На главную

 

Рынок углеводородов: конкуренция ужесточается

В Дохе проходит энергетический форум, однако без Ирана и Ирака. Иран стремится добывать нефти не меньше, чем до введения санкций, а Ирак «капризничает», ссылаясь на необходимость воевать с местными террористами. Правда, слухи, что Россия проведет неформальные переговоры с Саудовской Аравией и другими членами ОПЕК, несколько укрепили веру в положительный исход встречи в Алжире 30 ноября. Министр энергетики Александр Новак накануне форума сказал, что, по его мнению, велика вероятность успешного исхода переговоров по заморозке добычи нефти.

Но вот намедни саудовская Aramco пыталась помешать заключению сделки по покупке Роснефтью индийской компании Essar Oil. Как сообщило агентство Reuters, из-за подачи саудитами конкурирующей заявки российская сторона была вынуждена вдвое увеличить стоимость сделки. Агентство отмечает: новые факты говорят о конфликте между Россией и Саудовской Аравией в нефтяном вопросе, который может повлиять и на достижение договоренностей о добыче нефти, что повлечет за собой изменение цен.

«Судя по договоренностям, недавно достигнутым между Саудовской Аравией и Россией, базой для развития сотрудничества стран стало желание стабилизировать мировой нефтяной рынок, ‒ отмечает эксперт Института Ближнего Востока Анна Манафова. ‒ Но формат этого сотрудничества малоэффективен. Две страны добывают чуть менее четверти всей нефти в мире (22%), однако сокращение их добычи приведет лишь к потере ими доли на рынке. Более того, мировая добыча в ближайшие годы будет прирастать не за счет России или королевства, а за счет Ирака, Ирана, возможно, Ливии и Нигерии. Нельзя забывать и о факторе добычи сланцевой нефти США».

Сотрудничество между добывающими странами возможно только в рамках конкретных проектов. В остальном ‒ ужесточающаяся конкуренция.

В сентябре Александр Новак заявил, что на фоне обострения конкуренции на мировом нефтегазовом рынке и геополитических вызовов России главной темой должно стать усиление инновационного вектора российской нефтегазовой отрасли для повышения её конкурентоспособности.

«Рыночная экономика во многих странах создавались столетиями. И школа конкуренции там соответствующая, ‒ напоминает  председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. ‒ В этом смысле мы, конечно, не первоклассники, но пока и не выпускники вуза. Это особенно относится к нашей антимонопольной политике. Не хочу принизить  роль ФАС России. Не в ней дело. Конкурентная среда ‒ зеркало политической ситуации в стране и тех экономических постулатов, которые государство реализует через правительственные органы и парламент.

Только конкуренция может повернуть ситуацию в сторону прогресса. Высвобождаемые ресурсы необходимо направлять на смежные и новые направления. Мощности в стране созданы огромные. Мы сейчас работаем на неплохом международном уровне. Но конкурентная среда в нефтегазовом комплексе внутри страны должна позволить нашим компаниям стать лучшими и на международном рынке, поскольку конкурентная борьба в мире только ужесточается. У нас экспортный товар, поэтому все показатели (эффективность, рентабельность, производительность труда) российских компаний должны быть лучше, чем у ведущих мировых корпораций. Только тогда мы сможем продавать свои товары с выгодой для компаний, государства и народа».