млрд руб.

Например, в начале 1980-х годов геологоразведка доказала наличие больших запасов углеводородов в Юрубчено-Тохомской зоне в Эвен­кии. Согласно провозглашенной в 2000 г. программе ее освоения, в этом году должны были добыть 3 млн т, в 2008 г. - 8 млн т. Однако в 2000 г. извлекли 40 тыс. т, и в теку­щем году будет тот же объем. А ведь эту программу расписала компания, которая три года назад являлась са­мой капитализированной в России. Вполне правомерен вопрос: если она стоила 30 млрд долл., то кто ей мешал эмитировать своих акций на 3 млрд долл. и вложить эти средства в Юрубчено-Тохомскую зону? Или из доходов от нефти взять 3 млрд долл. и инвестировать?

Другой пример - менее капитало­емкий Уватский проект в Тюменской области. Он реализуется с 1993 г. и только сейчас немного продвинулся. Инфраструктура региона вполне подготовлена для освоения данного проекта, это не Ванкор на севере Красноярского края (к реализации последнего готовится «Роснефть». -Ред.), где нет ни централизованного энергоснабжения, ни проложенных трубопроводов.

Новые проекты могут получить межгосударственный статус (шельф, Каспий, Сахалин), федеральный (Ямал, Восточная Сибирь) или региональный (Уватский проект, левобе­режье Оби). Но готовы ли к инвести­циям в них наши финансовые инсти­туты? Готовы ли они вкладывать в инфраструктуру и стимулировать разработку новых проектов? А пра­вовые рамки и социальные аспекты, все ли здесь осмысленно и проду­манно? Непаханое поле деятельнос­ти — поиск соинвесторов и доступ к передовым технологиям, взаимодей­ствие с государством и компенсация больших рисков (при освоении той же Юрубчено-Тохомской зоны), учет интересов регионов.

И главный вывод: готовность к освоению таких проектов - мини­мальная.

Как перейти на инновационный путь?

Рациональная стратегия разви­тия отечественного НГС должна сде­лать приоритетными инвестиции и инновации. Надо четко себе уяснить: именно через эти механизмы и воз­можно развитие. При этом иннова­ции я предлагаю рассматривать не в аспекте внедрения чего-то нового (оборудования и технологий), а как комплекс государственных мер, по­зволяющих через НГС оживлять и поднимать смежные отрасли, пере­ходить на наукоемкий путь разви­тия. В сегодняшней модели развития ресурсы (нефть и газ) - российские, а капитал, технологии, сервис, кадры (в «ТНК-ВР» работает уже 3 тыс. специалистов из-за рубежа) - ино­странные. Безусловно, это сырьевой путь развития. Но у нас есть техно­логии, оборудование, сервис, специа­листы. Все это необходимо рацио­нально совместить. Но не хватает средств, организации эффективной деятельности и профессионализма в принятии решений.

Уже сейчас НГС, хотя он и так достаточно технологичен, мог бы «поглотить» с пользой для дела лю­бые сверхсовременные технологии. К сожалению, в машиностроитель­ном секторе дела у нас весьма пло­хи. Если бы мне в 1989 г., когда я был гендиректором «Лангепаснефтегаза», будущей «дочки» «ЛУ­КОЙЛа», кто-то сказал, что китай­ские буровые станки скоро станут лучше продукции «Уралмаша», я бы поднял его на смех. Ведь тогда в Китае не было приличных станков, а «Уралмаш» таковые уже произво­дил. Сейчас же от Узбекистана до Алжира компании заказывают бу­ровые бригады с китайскими стан­ками, а то и бригады с китайцами. Теперь китайские буровые станки стали конкурентнее уралмашевских и уж явно - дешевле, а рос­сийский нефтегазовый сервис пе­реживает не лучшие времена.

Нефтегазовый сервис важен не сам по себе. Это серьезный ресурс для государства в деле улучшения ситуации в экономике. Это инстру­мент снижения затрат нефтяников, полигон для применения новых тех­нологий и оборудования и механизм разрешения дилеммы - сырьевая страна Россия или нет. Через сервис возможно и необходимо направить финансовые ресурсы нефтегазового сектора на инвестиции в другие от­расли, чтобы Россия стала зарабаты­вать не только и не столько на неф­тегазодобыче, а и на технологиях, и на оборудовании.

Что нужно делать?

