На главную

 

Ю.К. Шафраник принял участие в работе президиума правления ТПП РФ

23 апреля Ю.К. Шафраник принял участие в заседании Президиума Правления ТПП РФ. Открылось заседание выступлением президента ТПП РФ Е.М. Примакова:

Уважаемые члены Президиума, коллеги, участники заседания!

Сегодня мы рассматриваем один из самых острых вопросов, эффективность решения которого определит темпы и качество развития российской экономики на много лет вперед. Речь идет об улучшении инвестиционного климата в стране. Конкуренция за инвестиции, за технологии, за информацию — основа экономической борьбы в XXI веке. И мы эту борьбу проигрываем, хотя можно констатировать, что общая картина инвестиционного климата в России благоприятная.

У нас устойчивая политическая система, низкий внешний долг и относительно неплохая финансовая ситуация. Наше законодательство, в том числе гражданское, в основном соответствует современным мировым образцам. У нас низкие подоходный налог, налоги на землю и имущество; квалифицированные и относительно недорогие инженерные и рабочие кадры; обилие природных ресурсов, многие из которых весьма дешевы. Наконец, у нас законом гарантирована репатриация капиталов и прибыли.

Однако ряд нерешенных проблем девальвирует перечисленные выше достоинства.

Пожалуй, главная из них — это чудовищный уровень коррупции, которая проявляется повсеместно — и в практике государственных заказов и торгов, и в рисках необоснованных претензий со стороны проверяющих органов, и в фаворитизме государственных служащих, «опекающих» те компании, которые могут быть конкурентами потенциальных инвесторов и так далее.

Способствует такому размаху коррупции тот факт, что в России инвестор сталкивается с необходимостью получения десятков разрешений, особенно при инвестировании в новые объекты и в реконструкцию существующих производственных мощностей.

Не улучшает инвестиционный климат в России отсутствие достаточного количества налоговых льгот, особенно для инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичные отрасли. В других странах — от Китая до малых европейских стран — налоговая и инфраструктурная поддержка инноваторов несопоставимо значительнее. Вместе с тем останавливает потенциальных инвесторов несовершенство таможенного регулирования, что препятствует производству в России продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сказываются и дороговизна с подключением инвестиционных объектов к инженерным сетям и системам жизнеобеспечения, и высокие процентные ставки по кредитам в российских банках — в пять, а то и в 10 раз большие, чем для аналогичных инвестиций за рубежом. Этот список, к сожалению, может быть продолжен. Все это свидетельствует о том, что мы должны радикально улучшить инвестиционный климат России. Решать эту задачу необходимо последовательно, не прерываясь и не расслабляясь, постоянно сравнивая себя с другими странами, перенимая лучший опыт и в то же время разрабатывая собственные управленческие, налоговые и иные инновации.

Не обойду и такой острой проблемы: победа в международной конкуренции за инвестиции и появление новых предприятий более важны, чем пирровы победы в судах над отдельными компаниями, обвиняемыми в невыплате налогов.

В создавшихся условиях, по мнению ТПП России, следовало бы предпринять ряд мер.

Прежде всего, это налоговые каникулы, инвестиционные налоговые кредиты и иные масштабные меры налогового стимулирования для новых производств на срок их окупаемости. В первую очередь такие меры следует применять для предприятий, решающих задачи диверсификации российской промышленности, внедрения инноваций, создания импортозамещающих производств. Следить за тем, чтобы привилегии получали действительно те, в ком в первую очередь ныне заинтересовано общество, должны не только государственные органы разных уровней, но и территориальные ТПП. С этой целью нужно разработать систему критериев для оценки инновационной деятельности, определить порядок проведения независимой оценки фирмы, позиционирующей себя в качестве инновационной. Эти и многие иные, привычные для других стран базовые понятия у нас не узаконены.

Второе. Это реальное распространение «дедушкиной оговорки» на все инвестиционные проекты. Здесь важно не ждать закрепления этой оговорки в федеральном законодательстве, а добиваться ее прямого появления в законах субъектов РФ, естественно, в той части, которая относится к сфере их полномочий. Лоббирующие усилия территориальных ТПП здесь крайне необходимы.

Третье. Это обеспечение государственно-частного партнерства в сфере концессионных соглашений, институтов развития, крупных инфраструктурных проектов. Федеральное и региональное законодательство по этим вопросам разрозненно и неполно. Оно часто дезориентирует инвесторов и не соответствует лучшей мировой практике. Нужно, чтобы комитеты ТПП РФ и территориальные палаты проанализировали существующее законодательство, регулирующее вопросы государственно-частного партнерства в инвестировании, и высказали свои рекомендации.

Четвертое. Несколько лет назад Торгово-промышленной палатой России были подготовлены модельные региональные законы «О промышленной политике», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации». Надо проанализировать опыт, накопленный за последние годы в региональном инвестиционном законодательстве, и на этой основе скорректировать ранее подготовленные законы для субъектов Федерации. Это позволило бы придать новый импульс в развитии инвестиционного потенциала конкретного региона.

Перспективным направлением законотворческой деятельности ТПП может стать также разработка предложений, направленных на повышение заинтересованности муниципальных образований в привлечении инвестиций и реализации проектов на своей территории. Сейчас налог на прибыль, на имущество юридических лиц, 90% налога на доходы физических лиц поступают не в бюджет муниципального образования, а в бюджеты других уровней. Между тем муниципальные образования непосредственно заинтересованы в инвестициях. Знаю, что в рамках Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике формируется специальная рабочая группа для подготовки соответствующих законодательных предложений. Надеюсь, что результаты ее работы можно будет увидеть уже в этом году.

Пятое. ТПП России совместно с государственными органами и территориальными палатами подготовила и провела целый ряд презентаций инвестиционных потенциалов регионов и муниципальных образований. Востребованность этой формы взаимодействия с потенциальными инвесторами растет. Практика проведения презентаций субъектов Федерации, несомненно, укрепляет их отношения с инвесторами.