На главную

 

«Каспий – это зона наших стратегических интересов»

Страсти вокруг Каспия не утихают. Эйфория по поводу огромных запасов каспийского шельфа и гипертрофированный интерес к участию в их освоении после первых неудач сменились глубоко пессимистическими настроениями. Послышались разговоры о нерентабельности каспийских проектов, о недоказанности запасов и преждевременности крупных инвестиций в этот регион. На этом фоне позиция России, с самого начала стоявшей как бы в стороне от всей этой суеты, выглядит вполне оправданной. Но, как известно, истина редко оказывается в крайностях. Работа на каспийском шельфе продолжается. "Отстраняться от этой работы, от участия в этих проектах - значит наносить урон России", - считает президент ЦТК Юрий Константинович ШАФРАНИК.

Ред.: Юрий Константинович, ажиотаж вокруг освоения ресурсов Каспия начался пять лет назад, когда Вы были Министром топлива и энергетики. В то время, как ведущие зарубежные нефтяные компании боролись за участие в каспийских проектах, Россия заняла довольно пассивную позицию. Чем это объясняется?

Ю.Ш.: Основная проблема Каспия - это сложность и неопределенность его статуса. Такая проблема объективно существует. Был Союз, и никто не определял, где чей сектор в Каспийском море - российский, азербайджанский, казахстанский или туркменский. Все работы по геологическому изучению Каспия велись тогда централизованно, за счет государственных средств. Теперь ситуация изменилась. Появились независимые государства, которые, естественно, заинтересовались доступными им ресурсами нефти и газа.

Позиция, которую занял пять лет назад российский МИД, формулировалась так - сначала определим юридическими международными договорами статус Каспия, границы секторов каждого государства, а тогда уже можно будет приступать к освоению его ресурсов. В результате три, а то и четыре года было потеряно на выяснение статуса Каспийского моря.

Как и следовало ожидать, наши соседи (главным образом, Азербайджан) времени терять не стали. Вы можете себе представить, чтобы Азербайджан стал ждать решения по статусу Каспия? Да никогда он этого делать не будет! Им необходимо поднимать экономику - накормить народ, дать людям работу. Где и как может сделать это Правительство Азербайджана, как не на международных нефтяных проектах! Они пошли единственно верным путем, начав активную работу на месторождениях. Это спасло и укрепило Азербайджанскую Республику.

Будучи в то время Министром топлива и энергетики, я пытался доказывать на всех уровнях - подготовка и согласование договоров по статусу Каспия может тянуться годами, этим, безусловно, необходимо заниматься, но мы упускаем время, все-таки пять государств вокруг Каспия. Пока решится вопрос статуса, российским нефтяным компаниям уже не останется места в проектах.

Ред.: Как же следовало, по Вашему мнению, действовать России?

Ю.Ш.: Моя позиция такова - российские нефтяные компании должны быть сильно представлены в большинстве проектов на Каспии. Причем мы не можем обижаться, что нас не приглашали и не приглашают участвовать в освоении месторождений - своей доли участия нужно добиваться.

Необходимо срочно на основе двусторонних договоренностей создавать условия для участия в проектах российских нефтяных компаний. Пока это частично сделано по Азербайджану и уже после того, как "ЛУКОЙЛ" смог отстоять свои позиции и представить Россию в крупнейшем международном консорциуме.

Точно так же нужно действовать в казахстанском и туркменском секторе Каспия. Открыто говорить о своих интересах, политически их защищать и отстаивать.

Дело ведь не только в нефти. Каспий и прикаспийская территория - это зона стратегических интересов наших компаний. Она упущена, потому что ей толком не занимались. Пытались найти общее решение глобальных проблем вместо того, чтобы выходить на двухсторонние отношения, укрепляющие позиции российских компаний в каспийских проектах - нефтегазовых, трубопроводных, рыбных, транспортных - любых... В результате Баку сейчас приобретает статус перевалочного пункта, там строится терминал на приемку с моря, а ведь эту роль вполне могла бы взять на себя Астрахань.

Каспий - это огромный потенциал запасов нефти и газа. Освоение шельфа и прибрежных территорий - это программа минимум на 30 лет в XXI столетии, имеющая мировое значение. Отстраняться от этой работы, от участия в этих проектах - значит наносить урон России.

Ред.: В одном из выступлений Р.И. Вяхирев высказался в том-смысле, что каспийские проекты являются "блефом и мыльными пузырями" и что на практике через 2-3 года все инвесторы сами убедятся в этом. Согласны ли Вы с этой оценкой?

Ю.Ш.: Я так не считаю. В любом бизнесе бывают взлеты и падения, и нефтяной не является исключением. Да, следующие два проекта, скорее всего, будут неуспешные, это видно уже по бурению, но то, что Каспий и прикаспийская территория - это большая нефтегазовая провинция, не вызывает сомнений. Это не те объекты, которые можно быстро разведать и сразу получите большой успех. Здесь нужны годы разведывательных работ. Это огромная территория, огромные затраты, но и уже разведанные запасы.

Я очень уважаю Рема Ивановича как специалиста, но вступать с ним в дискуссию не собираюсь. Просто и у меня как у специалиста есть своя точка зрения: я уверен, что этот район весьма перспективен, причем перспективен в целом, не только в пределах Азербайджанской части - есть еще и астраханские, и калмыцкие, и тем более казахстанские запасы (там Тенгиз еще не доразведан), и этот район будет давать нефть в течение ближайших 50 лет.

