На главную

 

Штаб для terra incognita

Благодаря Владимиру Алексеевичу Ноздрачеву и Виктору Павловичу Иванову иногда случалось разделить дружескую трапезу с Геннадием Павловичем Богомяковым. Во время таких встреч временами слышал нечто, что озадачивало меня и западало в память.

 «Во мне сидит ученый, который мне всегда мешал» — эту загадочную фразу в узком кругу мне несколько раз доводилось слышать от Геннадия Павловича Богомякова. Пояснений, как правило, на свои не всегда понятные изречения он не давал.

Зная достаточно неплохо биографию Г.П. Богомякова, могу дать свою версию причин такого высказывания. Свою карьеру будущий руководитель огромной Тюменской области после окончания Томского политехнического института начинал в академической среде, и она складывалась у него весьма успешно. Ещё будучи молодым ученым, он был назначен на статусную должность ученого секретаря института СНИИГИМС в Новосибирске сразу после создания этого научного учреждения. Громоздкая аббревиатура расшифровывалась так: Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья.

Вскоре Богомякову было доверено создание в Тюмени первого научно-исследовательского учреждения — филиала института СНИИГИМС. Филиал по праву считается основоположником геологической науки в Тюменской области. Такая деталь: среди делегатов областной партийной конференции в Тюмени в январе 1963 г. только четверо имели научную степень кандидата наук (включая Богомякова).

По оценкам самого Богомякова, этот филиал стал своего рода штабом по освоению недр Западной Сибири. Во многом благодаря его трудам этот филиал за короткое время превратился в крупнейший научно-исследовательский институт ЗапСибНИГНИ, внесший неоценимый вклад в создание Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. В августе 1966 г. приказом по Министерству геологии РСФСР институт ЗапСибНИГНИ был определен ведущим научным учреждением среди геологических главков и других институтов в разработке технико-экономического доклада о развитии геологоразведочных работ на газ и добычу газа в северных районах Тюменской области на период до 1975 года для последующего представления в Совет Министров СССР и Госплан СССР.

Труды многих ученых института, в том числе и Г.П. Богомякова, высоко оценило государство. За выдающиеся успехи в разведке нефтяных и газовых месторождений, открытие крупных и уникальных месторождений природного газа в северных районах Тюменской области, их эффективную разведку и подготовку промышленных запасов он был удостоен с группой своих коллег Ленинской премии — главной премии в СССР.

Несомненно, при таких достижениях в 40 лет его ожидало блестящее академическое будущее. Но интересы государства потребовали, чтобы он перешел на партийную работу. На работу в партийный аппарат его выдвигали с очевидной перспективой дальнейшего повышения. И он возглавил Тюменскую область в её судьбоносный период. Уже готовую докторскую диссертацию не стал защищать. Чего ему стоило это решение — мы уже никогда не узнаем.

Подход ученого в принятии решений — как можно глубже изучить проблему, собрать максимум информации и после этого, с долей всегда присущего ученым скептицизма, выбрать оптимальный вариант. Должность управленца уровня Богомякова, облеченного ответственностью не только за жизнедеятельность огромного региона, но и решение важнейшей народнохозяйственной задачи — создание в Западной Сибири топливно-энергетической базы страны, обязывала принимать решения в условиях дефицита времени и зачастую недостатка необходимой информации.

И в этом и заключается, на мой взгляд, глубинное противоречие — «во мне ученый, который всегда мешал». Но в бытность Богомякова руководителем Тюменской области науке в развитии региона уделялось огромное внимание: создавались научно-исследовательские институты по отраслевым направлениям, мощно развивалась научная база индустриального и других вузов Тюмени, в области проводились научные конференции с привлечением наиболее авторитетных ученых СССР, привлекались на работу научные кадры из других регионов страны, в Тюмени была создана межведомственная территориальная комиссия Госплана СССР.

И эти меры давали зримый эффект, по всем основным направлениям в создании ЗСНГК — геологии, геофизике, нефтяной и газовой промышленности, энергетике, строительстве, транспорте — появлялись уникальные научные решения. Достаточно назвать только некоторые: массовое применение в качестве источников водоснабжения на первых этапах пластовых вод сеноманских отложений, блочно-комплектный метод строительства, разработка технологии строительства газо- и нефтепроводов в условиях вечной мерзлоты и непроходимых болот. Только один пример о роли науки в нефтедобыче Тюменской области: специалисты Главтюменьнефтегаза — ведущего нефтяного главка в СССР — решали технические проблемы в контакте с почти пятьюдесятью научно-исследовательскими институтами страны.

Но к началу 1980-х гг., в связи с перспективой переноса работ за Полярный круг, для руководства Тюменской области становилась очевидной необходимость в углублении комплексного подхода в освоении новых территорий.

Недавно удалось встретить уникальные, ранее не публиковавшиеся документы о том, как принималось решение о создании в Тюмени Института проблем освоения Севера.

