На главную

 

Отличные отношения в нефтегазовой сфере

«Вестник Кавказа» побеседовал с одним из ключевых деятелей российской нефтегазовой промышленности, председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России, председателем Высшего горного совета Юрием Шафраником о каспийско-кавказском направлении энергетических проектов РФ.

‒ Юрий Константинович, каково значение подписания Конвенции о статусе Каспийского моря для нефтегазового сотрудничества стран каспийской пятерки?

‒ Подписание Конвенции о статусе Каспия – это колоссальный шаг вперед в сотрудничестве наших государств. Это не просто некая перемена, а целая новая эпоха в жизни каспийского региона. Конвенция создает базу для любого движения дальше и выводит страны и их проекты из того состояния подвешенности, в котором они находились в предыдущие годы. В первую очередь, это касается Туркмении, Казахстана и России. Оперативно за эти несколько месяцев изменилось немногое, но стала совершенно иной атмосфера нашего сотрудничества, и это самое главное.

‒ Как вы оцениваете отношения в нефтегазовой сфере между Россией и Азербайджаном?

‒ Я считаю, как и прежде, что они крайне положительные. Жаль, что в начале 1990-х годов Россия делала не так много проектов в Азербайджане, но это была беда того времени в целом. Азербайджан сам предлагал и способствовал развитию сотрудничества с Россией, но нашей стране тогда требовалось разобраться с собственной экономикой, так как в 1990-е годы общий спад в промышленности не позволял активно инвестировать в международные проекты. Зато теперь у нас, на мой взгляд, просто отличные отношения.

‒ Также мы хотим узнать ваше мнение по Северному Кавказу – как в этом регионе развивается сейчас топливно-энергетический сектор?

‒ Колоссальный успех и громадное достижение последних лет – то, насколько Северный Кавказ, вплоть до горных аулов, газифицирован и электрифицирован. Не только было восстановлено советское наследие, но и сделано множество шагов вперед в этом направлении. СКФО сегодня защищенно обеспечен по всем показателям ТЭК.

В перспективе нужно будет заниматься разработкой российского шельфа Каспия, от Дагестана к границе с Казахстаном. К этому надо еще подходить, там требуются огромные инвестиции при больших рисках. Я лично изучал ситуацию много раз и видел, что проект реализуем, но требуются значительные и рискованные деньги, так что речь идет о планах на будущее.

Шельф Черного моря, переходящий от Грузии и Абхазии к Краснодарскому краю, тоже вполне перспективный и тоже требующий особого подхода и денег.