С другой стороны, нынешний ажиотаж не следует воспринимать слишком буквально - он создан и поддерживается для привлечения инвестиций. Но то, что Каспий - это большая перспективная нефтегазовая провинция, несомненно.

Ред.: Центральная топливная компания - вторая после "ЛУКОЙЛа" российская компания, получившая долю в каспийских проектах. Какие цели преследует ЦТК в регионе, какие проекты считает перспективными, каким опытом Компания уже располагает?

Ю.Ш.: ЦТК - небольшая и еще совсем молодая компания. Наша энергичная работа и политическая поддержка мэра Москвы Ю.М. Лужкова позволили нам занять свою нишу в ряде нефтяных проектов.

Говорить о конкретных проектах преждевременно - пока это коммерческая тайна. Мы ведем переговоры и занимаемся этими вопросами в силу своих возможностей. Конечно, они не такие, какими располагают "ЛУКОЙЛ" и "Газпром", но на один проект в Инаме мы уже вышли, и это большой успех. Проект рискованный, крайне рискованный, особенно сейчас, когда каждый миллион долларов подорожал втрое. Нет еще даже разведочных карт. А понять, успех это или нет, можно будет, только вложив туда большие средства.

Тем не менее, мы идем на этот риск. Как я уже сказал, Каспий - нефтегазоносная провинция, поэтому работа здесь в любом случае имеет смысл. Особенно для нефтяной компании, не имеющей собственной добычи - это дает нам реальную возможность создать собственную ресурсную базу.

Сама компания в силу своей молодости располагает небольшим опытом, но люди, которые работают в ней, имеют очень большой опыт. Мы не собираемся преувеличивать свое значение, мы повторяю, еще не настолько сильны финансово и кадрово, как наши мощные компании, в частности "ЛУКОЙЛ", но у нас есть желание работать и уверенность в том, что эта работа принесет успех.

Ред.: Ваша оценка многочисленных проектов экспорта сырья из региона? Каким из них Вы бы отдали предпочтение?

Ю.Ш.: Это отдельная тема. Экспорт нефти и газа на мировые рынки для этой территории очень важен.

Пожалуй, наиболее перспективным является южное направление. Это и Туркмения, и Иран, и Афганистан, там есть и казахские, и узбекские составляющие. Это направление очень сложно в политическом, военном и других планах. Поэтому мировое сообщество очень тяжело вкладывает туда деньги, но - дорогу осилит идущий, и когда в будущем там прорежутся трубы, я думаю, там откроются очень большие перспективы.

Второе направление - черноморское. Это Грузия, Турция, Украина. Конечно, мы могли иметь на нем более предпочтительные для себя варианты, но... Противодействовать ему незачем, проект в той или иной степени - в полном объеме или только до Черного моря с перевалкой, - но состоится. Другое дело, что пока не очень ясно, куда пойдут первые танкеры - на Самсун или в Болгарию, а может быть, и на Одессу, как того добивается Украина, чтобы качать в противовес нашей нефти в "Дружбу" - такое тоже возможно. Но в любом случае это направление уже в той или иной степени "живое".

И, конечно, самое "живое" направление - это российское, на Новороссийск, причем как для Баку, так и для Казахстана. На сегодняшний день нефтепровод Баку- Новороссийск - единственный действующий, проект Каспийского трубопроводного консорциума - наиболее реальный для восточной части Каспия. Не всем это нравится, и появляются суперзатратные проекты прокладки нефтепроводов по дну Каспийского моря и через горы в Турцию, в ход идут спекуляции на политической нестабильности и т.д. Для того, чтобы российское направление заработало в полную силу, необходимо проявить большую политическую волю. Это главное, а все экономические и технические проблемы можно решить "в рабочем порядке".

Ред.: Ваш прогноз развития "нефтегазовой" ситуации на Каспии? Считаете ли Вы, что нефтегазовая политика Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, явно сделавших ставку на углеводородные ресурсы, может быть пересмотрена из-за ослабления интереса инвесторов к этому региону?

Ю.Щ.: Если говорить об ослаблении интереса инвесторов к региону, то это явление временное. Каспий - зона очень интересная и стратегически важная, и развитые страны Запада очень в ней заинтересованы. Однако клубок существующих в регионе проблем, с которыми так или иначе приходится сталкиваться, очень осложняет реализацию проектов. Но тем не менее, при любых сложных политических ситуациях его развитие может быть только отодвинуто лет на пять, но не лопнуть как мыльный пузырь. Иными словами, регион будет развиваться, и основой этого развития станет разработка нефтегазовых ресурсов, но темпы его будут определяться тем, как сложится политическая и геополитическая ситуация в мире.

Туркменистану и Азербайджану просто другого и не дано, и любой другой здравомыслящий политик занимался бы на их месте только этим в первую очередь. Сделать ставку, скажем, на туризм, было бы смешно - из всех ресурсов наиболее привлекательны для инвесторов именно нефть и газ. Пример Азербайджана это доказал. У Казахстана больше возможностей, больше полезных ископаемых, другие ресурсы. Но и для него пересмотр нефтегазовой политики маловероятен.