На главную

 

«КТК – это отличный проект»

Четверть века назад был запущен крупнейший международный нефтетранспортный проект. За это время Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) отправил на экспорт больше 750 млн тонн нефти.

20 лет назад в нефтепровод начинает поступать первая нефть Казахстана. Крупнейший инвестиционный проект запущен.

В октябре 2001 года на Морском терминале под Новороссийском загрузили первый танкер. Пропускная способность КТК изначально была рассчитана на чуть более чем 28 миллионов тонн нефти в год. Три года назад мощность увеличили до 67 млн. Благодаря запущенной два года назад Программе устранения узких мест возможности транспортировки вырастут. В итоге КТК сможет прокачивать до 83 млн тонн в год казахстанской и российской нефти.

Юрий Шафраник, экс-министр топлива и энергетики РФ, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России:

«Что касается КТК – это отличный проект, причем единственный трубопроводно-корпоративно-международный на территории России. Такие проекты были нужны еще и для того, чтобы мы могли взвесить все “за” и “против” при осуществлении новых масштабных экономических замыслов. Я уверен, что успешному освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока, не говоря уже о Сахалине и Арктике, могут содействовать только консорциумы, работающие на особых условиях, поскольку большинство проектов на этих территориях (при существующей налоговой системе) никакими экономическими расчетами сегодня не обоснуешь.

Схема организации и финансирования проекта КТК была очень сложной. В бюджетах России и Казахстана средств не имелось. Это был первый на то время «частный» трубопровод, поскольку учредителями являлись и государства и компании. Причем последние играли основную роль, т.к. под их гарантии банки обеспечили начало финансирования. Уже потом государства приняли решение о долях участия в проекте.

У России в то время возможности экспорта нефти были ограничены терминалом в Новороссийске и нефтепроводом «Дружба». При этом наши добывающие компании имели возможность нарастить добычу. Тем не менее, Россия взяла на себя прокачку казахстанской нефти, сознательно отдала братской республике долю экспорта, следовательно, наш бюджет недополучал значительные финансовые ресурсы. Сам Казахстан как экспортер черного золота был полностью заперт. Поступок России дорогого стоил в трудную для соседа минуту. (Об этом мало кто любит говорить и, тем более, вспоминать с благодарностью.) Было естественным рассчитывать, что Казахстан станет более гостеприимным по отношению к российским компаниям. И это отразилось в ряде соглашений между нашими государствами, но, как говорится, не срослось.

С начала 1990-х годов Казахстан лидирует в привлечении иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор. Мировое сообщество было впечатлено быстрыми темпами разработки и ростом добычи на казахстанских месторождениях. Западные нефтяные компании, которые пошли на большой риск, инвестируя в Евразию, когда рынки были мягкими, получили прибыль с тех пор, как цены на нефть начали расти в 2001 году. Первым шагом на пути к международному сотрудничеству стал запуск гигантского Тенгизского месторождения в Казахстане.

Журнал «Бизнес и регион»: «По инициативе Шафраника Россия становится участником масштабных международных проектов, таких как Каспийский трубопроводный консорциум, где Юрий Константинович возглавил совет директоров».

Экс-президент Роснефти Сергей Богданчиков: «Если бы не Шафраник, КТК не состоялся бы, поскольку новизна правовой формы, предлагаемой для его реализации, требовала принятия специальных законов. Только Шафраник с его профессионализмом, нацеленностью на результат, дипломатией смог это сделать. Он создал команду единомышленников, его полностью поддерживали и региональные власти, и депутаты, и ключевые члены правительства».

Анатолий Чубайс, специальный представитель Президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития: «Шафраник в то время был уникален тем, что у него был за плечами профессиональный опыт гендиректора нефтяного объединения, который мог, отталкиваясь от земли, защищать свою позицию. Я считаю, что вся конфигурация нефтяной отрасли в стране в том виде, как она сегодня работает, была бы невозможна, если бы не личное участие Юрия Константиновича Шафраника. Это касается и его зарубежных проектов».

Юрий Шафраник: «Меры, принятые Россией с 2000-го года, полностью решили проблему доступа продукции отечественных нефтедобытчиков на международные рынки в любых объемах и, что немаловажно,  в любых направлениях. Балтийская трубопроводная система и «Дружба» адресованы Европе, КТК достигает побережья Черного моря, ВСТО – крупнейший в Восточной Сибири объект по транспортировке нефти на российский Дальний Восток и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Конечно, объем экспорта нефти зависит не только от возможностей транспортировки, но они тоже имеют большое значение. Поэтому нелишне заметить, к примеру, что в 1993 году мы экспортировали 127 млн т черного золота, а в 2021 году – 220 миллионов».