На главную

 

Добывать больше, не завышая цену

В рамках очередной министерской встречи стран — участниц сделки ОПЕК+ определены новые параметры сделки, согласно которым решено постепенно наращивать объемы добычи нефти.

Таким образом, с мая текущего года ограничения ее добычи будут ослаблены до 6,55 миллиона баррелей в сутки, с июня — до 6,2 миллиона, а с июля — до 5,76 миллиона.

Несмотря на оживление, ситуация неустойчивая

Комментируя данное решение, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник подчеркнул, что у каждого производителя нефти, как и у каждой страны, где есть нефть, разные интересы, но в целом они балансируют в рамках ОПЕК+.

«С одной стороны, надо добывать больший объем. С другой — нельзя завышать цену. На данном отрезке времени считаю, что повышение квоты добычи уже обосновано — определенное оживление в мире экономики есть, спрос, по прогнозам того же ОПЕК, растет», — подчеркнул спикер в ходе онлайн-пресс-конференции.

В то же время Юрий Шафраник посетовал, что ситуация очень неустойчивая: малейшим объемом можно вызвать спад цены больше, чем надо. Или, наоборот, ограничив добычу, получить рост цены.

«Здесь надо подчеркнуть и признать: если бы только спрос и предложение впрямую играли, это было бы достаточно просто. Но когда остальные, с десяток очень важных факторов, влияют, то, конечно, балансировать просто спросом и предложением очень тяжело. Этот баланс — тонкая вещь, пока экономика мира не выйдет на потребление условно 100 миллионов баррелей в сутки, как когда-то было. Решение ОПЕК я приветствую, но нужно держать руку на пульсе», — сказал председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России.

Труба связывает крепче, чем семейный контракт

Один из острых вопросов — перспективы завершения строительства «Северного потока-2». Комментируя сложившуюся ситуацию, спикер подчеркнул, что это необратимый аспект:

«“Северный поток-2” настолько нужен Европе, насколько России. Недавно увидел на информационной ленте высказывание президента одной из крупнейших немецких компаний о том, что труба связывает крепче, чем семейный контракт, так и есть.

Даже при пуске “Северного потока-2” и выходе его на нормальные мощности, нам все равно придется пользоваться украинской трубой. Через эту страну в Евросоюз будет поступать от 30 до 50 млрд кубометров газа.

Несмотря на активное развитие зеленой генерации, Европа будет потреблять газ. И в Африке замещения не произойдет, и на Ближнем Востоке в один день трубы не будут проложены в Европу. Конечно, когда-то в перспективе это может быть реализовано, но точно не в ближайшие пять лет. Считаю, что “Северный поток” будет достроен, потому что это — необходимость».

В условиях смены полюсов

Юрий Шафраник уверен, что в текущих условиях к формированию прогноза развития нашей страны до 2050 года нужно подходить максимально осторожно.

«Когда обсуждался проект Энергетической стратегии РФ до 2035 года, мы высказали серьезные замечания на своем официальном экспертном заседании. Считаем, что любое обсуждение стратегических вопросов важно и нужно, оно как минимум создает поле, в котором даже без написания каких-то пунктов производитель, потребитель, экономисты, политики, в данном случае российские, принимают решения более квалифицированно.

Когда велась работа над этой стратегией, мы еще не знали о пандемии COVID-19. Хорошо, что у нас есть такой документ, но он не является догмой, прошедший год только подчеркнул это, — рассуждает эксперт. — Еще до пандемии мировая экономика была в таком революционном переходе. Буквально восемь лет назад производитель был прав, а в 2019 году стал прав потребитель, то есть сменились полюса. Тогда считалось, что ресурсов не хватает, сейчас мы наблюдаем ограничения по сбыту. Очень серьезные происходят изменения, включая углеводородную дискуссию, зеленую энергетику.

Сегодня, когда идет обсуждение прогноза развития России до 2050 года, надо отдать работу над новым документом науке, экспертам, больше говорить об этом на разных площадках. Но ни в коем случае не надо ставить себе цель за год-два принять что-то, что обязывает те или иные органы идти строго влево или только вправо. Давайте в ближайшие год-два решать, что такое устоявшийся нефтяной рынок и устоявшийся спрос на нем — от этого зависит экономика России и огромный сегмент нефтегаза».