На главную

 

Аркадий Елфимов рассказал…

Аркадий Григорьевич Елфимов всю жизнь ведет очень важную и нужную для современного общества деятельность. Он книгоиздатель, историк, коллекционер, строитель и председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска». Корреспондент ИА SM-News Нигина Азамова побеседовала с Аркадием Григорьевичем о том, что он думает о работе властей по сохранению историко-культурного наследия в Тюмени и Тобольске, а также о любимых книгах и благородной миссии его фонда.

Аркадий Григорьевич, вы родились в Тюмени, здесь вы получили высшее образование, но потом по работе переехали в Тобольск. Расскажите немного о своих впечатлениях о Тобольске того времени. Сильно он изменился?

Да, действительно, я закончил Тюменский инженерно-строительный институт в 1972 году. Работал в Тюмени мастером-прорабом, потом начальником производственно-технического отдела строительно-монтажного управления №14 «Главпромстроя» и уже исполнял обязанности главного инженера.

И потом я был командирован на два года на строительство Тобольского нефтехимического комбината и поехал в Тобольск в 1977 году. Как сейчас помню, в начале апреля я приехал в Тобольск, пришлось сразу обувать резиновые сапоги, уже строились тогда еще первые микрорайоны нового Тобольска. Небо и земля, конечно, то время и наше. Понятно, прошло уже 40 с лишним лет. Тогда город утопал в грязи – в новом городе техника месила колеи, не пройти было без сапог резиновых. Старый город был оторван от микрорайонов. В основном, конечно, люди жили в многоэтажках, которые были построены в шестом микрорайоне. Первая школа уже была в четвертом микрорайоне.

Конечно, впечатления тогда были от исторического города того времени: еще сохранился деревянный Тобольск под горой, да и не только там. Даже в нагорной части недалеко от Кремля стояли совершенно симпатичные домики с резьбой. И как-то все это начало быстро сноситься из-за строительства комбината, также, начиналось строительство пятиэтажек около Горисполкома. И эти домики старые начали исчезать с лица земли достаточно быстро, особенно подгорная часть с деревянными мостовыми и тротуарами – я это все еще застал. Конечно, сейчас трудно даже рассказать, что из себя город представлял в то время. Сейчас, конечно, это уже история, которую не восстановить. Время вносит большие коррективы. Тюмень, конечно, тоже изменилась. Я заканчивал там институт и ездил к родителям в Ярково. На моей памяти, конечно, остался асфальт от Тюмени до Тобольска. Его протяженность составляла всего 24 километра, а дальше асфальта нет. Невозможно сейчас представить, что тогда дорога из Тюмени до Тобольска занимала 6-7 часов, а когда дождливая погода и вовсе невозможно было доехать. Конечно, тогда мы были молодыми и нам было в радость месить грязь, трудиться, жить в общежитиях. Все это было в то время замечательно и интересно.

Вы часто бываете с рабочими поездками в Тюмени. Насколько вы довольны тем, как власти работают над сохранением исторического наследия в областной столице? В Тобольске с этим получше?

Я только сейчас вернулся из поездки как раз. Побывал в Челябинске, Москве и Иркутске. Честно говоря, был поражен тому, как в Иркутске, допустим, заботятся о своем историческом наследии. Там сохранились эти старинные двухэтажные здания, их регулярно реставрируют. Эстетика исторической Сибири совершенно выдающаяся. В Тобольске мы, к сожалению, все это утратили. Понятно, что Тюмень – областной центр, они не могли себе позволить совсем стереть с лица земли знаменитую деревянную резьбу Тюмени. Поэтому там еще можно видеть двухэтажные старые дома, музей Блюхера и понимать, каким город был раньше. В Тобольске, конечно, была проведена огромная работа: восстановление Кремля, благоустройства, все эти монастыри. На месте всего этого были руины. Очень многое сделано. А деревянный подгорный Тобольск, к сожалению, был утрачен полностью. На его месте сейчас индивидуальные дома, обшитые сайдингом и с железными заборами, никакой архитектуры, эстетики и красоты. Убитый старый исторический город.

Конечно, в Тобольске с приходом мэра Максима Афанасьева наметилась политика по благоустройству подгорной части Тобольска. На улице Мира, конечно, разруха и нужно абсолютно точно приводить ее в порядок. Знаю, что в планах городских властей все это есть, и даст Бог, они справятся с этими задачами. Ну и отреставрировано много значимых исторических объектов, но вот древнейший монастырь Сибири, первый Знаменский монастырь под горой лежит в руинах – когда до него дойдут руки? Подобных вопросов много по Тобольску.

Вы являетесь создателем фонда «Возрождение Тобольска». Скажите, какие изначально стояли задачи перед фондом?

Изначально стояли задачи, заниматься просветительской деятельностью. Конечно, никаких бы мы средств не собрали, чтобы там капитально отреставрировать какой-то один памятник в подгорной части. Это нереально. Хотя в самом начале методом народной стройки мы практически сделали в Губернском музее. И крышу поменяли, стропил отремонтировали. Сейчас трудно в это поверить. В то время в 90-е годы люди месяцами зарплаты не получали, выходили и перекрывали магистрали, бастовали, поскольку денег им не платили.

Но тем не менее как-то удавалось убедить руководителей, и мы методом народной стройки приводили в порядок музей. Ну это, конечно, такие подвиги. Для фонда – это нереальные дела. А так, основная задача всегда — рассказать всем тоболякам и всем живущим в Сибири и России о том великом историко-культурном наследии, которое нам досталось от предков, которое нужно беречь, которым нужно гордиться. Мы знаем, что наша государственность самая великая, нам не нужно ничего выдумывать. Поэтому хочется это донести до каждого. Наша просветительская деятельность, на мой взгляд, очень хорошо сработала на создание такого туристического ареала над Тобольском. Мы немало потрудились в этом направлении. Мы помогали Правительству Тюменской области в раскрутке Тобольска.

