На главную

 

Арктическая столица

Состоявшийся в Санкт-Петербурге IV Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» в очередной раз показал, что Арктика занимает одно из приоритетных мест в глобальной повестке дня, её геополитическая и экономическая роль в мире непрерывно растёт: военно-стратегическая роль региона дополнилась стратегической в глобальной экономике.

Рост интереса к Арктике в последние десятилетия вызван несколькими причинами. Прежде всего, речь идет об углеводородных ресурсах. Интерес к ним обусловлен, с одной стороны, устойчивым ростом энергопотребления в мире, относительным исчерпанием наиболее эффективных месторождений Северного и Норвежских морей, нестабильной политической ситуацией в нефтяных арабских странах, необходимостью обеспечения мировой энергетической безопасности и бесперебойности поставок на рынки США, ЕС, Китая, Индии. А с другой ‒ значительным уровнем запасов нефти и газа на арктических территориях и акваториях, около 30% общемировых запасов по газу и около 13% ‒ по нефти. Основной углеводородный потенциал Арктики сконцентрирован (по современным представлениям) в российском секторе ‒ почти 87% неразведанных запасов нефти и газа.

Интерес к запасам Арктики значительно усиливают и прогнозы потепления климата, особенно в северных широтах, в результате чего северные и арктические акватории могут стать реальными транспортными магистралями, использование которых ускорит сроки доставки грузов в мировом масштабе. Ресурсы Арктики, прежде труднодоступные для освоения по соображениям рентабельности, могут все активнее вовлекаться в глобальный экономический оборот и играть все большую роль на мировых рынках.

Но не только ресурсная составляющая привлекает внимание к Арктике: многие исследователи оценивают её как стратегический территориальный резерв всего человечества, как реактор всемирной погоды и как регион, имеющий огромное этническое, культурное и даже цивилизационное значение.

В работе IV Международного форума в Санкт-Петербурге приняли участие руководители Санкт-Петербурга, Мурманской, Архангельской, Омской областей, Ненецкого автономного округа и других приполярных субъектов РФ. В форуме участвовали более 500 делегатов ‒ представителей органов власти, промышленных предприятий, финансовых компаний и некоммерческих организаций.

Президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров подчеркнул, что всё, что связано с Арктикой, связано и с нашей патриотической задачей. Он отметил, что Санкт-Петербург ‒ это морская Арктическая столица, поэтому встречи полярников в городе неслучайны.

Участники Форума отмечали, что имеющиеся в настоящее время государственные механизмы управления не позволяют эффективно решать задачи целевой консолидации и мобилизации административных и финансовых ресурсов. В Правительстве РФ нет координирующего органа, который бы отслеживал сложные организационные и экономические взаимосвязи, возникающие в процессе реализации стратегий социально-экономического развития арктических территорий. На повестку дня встаёт вопрос о создании специального органа, который бы координировал государственную политику в Арктической зоне ‒ уникальном макрорегионе, где одновременно должны быть решены масштабные инновационные социально-экономические задачи и задачи военно-стратегического характера в сочетании с международным сотрудничеством.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин предложил создать Центр управления и координации Арктической зоной РФ, а также интеллектуальный Центр, который мог бы базироваться на интеллектуальном, производственном и культурном потенциале Санкт-Петербурга: в городе находятся Крыловский научный центр ‒ основа отечественной судостроительной науки, Центральный институт морского флота, Гидрографическое предприятие, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и другие организации, чья деятельность непосредственно направлена на решение задач по освоению Арктики.

Арктическая стратегия России, кроме развития непосредственно российской Арктической зоны, нацелена на решение сверхзадачи ‒ модернизации экономики всей страны на основе реализации потенциала Арктики. Важнейший вызов состоит именно в том, чтобы использовать безальтернативные в отношении разработки арктические ресурсы и мегапроекты для запуска процесса инновационного развития как в самой Арктике, так и в российской экономике в целом.

Геологоразведка и освоение месторождений нефти и газа на арктическом шельфе неразрывно связаны с развитием самых современных и сложных промышленных технологий в материаловедении, металлургии, судостроении, машиностроении. Выход на шельф создает потенциальные возможности для ускоренного развития отечественных предприятий инновационного профиля в машиностроении, строительстве, сервисном обслуживании и др., которые могут стать значительными игроками мирового уровня.

Третий раунд санкций ЕС и США географически нацелен против российских нефтегазовых проектов в Арктике. Европейские санкции требуют прекратить «предоставление услуг, необходимых при глубоководной разведке и добыче нефти, работы в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти, в том числе, услуги по бурению и испытанию скважин, а также по их геофизическому исследованию». Евросоюз запретил поставлять России технологии для глубинной добычи нефти, однако газовая отрасль России из-за специфического интереса Евросоюза осталась за рамками европейских санкций. США же, наоборот, направили санкции и против газового сектора энергетики России.

Адресность санкций демонстрирует реальность соперничества в этом регионе мира по освоению его ресурсов. Санкции показывают, что Запад крайне не заинтересован в продвижении России по этому пути, несмотря на свою возрастающую потребность в энергоресурсах. В практическом плане санкции нацелены на то, чтобы, в частности, сорвать уже существующее сотрудничество в Арктике между российской госкорпорацией «Роснефть» и американским концерном ExxonMobil, итальянским ENI и норвежским Statoil.

Санкции ЕС, США и Норвегии ограничивают временные сроки претворения в жизнь реализуемых стратегических проектов разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе России. Однако санкции против ввоза в Россию определенных видов нефтегазового оборудования создают не только угрозы и риски для российских компаний, но и открывают возможности для импортозамещения. По данным председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника, доля иностранного оборудования во всей российской нефтегазовой отрасли составляет около четверти объемов. Заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов подтвердил, что на разработке трудноизвлекаемых нефтегазовых ресурсов 80% используемого оборудования ‒ российское по происхождению. Он полагает, что российские компании смогут заменить иностранное нефтегазовое оборудование на отечественное в ближайшие три-четыре года в рамках программ импортозамещения.

Стратегические перспективы укрепления геоэкономического позиционирования России в Арктике связаны с активизацией освоения уникальных газоконденсатных месторождений шельфа, производством СПГ (с ростом технологического импортозамещения) и его морской транспортировкой на ведущие мировые рынки (Азиатско-Тихоокеанский и североамериканский).

России выгодно укреплять свой арктический суверенитет и полноформатное, включая военно-стратегическое, присутствие в Северном Ледовитом океане с расчётом на создание в обозримом будущем новых трансконтинентальных маршрутов грузоперевозок и сопутствующей транспортной инфраструктуры. Россия располагает возможностями занять и удерживать лидирующие позиции в арктических широтах и должна задействовать для этого весь научно-технический и экономический потенциал.