На главную

 

Хранители энергобезопасности страны

Недавно Союзу нефтегазопромышленников России исполнилось 30 лет Чтобы правильно оценить значение этого общественно-профессионального союза, надо глубоко вникнуть в стихию времени его рождения. Времени подспудного и явного экономического и политического развала СССР.

Этот процесс назревал, конечно, годами. А его ускорителем в экономике стал Закон от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)», согласно которому руководителя трудового коллектива должен был избирать сам коллектив, и ‒ главное ‒ любое подразделение имело право выйти из состава предприятия, объединения. Даже в нефтяной промышленности из объединений начали разбегаться нефтегазодобывающие управления (НГДУ). То есть, пошел развал и в самой отмобилизованной, четко выстроенной отрасли отечественной экономики. Не говоря уже о стройтрестах и других структурах, входивших в комплексы, которые не только гордо именовались «производственными объединениями», но реально обеспечивали весь созидательный цикл, включая проектирование, обустройство месторождений, бурение, эксплуатацию объектов, оборудования и т.д.

А взять Уралмаш – гигант нашей индустрии (в большинстве стран ничего подобного не было): его раздербанили на кучу кооперативов. (Сегодня его производственные мощности в несколько раз меньше, чем в 80-е годы прошлого века.) Строительные отрасли разлетелись на тресты… Миннефтегазстрой, лучшая в мире строительная углеводородная «империя» (так быстро и эффективно, как она,  никто и нигде не прокладывал трубы, не строил объекты и города), просто рассыпалась. То же произошло и с геологической службой СССР.

И неудивительно. С конца 80-х годов и до начала 90-х у правительства страны не было никакой экономической программы (кроме скандальной денежной реформы, организованной кабинетом Валентина Павлова в начале 1991 года). А после августовского ГКЧП наши министерства оказались полностью деморализованными: в соответствующем состоянии пребывали все отрасли и предприятия. К ноябрю Советский Союз практически ушел в небытие, хотя де-юре ещё не был похоронен. Не существовало команды руководства, которая взяла бы на себя ответственность за судьбу страны и повела её созидательным путем с перспективой хотя бы на 25 лет.

Тяжело подписывался Федеративный договор, в некоторых республиках заговорили о независимости и выходе из состава Федерации. В экономике происходили те же процессы, что и в политической системе страны, ‒ стремительная децентрализация сопровождалась потерей рычагов управления и общей деградацией. Единственным исключением стало Министерство газовой промышленности, которое Виктор Степанович Черномырдин успел преобразовать в государственный концерн «Газпром».

Острую необходимость в консолидации усилий, осмыслении происходящего и движении вперед чувствовали немногие. Но их было достаточно, чтобы в конце 1991 года образовался деятельный штаб преобразований –оргкомитет будущего Союза нефтегазопромышленников России, возглавляемый губернатором Тюмени Юрием Шафраником. Закономерно, что произошло это именно в Тюмени (области) – эпицентре отечественной добычи нефти и газа.

Уже в феврале 1992 года в г. Тюмени состоялся учредительный, съезд, на котором был образован Союз нефтепромышленников. Собрали руководство 50-ти крупных предприятий, включая «Нижневартовскнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Пурнефтегаз», «Когалымнефтегаз», «Урайнефтегаз», «Ноябрьскнефтегаз», «Юганскнефтегаз», «Томскнефть», «Тюменнефтегаз», «Варьеганнефтегаз», «Мегионнефтегаз», «Ярославнефтеоргсинтез». В 1993-м присоединилась «Роснефть». А после присоединения «Газпрома» в 1995 году Союз получил свое нынешнее название. В состав СНГП вошли геологоразведчики, нефтегазодобытчики, транспортники, нефтепереработчики, нефтегазостроители, специализированные научные институты и банки, обслуживающие нефтегазовый комплекс. Учредителями СНГП также были физические лица.

Союз привел в парламент более 50 депутатов. Без него, без его поддержки, без созданной в 1993 году Межрегиональной депутатской группы в Государственной Думе члены СНГП не смогли бы провести реформы, «пробить» сложные вопросы, задать вектор движения для такой махины, какой является углеводородный сектор экономики.

Союз постоянно вносил предложения в Государственную Думу и Правительство по совершенствованию функционирования отрасли. Формировал общие позиции компаний по поддержанию необходимого уровня инвестиций, прежде всего в разведочное и эксплуатационное бурение.

