На главную

 

Пока горит уголек

Американские и канадские угольщики в сентябре обогнали российских по объемам поставок коксующегося угля в Китай, сообщает «Коммерсантъ». По итогам девяти месяцев 2021 года США увеличили поставки на 870,6%, до 7,2 млн тонн, Канада — на 92%, до 6,6 млн тонн. Правда, и российские угольщики показали рост на 77,4%, до 7,7 млн тонн.

Уголь Китаю нужен, что называется, позарез. Но страна оказалась, в известной мере, заложницей «зеленого перехода» к углеродной нейтральности, который Запад навязывает самому себе и остальному миру. В рамках выполнения «зеленых требований» Китай не только пообещал прийти к упомянутой нейтральности к 2060 году, но и поспешил действовать на этом пути, закрыв за несколько лет сотни шахт.

А сейчас страна столкнулась с жесточайшим энергокризисом, с которым пришлось бороться не только путем открытия ранее законсервированных шахт, но и через директивное сокращение потребления электроэнергии.

Уголь по-прежнему является основой энергоемких мощностей тяжелой индустрии КНР, отмечает преподаватель Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий: «Так было в период бурного роста 2000—2007 годов, так остается до сих пор, хотя доля угля в энергобалансе страны и сократилась за последние десять лет с 80 до почти 60%. В свое время, кстати, именно на Китай возлагалась основная ответственность за угрозу, которая возникла для экосистемы Земли в результате развития парникового эффекта. И это помимо непосредственного урона природе, который наносят производства Поднебесной — вроде загрязнения дельты Жемчужной реки, одной из крупнейших в Китае».

В результате мощности угольных генераций только наращиваются, заключает Анатолий Гожий. А учитывая, что китайские ТЭС достаточно молоды (не говоря о том, что сооружаются новые), не приходится сомневаться в том, что Китай, скорее всего, избежит по-настоящему острого кризиса, подобного европейскому.

В этом году энергетический кризис в Европе выявил уязвимые места в системе энергообеспечения. Великобритания особенно сильно пострадала после того, как безветренная погода ударила по ветроэнергетике, усугубив последствия более широкой региональной нехватки газа и остановки угольных электростанций в Европе.

Между тем, закрытие предприятий в Европе было легко компенсировано новыми постройками в Азии. Китай, Индия, Индонезия, Япония и Вьетнам планируют добавить более 600 угольных энергоблоков. Один только Китай в настоящее время строит или планирует угольные электростанции, которые в шесть раз превышают все мощности Германии по сжиганию угля.

В конце сентября агентство Блумберг сообщило, что Европа, которая в течение многих лет отказывалась от угля в попытках экологизировать производство электроэнергии, сейчас испытывает кризис энергоснабжения, в связи с чем просит у России больше угля. «Европейские страны пытаются импортировать больше угля, однако возможности России в поставках ограничены», заявил РИА Новости глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

«Несомненно, что в ближайшей и среднесрочной перспективе российский уголь не уступит своих рыночных позиций, — убежден председатель Высшего горного совета Юрий Шафраник. — Он будет востребован зарубежным потребителем (прежде всего в странах АТР), следовательно, обеспечит доход отечественному производителю и России. Именно проведенная реформа отрасли и достигнутые благодаря ей результаты (по эффективности и рентабельности производства, производительности труда, экологичности, конкурентоспособности) позволяют говорить об этом уверенно.

Однако в ближайшие 10 лет мы обязаны, тщательно анализируя текущее состояние и взвешенно прогнозируя развитие мирового рынка каменного угля, добиваться уверенного перехода отрасли в новое технологическое качество с преобладанием продукции высокого передела, углехимии. Это очень серьезный вызов, на который необходимо отвечать немедленно!»

2010-е годы были «бенефисом» возобновляемой энергетики. Быстрый рост технологий, огромные государственные субсидии и падающие цены привели к тому, что море солнечных панелей и лес ветряных турбин стали обычным явлением. Тем не менее, несмотря на широкое распространение ВИЭ, сжигание угля пока обеспечивает 35% производства электроэнергии в мире.