На главную

 

Вдохновение Тюмени

К выходу четырехтомника «Тюмень – столица деревень»

Прошедшее событие не просто всесибирского, но и всемирно-исторического значения. И не только для Аркадия Елфимова… Вышли в свет два тома его четырехтомника «Тюмень – столица деревень».

Эти книги – шедевр мирового книгоискусства. Ну где ещё рискнут издать подобное? В Бразилии? В Новой Зеландии? В Бангладеш? Может, в Тегеране? Разве что в Татарстане.

Все замечательные книжные проекты Аркадия Григорьевича, особенно в последнее время (он до сих пор не может издать изумительное «Путешествие на плато Путорано»), идут сложно и тяжело, но «Столица деревень», пожалуй, чемпион по трудностям.

Гений Аркадия Елфимова – это его умение собирать вокруг себя талантливых соратников, соработников, сотворцов. Не талант-гений.

Честно. С фондом «Возрождение Тобольска» работает не только Российская Федерация от Санкт-Петербурга до Анадыря, но и весь Советский Союз (для нас «бывшего Советского Союза» не существует).

Это четырехтомная книга, четырехкнижие – симфония, оратория, хоровое пение, где каждый поёт, как солист. Можно сказать, гимн Тюмени, но жанр гимна – нечто официальное и пафосное. Жанр «Столицы деревень» – умная народная здравица: искренняя, чистосердечная, задушевная. Не без простодушного озорства и умелой критичности.

А какие имена! Старинные любознатцы и летописцы, академики и министры. Забытые великие поэты и художники-реалисты, либералы, коммунисты и колумнисты. Журналисты и искусствоведы.

Навскидку. Николай Ядринцев, Юрий Шафраник, Игорь Огнев, Наталья Балюк, Павел Белоглазов, Николай Томилов, Михаил Захаров, Станислав Ломакин, Ирина Тарабаева, Наталья Седова, Александр Вычугжанин, Николай Скалозуб, Серафим Патканов. Сборная Сибири. Первый состав. Наивысшая лига.

Хотел назвать «Тюмень – столица деревень» энциклопедией, но запнулся, всё-таки энциклопедии используемые, но не вещи. (Наверное, только я в детстве честно штудировал БСЭ от первого тома до последнего). Но у востребованного запойночитаемого четырехтомника явно энциклопедическая судьба. Горожане потребуют увеличения тиража и в доме каждого почтенного уважаемого тюменца будет стоять на книжной полке этот весомый четырехтомник и передаваться из поколения в поколение.

Это важно. Это издание – живой, живущий, действующий памятник Тюмени. Монументальная память.

Я размышляю, что человечество все-таки рано или поздно, но уже пора – одумается, откажется от супермегаполисов-муравейников и перейдет на первобытный образ жизни в современных условиях, станет жить на планете более-менее равномерно «Всемирной деревней».

Всемирная деревня – это приближение гармоничного и справедливого существования всех, когда у каждой семьи есть свой кусок земли с персональными фрагментами неба над головой.

Уродливые и перевозбужденные супер-мегаполисы – не стану лгать, что это опасные наросты-опухоли на планете и человечестве – исчадие бед, воплощение социального неравенства и несправедливости, злокачественное чрево революций и перманентного насилия.

Деревня более угодна человеческой природе. И, пожалуй, единственное спасение человечества от превращения-порабощения в киборг-цифровую ипостась.

Сегодняшняя Тюмень стремится в когорту отечественных городов- миллионников, наверное, современно оправдано, но небесспорно. У самой Тюмени на этот счет свой, возможно, печальный опыт.

За 20 лет (1960 – 1980 гг.) Тюмень не просто приросла – выросла впятеро (со 100 тысяч жителей до полумиллиона), она «вспухла», что обернулось не просто коммунально-социальными проблемами, но и утратой интереса к историческому прошлому. Когда из пятерых граждан четверо «новеньких», кому интересны древности Чимги-Туры? И в свою историческую память Тюмень XXI века приходит запоздало и, на мой взгляд, преступно медленно. Одно обнадеживает – вокруг Тюмени растет природный, почти деревенский пояс. Одноэтажная Тюмень.

Полагаю, именно Тюмени удастся создать эталон социально- ландшафтного баланса и показать пример остальному человечеству.

Наверное, не одного тюменца обижало это расхожее: столица деревень. Но какой точный образ! Совершенно не обидный, а самое главное – насущно перспективный. Как там ни рассуждают: а столица деревень – это как раз наше светлое, комфортное, уютное, естественное и родное будущее.

Анатолий Омельчук