Инициаторы создания Союза считали, что в условиях, когда страна переживала глубочайший политический и социально-экономический кризис, сохранение жизнеспособности отрасли, её предприятий и сотен тысяч рабочих мест невозможно без активной деятельности такого объединения.

Образование Союза позволило четко сформулировать интересы целого ряда отраслей и найти пути реформирования, приемлемые как для нефтяников и газовиков (кстати, также для электроэнергетиков и угольщиков), так и для Правительства и Парламента. На базе Закона «О недрах» и идеи вертикально интегрированных компаний (ВИНК) тогдашнему Министерству топлива и энергетики при активном содействии Союза удалось заложить юридические основы и создать крупные работоспособные компании, которые позволили благополучно преодолеть наиболее тяжелый период развала старой системы управления экономикой и перехода на рыночные рельсы. Достаточно напомнить, что к 2000 году даже угольная промышленность превратилась из почти полностью дотационной  в рентабельную. (К сожалению, этот опыт не был востребован в других отраслях экономики.)

О ВИНКах – особо. Они, созданные на базе предприятий, принадлежавших четырем министерствам, в полной мере использовали мировой опыт. В итоге был достигнут колоссальный результат: ВИНКи России работают на уровне лучших мировых компаний. Эти предприятия, действующие «от скважины до бензоколонки», должны были составить хребет нефтяной и в целом российской энергетической промышленности. И такую задачу удалось решить.

Основная цель деятельности Союза – создание благоприятных условий для эффективной работы нефтегазового комплекса России, его гармоничного развития в интересах стабилизации и процветания национальной экономики.

При участии СНГП учреждены 12 различных научно-технических, финансовых, промышленно-инвестиционных и общественных организаций, фондов, так или иначе способствующих развитию топливно-энергетического комплекса.

Огромное значение (политическое, историческое) имело то, что Союз был инициатором появления группы депутатов «Регионы России». Деятельность этой группы, как и работа представителей Союза в Совете Федерации, при тесном сотрудничестве с Министерством топлива и энергетики, позволила успешно решить многие вопросы укрепления и развития топливно-энергетического комплекса.

Союз нефтегазопромышленников приобрел достаточную известность за рубежом. В целях участия России в формировании конъюнктуры мирового рынка энергоносителей СНГП развивает деловые связи с ОПЕК, ОЭСР, Нефтяным Совещательным Форумом и другими международными организациями.

Каждый период времени ставил перед Союзом свои задачи. Первая задача возникла, когда распалось всё, державшееся в рамках СССР, и стремительно развивалась тенденция раздраконивания и захватывания по кускам российского промышленного потенциала. Тогда именно СНГП, Минтопэнерго, Госдума и компании (опираясь на Указ Президента РФ N327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний»), ратовали за сохранение основного пакета акций за государством минимум до  2000 года. К сожалению, не удалось – ускоренная приватизация и залоговые аукционы расцвели на почве политической воли руководства страны.

В 2000-е у Союза появились новые задачи – определение Восточного вектора движения энергоносителей, увеличение экспортных возможностей нефтянки, что, кстати, успешно реализовано.

Сегодня Союз нефтегазопромышленников представляет собой экспертное сообщество, акцентирующее внимание власти и бизнеса на нерешенных проблемах отрасли и предлагающее пути их преодоления. Прямыми рычагами воздействия на принятие решений он не обладает и не претендует на это. Но, как говорится, правильно заданный вопрос – половина правильного ответа. Задача любого общественного профессионального сообщества – формулировать злободневные вопросы, правильное решение которых позволит преодолеть возникшие трудности. И Союз достойно это осуществляет.

СНГП влияет не на власть, а на ситуацию в целом. Роль компаний, особенно системообразующих, в развитии нашей отрасли весьма и весьма значительна. Это связано с тем, что в основном создана законодательная база и вполне стабильная производственная ситуация. Последняя, в свою очередь, во многом определяется такими отраслевыми локомотивами, как «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз»,  НОВАТЭК. Именно поэтому сейчас компании, а не государство – основной партнер прикладной науки. Они должны определять как необходимые решения, так и способы их реализации, и на этой основе выступать заказчиком перед промышленным производством. Бизнесу не следует ждать, пока власть позаботится о новых технологических решениях, ему необходимо самостоятельно искать их в научной среде, а не «донашивать» рожденное в СССР. Если ты сегодня не инвестируешь в науку, в инновации – завтра ты лишишься перспективы.