В своем письме от 15 июня 1984 г. на имя председателя Совета Министров СССР Н.А. Тихонова первый секретарь Тюменского обкома КПСС Г.П. Богомяков, в частности, писал: «Работы все более перемещаются в приполярные и заполярные районы с арктическим климатом. В ближайшие годы предстоит освоение месторождений полуострова Ямал, Гыданского, а затем островов и шельфа Карского моря. В разработку вовлекаются месторождения, рассредоточенные на больших пространствах с многолетнемерзлыми породами. Затраты государства на освоение нефтегазовых ресурсов севера достигли очень крупных размеров и, видимо, будут далее возрастать. Сейчас годовые капиталовложения в хозяйство Тюменской области уже превысили 10 миллиардов рублей.

Эффективность вложений все более зависит от надежного развития добывающих отраслей в районах вечной мерзлоты и с экстремальными природно-климатическими условиями.

Повышение эффективности и интенсификации производства требует все более широкого использования достижений научно-технического прогресса, развития фундаментальных исследований и на их основе создания и скорейшего внедрения новых технологий, совершенной техники во многих отраслях промышленности области.

Необходимо проведение глубоких теоретических и методических исследований, совершенствование инженерных решений в строительстве и эксплуатации дорогостоящих сооружений. Требуется улучшить качество долгосрочных прогнозов надежности и устойчивости нефтегазопромысловых и других объектов в необычных инженерно-геологических и климатических условиях. Следует тщательнее, мотивированнее проработать стратегические направления развития региона с экономических и социальных позиций.

Научно-исследовательские и проектные институты министерств, ученые вузов города Тюмени направлены в основном на решение отраслевых задач, на обеспечение плановых заданий.

Созданные Сибирским отделением АН СССР в городе Тюмени Отделение инженерной геокриологии Института геологии и геофизики, Отдел экономических исследований Института экономики и организации промышленного производства, лаборатория Сибирского энергетического института Иркутского филиала СО АН СССР не могут обеспечить комплексное решение указанных проблемных задач.

Обком КПСС считает, что научной организацией межведомственного типа мог бы стать Институт проблем освоения Севера, который целесообразно бы создать в составе СО АН СССР. Принципиальное согласие Президиума Сибирского отделения АН СССР по этому вопросу имеется.

Институт может быть организован в г. Тюмени на базе перечисленных выше академических подразделений.

Областной комитет партии, заинтересованные ведомства окажут необходимую помощь в формировании и развитии его материально-технической базы, обеспечении научных сотрудников бытовыми условиями.

Институт проблем освоения Севера мог бы стать хорошей базой для решения научно-технических проблем освоения северных районов страны».

Г.П. Богомяков в то время пользовался уже весомым авторитетом во властных всесоюзных структурах. Уже 26 июня 1984 г. первый заместитель председателя СМ СССР Г.А. Алиев дал поручение председателю Государственного комитета по науке и технике Г.И. Марчуку и президенту Академии наук СССР А.П. Александрову принять меры по письму первого секретаря Тюменского обкома КПСС. Аналогичное поручение было дано председателю Совмина РСФСР В.И. Воротникову.

В то же самое время в Академии наук рассматривался проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О комплексном развитии газовой промышленности Тюменской области в XII пятилетке и перспективе». Следует заметить, что основой для подобных документов являлись предложения Тюменского обкома партии.

11 июля 1984 г. президент АН СССР А.П. Александров внес предложение дополнить проект постановления следующим:

«Академии наук СССР организовать в 1985 году в Тюмени Институт проблем освоения Севера в составе Сибирского отделения АН СССР с подразделениями и станциями в районах освоения.

Госкомитету СССР по науке и технике совместно с Госпланом СССР и Минфином СССР выделить Совету Министров РСФСР необходимые ассигнования, фонд заработной платы и численность для создаваемого института.

Мингазпрому и Сибирскому отделению АН СССР обеспечить строительство и ввод в 1986–1990 гг. объектов научного, научно-производственного, культурно-бытового назначения и жилья».

Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании института было принято 20 августа 1985 г. Датой основания института считается 15 декабря 1985 г. К сожалению, начавшиеся перестроечные процессы внесли коррективы в первоначальный замысел по созданию института. Сфера его деятельности оказалась значительно уже той, которую очерчивал инициатор его создания Г.П. Богомяков.

Интересная деталь: после запрета деятельности КПСС в августе 1991 г. здание обкома КПСС было опечатано. И тогда глава Тюменской области, председатель Тюменского областного Совета народных депутатов Юрий Константинович Шафраник, придавая особое значение деятельности Института проблем освоения Севера, распорядился разместить там руководство института.

Автор выражает сердечную благодарность за предоставленные материалы Юлии Викторовне Бельчич, руководителю центра информационных ресурсов по науке и технике Института истории естествознания и техники РАН.

Александр Вычугжанин