Какие крупные проекты вам удалось реализовать за время существование фонда? Какими из них вы больше всего гордитесь?

Гордыня –тяжкий грех, как известно. Поэтому мы ничем не гордимся, а делаем свое дело. Наши издательские проекты, к примеру. В январе 2021 года мы с Шафраником Юрием Константиновичем (глава администрации Тюменской области с 1991 по 1993 год, бывший министр топлива и энергетики РФ – прим. редакции) открывали выставку наших книг в резиденции Владимира Владимировича Путина. Рядом с кабинетом президента находится библиотека с круглым столом переговоров, и как раз в ней мы проводили выставку. Ни один фонд и ни одно издательство такой чести точно не удостаивалось. Вот даже не знаю, гордиться или не гордиться, но нужно об этом говорить точно. Владимир Владимирович открывал 11 ноября, в день двухсотлетия с рождения Достоевского, музей, посвященный Федору Михайловичу и там лежало наше «Евангелие Достоевского» в основной экспозиции. Такое же мы передали Новокузнецкому музею.

Насколько власти Тюменской области поддержали созданный вами фонд? Была ли оказана какая-та финансовая или иная помощь?

Нет, и интереса никто не проявлял и не проявляет до сих пор. Мне Шафраник как-то задал вопрос: «Аркадий Григорьевич, неужели губернатор с тобой даже ни разу не поговорил по поводу фонда?». Я ответил честно, что нет. Хотя мне понятна позиция местной власти в отношении фонда. Что касается финансовой поддержки, у нас изначально стояла задача не использовать бюджетных денег. Тогда пошла повальная кампания открытия общественных организаций, которые хотели получить что-то от бюджета. У нас были, конечно, случаи получения грантов. Мы искали могилу Ермака и получили из Президентского Фонда пять миллионов рублей, но это исключительные случаи.

Насколько я знаю, вы всегда увлекались книгами. Наверняка, у вас внушительная коллекция. Сколько книг насчитывается в вашей личной библиотеке и какие самые любимые?

Ну библиотека у меня действительно огромная: 16,5 тысяч книг. Я постоянно пытаюсь сделать каталог. Сейчас он в электронном виде есть на сайте моего фонда. Я знаю даже, что люди заходят и пользуются им. Хотелось бы, конечно, книгу напечатать, но все упирается в деньги. Не знаю, получится ли сделать каталог в виде книги или нет. Хотя очень многие авторитетные для меня люди говорят, что нужно обязательно. Просто библиотека постоянно пополняется, каталог нужно тоже дополнять новыми наименованиями. В электронном виде это легче сделать.

Я в последнее время живу в жесточайшем графике, субботу и воскресенье провожу в работе, приезжаю зачастую в 7 утра и провожу за столом весь день. Абсолютно нет времени перечитывать книги. Но я все равно покупаю их. Обычно читаю в дороге. Вот в последней поездке прочитал книгу Павла Басинского «Соня,уйди!» про жену Льва Николаевича Толстого. Очень любопытная книга, прочитал с большим удовольствием. Очень много книг ждут, когда до них дойдут руки, но это огромные стопки. Пока времени на них нет.

Есть ли у вас настольная книга, к которой вы время от времени возвращаетесь и которую советовали бы прочитать каждому?

Очень хороший вопрос. Я выписал где-то около тридцати книг Георгия Васильевича Свиридова «Музыка как судьба» — дневники великого русского композитора и патриота. Я раздарил все эти книги своим товарищам и некоторые из них мне говорят: «Ты мне подарил настольную книгу». Эта книга у многих, кто ее читал, не уходит со стола, к ней можно время от времени возвращаться. Когда-то я и сам прочитал ее с большим интересом. Рекомендую. Часто советую ее и своим гостям, которым показываю свою часовню, которую построил по проекту Алексея Белоусова в стиле домонгольской Руси. Свиридов как раз писал в книге «Музыка как судьба», что лучшие силы русской души были отданы православному храмовому строительству, рядом с этой архитектурой и близко ничего не стоит.

Вы сделали очень много для Тюмени, Тобольска и Тюменской области в целом. Ставите ли вы перед собой еще какие-либо глобальные цели?

Я не считаю, на самом деле, что много сделал. Я частенько говорю, что я нормальный человек, никакой не выдающийся. Когда меня хвалят за то, что я многое успел, я всегда говорю, что мне помогала личная техника работы, выработанная на стройке. Как говорил Брежнев, когда ему вручали звезду Героя: «Без ложной скромности хочу сказать, что сделано немало». Вот тоже могу сказать, что сделано немало, но никаких прям выдающихся подвигов я не совершал. И тем более никаких глобальных целей я перед собой не ставлю. Продолжаю свою издательские проекты.

Сейчас мы собираем книгу о старообрядчествах Сибири. Сейчас везде нужны деньги, все подорожало. Пять миллионов рублей нам сейчас необходимо на печать подготовленного четырехтомника «Тюмень – столица деревень». Это наш очень серьезный вклад. Балюк Наталья Алексеевна и Вычужанин Александр Леонидович – редакторы и составители. Это огромный труд, которым мы хотим сказать жителям Тюмени: «Посмотрите, люди дорогие, какое уникальнейшее историко-культурное наследие нам наши предки-то завещали. Главное – им правильно распорядиться». Поэтому будем искать деньги, хоть и из-за политической ситуации сегодня сложно выполнять благотворительные программы фонда.