Напомним, что именно Союз выдвинул тезис о приоритете поворота отрасли на Восток в то время, когда многие говорили, что это нонсенс. В этом направлении трубопроводов вообще не было. Эксперты начали говорить об этом в 2005 году, и в Союзе разработали соответствующую доктрину, донесли идею до Администрации Президента. Была длительная дискуссия, и руководство страны  приняло решение, которое активно реализовывалось. Начало прокладке «дороги на Восток» было положено строительством проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Поворотным моментом стал газовый терминал «Сахалин-2».

Завершение строительства «Силы Сибири» открыло новый этап в развитии восточного направления посредством экспорта природного газа в Китай. Вступил в эксплуатацию нефтепровод «Восточная Сибирь ‒ Тихий океан», действуют терминалы по отгрузке нефти и угля. На Сахалине, в Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке особенно очевидно уверенное формирование Восточного вектора нашего энергетического развития и экспорта.

 Наиболее важным рынком на этом направлении является не только Китай, но Тихоокеанский регион в целом, включая Вьетнам, Японию, Малайзию и западное побережье Северной Америки.

Сейчас для Союза исключительно важным является создание механизма преференций, в том числе налоговых, по освоению новых труднодоступных провинций Восточной Сибири, Дальнего Востока. Это и совершенствование нормативной законодательной базы, в частности закона «О недрах», разработка и принятие федеральных законов «О нефти» и «О магистральных трубопроводных системах». Ведется работа по заключению и реализации отраслевых соглашений, в приоритете ‒ содействие развитию отраслевой науки, внедрению высоких технологий и новой техники, цифровизация всех производственных процессов и еще ряд не менее актуальных для отрасли вопросов.

Да, Союэу не все удалось… К крайнему сожалению, не удалось, прежде всего, воспрепятствовать разрушительной приватизации, залоговым аукционам, раздаче госпакетов.

Оказались не в силах  повлиять на ускоренное развитие глубокой переработки углеводородного сырья. И в этом направлении Россия отстает от многих стран на 15 лет. Безусловно, немало сделано в реконструкции заводов нефтегазового комплекса, но слишком мало для получения необходимых объемов продукции высоких переделов.

Медленно решается задача из задач – насыщение внутреннего рынка газом, нефтью, нефтепродуктами, полимерными материалами. Дело даже не в том, чтобы наши заводы работали на экспорт. Заместить хотя бы импорт продукции, закупаемой нами на десятки миллиардов долларов. Иначе не поднять экономику страны, не конкурировать успешно на зарубежных рынках.

Мы остро нуждаемся в совершенствовании экономической модели и современных технологиях: ведь до сих пор не можем освоить  Баженовскую свиту, содержащую (по оценке Роснедр) до 49 млрд тонн извлекаемых запасов.

Во всем этом сказывается – в известной степени – и то, что  необходимость СНГП все ещё не осознана в полной мере многими предприятиями, регионами… Поэтому в целом в стране уровень аналитики не соответствует вызовам времени, недостаточно понимание насущных проблем компаниями, правительством, нет соответствующей консолидации финансовых ресурсов и эффективной кадровой политики.

Тем не менее, Союз проводит огромную работу – в том числе и гуманитарного характера. Актив СНГП многое делает для сохранения памяти об истории и людях, создавших и развивавших ТЭК России, аккумулирует имена людей, прошедших большой трудовой путь и ныне участвующих в важнейших отраслевых мероприятиях, в том числе под эгидой ТПП, РСПП,  Госдумы и Совета Федерации. Совет Союза непрерывно исследует наиболее актуальные проблемы отечественной и мировой энергетики.

Нельзя не отметить, что при сегодняшней пандемийной ситуации, при том тяжелейшем положении, в котором оказались компании ТЭК, без прямой или косвенной поддержки со стороны государства обойтись очень сложно. Государственное регулирование должно быть базовой составляющей формирования всех мер, которые обеспечили бы нормальное функционирование ТЭК, эффективное развитие всех его секторов, возрождение прикладной науки, развитие кадрового потенциала.

Всему этому и впредь будет активно способствовать СНГП – союз хранителей энергобезопасности страны.