Во-первых, именно укрепление олигархического капитала застави­ло власти перейти к упрощенной, фискальной системе взимания на­логов. О развитии говорить уже не приходится, бессмысленно в чем-то обвинять как руководителей, так и собственников компаний. А все по­тому, что примитивные фискаль­ные методы не способствуют сни­жению затрат и повышению эф­фективности работы. Монополизм, утвердившийся в секторе, работает в сторону завышения затрат. Это, конечно, парадокс.

В то же время гибкая система налогообложения, внедрение кото­рой принесет массу выгод государ­ству, возможна только при учете условий разработки каждого место­рождения. Но без первоначальной регламентации, то есть без техни­ческого регулирования, налогооб­ложение нового проекта оценить невозможно (рис. 5).

Во-вторых, до сих пор регули­рование природопользования осу­ществлялось, исходя из идей 1992-1994 гг.: лицензионный принцип, совместное ведение фе­дерального центра и регионов. Сейчас же мы скатываемся к заме­не конкурсов аукционами, к оборо­ту прав на пользование недрами, уже отменен второй, региональный «ключ». Я считал и считаю, что за­конодательство должно меняться эволюционно. Кроме того, главное здесь не закон, а механизмы его ис­полнения. Мы уже шесть лет рас­суждаем о новом законе «О не­драх», но не создаем механизмов его реализации.

В Директорате нефти Норвегии я как-то попросил показать доку­мент, в соответствии с которым вы­даются лицензии. Оказывается, ди­ректорат вправе выдать лицензию одному юридическому лицу, но за последние пять лет он этого ни разу не сделал. Лицензии выдавались

консорциуму не менее чем из трех компаний. Почему? Потому что в триумвирате разработчиков место­рождения одна становится операто­ром, а остальные две ее контролиру­ют, по затратам.

Действительно, для эффективно­го природопользования в рамках ныне действующего закона главное - механизмы реализации тех или иных прав. И в двух российских ре­гионах - Татарии и Тюменской об­ласти (с двумя автономными окру­гами) - уже разработаны высокоэф­фективные механизмы природо­пользования.

Я - за государственное влияние в отрасли. Ведь бизнес всегда раз­вивается, достигая собственных це­лей за счет других. Сейчас государ­ство, вместо того чтобы влиять или регулировать, скатывается к при­митивному прямому управлению собственностью в НГС.

К сожалению, в этом секторе сейчас ощущается недостаток ко­ординирующего и управляющего государственного влияния. И дело здесь не в людях, а в системе, в структуре управления, которую мы так выстроили. На рис. 6 обозначены предлагаемые нами меры по развитию НГС.

Кто передовик на постсоветском пространстве?

К сожалению, среди отечествен­ных ВИНК нет таких, которые мог­ли бы быть отнесены к транснацио­нальным. Все они находятся в са­мом начале экспансии в мировую добычу углеводородов. Наиболее продвинутой и последовательной в стремлении стать транснациональ­ной компанией является «ЛУ­КОЙЛ», которая планомерно нара­щивает зарубежные нефтегазовые активы.

Стоит задуматься вот еще над чем. В Казахстане, Узбекистане и Азербайджане инвестиций в НГС на тонну добычи и на душу населения больше, чем у нас. В 1991 г. Россия добыла 643 млрд м3 газа, в 2004 г. -634 млрд м3. А Казахстан добывал 8 млрд м3, а сейчас - 20. Узбекистан - соответственно 42 и 60 млрд м3. В тяжелейших условиях они наращи­вали добычу газа.

Россия в 1991 г. добыла 462 млн т нефти, в 2004 г. - 459 млн т. А Казахстан - 27 и 59 млн т соответст­венно, в ближайшие два-три года его добыча дойдет до 80 млн т. Азер­байджан поднял свою добычу с 8 до 16 млн т.

В то же время выгода для наших компаний продвигаться не только на Запад, но и в СНГ очевидна. На­бирает силу нефтегазовая про­мышленность Казахстана, Азер­байджана, Туркмении и Узбекиста­на. Себестоимость добычи в этих странах значительно ниже, чем во многих районах России, и в бли­жайшие годы они могут стать глав­ными конкурентами нашей страны на мировом рынке нефти и газа, особенно в Европе.

В этой ситуации самым разум­ным решением было бы, чтобы рос­сийские инвестиции пошли в неф­тегазовую промышленность Казахс­тана, Азербайджана, Туркмении и Узбекистана. Доля российских неф­тяных компаний в добыче нефти и газа в этих странах должна состав­лять до 30%. Это позволит не только перейти от конкуренции к партнер­ству на мировом рынке нефти и га­за, но и решить геополитические за­дачи, стоящие перед Россией.