На главную

 

Вопросов больше, чем ответов

11 апреля 2008 года состоялось совместное заседание Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России». Обсуждалась проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы и эффективности горного бизнеса.

Евгений Примаков, председатель Торгово-промышленной палаты РФ:

Минерально-сырьевые ресурсы в экономике современной России обеспечивают более 50 процентов доходной части федерального бюджета, более 70 процентов экспорта и валютной выручки страны и 100 процентов Стабилизационного фонда. Это нам ни в коей мере не следует забывать. И вместе с усилиями по диверсификации источников доходов государства на основе инновационного развития реального сектора экономики жизненно необходимо (я хочу подчеркнуть) решить проблемы, накопившиеся в минерально-сырьевом комплексе страны.

Во-первых, основная добыча полезных ископаемых осуществляется с месторождений, открытых еще в советскую эпоху. И эти месторождения вступили в фазу падающей добычи. Это очень тревожный симптом, особенно в отношении энергоносителей. В течение многих лет наращивание разведанных ресурсов отставало от масштабов добычи полезных ископаемых. Добывающие компании только недавно начали вкладывать средства в геологическую разведку. Сейчас и государство вкладывает. Но нужно упорядочить это дело. Мы давно уже ставили вопрос о том, что нефтяные компании, например, в законодательном порядке должны часть своих доходов тратить на разведку, на наращивание природных ископаемых.

Во-вторых. Как государство, так и компании заинтересованы в росте эффективности использования недр. Например, нельзя допускать дальнейшего падения процента извлечения недр. Сегодня этот процент около 30, а в советское время он был не ниже 40. Даже 48. Выход один – применение новейших технологий, новейшей техники, причем не только закупленной за границей, но и отечественной. Эта тенденция должна развиваться, и здесь свое веское слово должно сказать государство. Следует запустить механизмы, позволяющие через систему налоговых, таможенных преференций поощрять использование добывающими компаниями самого высокотехнологичного и – преимущественно – отечественного оборудования. У нас это, к сожалению, не делается.

В-третьих. Следует подчеркнуть, что востребованность тех или иных месторождений полезных ископаемых напрямую зависит от наличия инфраструктур. Огромные выявленные запасы полезных ископаемых не вовлекаются в оборот из-за отсутствия транспортной и перерабатывающей инфраструктуры. Конечно, это требует больших капиталовложений в обустройство огромных территорий. При этом целесообразно использовать механизмы государственно-частного партнерства, предусматривающие консолидацию средств государственного бюджета и частного капитала. Сейчас идет полемика (мы видим, что она идет, и на это не надо закрывать глаза) между теми, кто хотел бы большие доходы (которые имеются за счет высоких цен на нефть и газ) складывать в «кубышку», и теми, которые считают, что средства надо пускать на развитие реальной экономики и социальной сферы. Я думаю, что из государственного бюджета и из той части Стабилизационного фонда, который предназначен для развития экономики, средства необходимо пустить на истинное развитие инфраструктур.

В-четвертых. Существенное влияние на текущее состояние минерально-сырьевого комплекса оказывает монополизация отрасли. К сожалению, добыча некоторых полезных ископаемых, в том числе и стратегических, сконцентрирована в одной-двух компаниях, что ограничивает свободную конкуренцию. И это наносит удар по средним и малым предпринимательским структурам. Малые предпринимательские структуры и средние частично не допускаются к трубе. Я говорю даже не о той трубе, которая идет на экспорт. А о той трубе, которая позволяет доставлять энергоносители к месту реализации внутри нашей страны.

В-пятых. Мы не вправе забывать о стратегической безопасности России. Естественно, нельзя исключать участие иностранных компаний в добыче полезных ископаемых на территории страны. Но в определенных, установленных государством рамках, исключая стратегические месторождения и приобретение контрольного пакета акций у российских добывающих компаний. Это прописывается, это уже фигурирует в поправках, которые приняты по участию иностранного предпринимательства в добывающей промышленности.

И, наконец, государство не должно уклоняться от защиты интересов отечественных предпринимателей. В задачи государства в большей степени должна входить поддержка российских компаний, активно добивающихся расширения своей деятельности за пределами нашей страны.

В заключение я хотел бы сказать, что государству и обществу предстоит приложить немало усилий и затратить немало времени для того, чтобы сформировались необходимая нормативно-правовая база и деловой климат, которые поощряли бы развитие российского минерально-сырьевого комплекса. Но то, что процесс в этом направлении идет, пусть и не стремительными темпами, как хотелось бы, – это однозначно. Совместные усилия Комитета ТПП и Высшего горного совета способствуют развитию национального горного бизнеса.

К сожалению, жанровая специфика сайта не позволяет опубликовать полностью содержательные и яркие выступления участников этого мероприятия. Однако читатели наверняка смогут «войти» в его атмосферу, ознакомившись с приведенными здесь высказываниями мэтров горнопромышленной сферы.

Юрий Шафраник, председатель Высшего горного совета:

Жизнь всегда опережает законотворчество. Это естественно. А основные, базовые законы для развития отрасли у нас есть. Другое дело, что совершенно разлажены механизмы взаимодействия государственных органов, отвечающих за этот процесс. Отсюда много путаницы. Сегодня, условно говоря, можно 99 из 100 руководителей горного дела сажать за уголовные преступления, поскольку они добычу ведут с неутвержденными программами. Но программы они давно представили. Значит, истинным виновником является государственная система управления отраслью.

Юрий Малышев, президент НП «Горнопромышленники России»:

Необоснованно выросла стоимость геологических отчетов, оплата за экспертизу проектов горных объектов, установление потерь полезных ископаемых и т.д. Не решены вопросы налогового стимулирования (налоговых освобождений) инвесторов на стадии проведения поисково-разведочных работ. Несовершенство правовой базы привело к искусственному завышению стоимости лицензий на участки недр, срыву проведения аукционов из-за сговора недобросовестных участников, росту коррупционности лицензионной системы.

Алексей Варламов, заместитель министра природных ресурсов РФ:

Первый вывод и первая мера, которую я считаю необходимой, – это усиление государственного присутствия в геологоразведочных и поисковых работах. По крайней мере – в регионах нового освоения, к каковым относится Восточная Сибирь и шельфовая акватория. И в традиционных регионах, но с переходом на большие глубины… Без реализации программ поисков нефти и газа в Восточной Сибири, на шельфовых акваториях и на глубоко залегающих горизонтах в Прикаспии и Западной Сибири, мне представляется, задачу воспроизводства сырьевой базы по углеводороду мы не решим.

Анатолий Яновский, заместитель министра промышленности и энергетики РФ:

За минувшие два года так и не принята Программа социально-экономического развития страны на 20 лет. Поэтому мы не можем получить внятные ответы на вопросы, которые нас всех волнуют. Каков баланс между внутренним потреблением сырьевых ресурсов и их экспортом? Какие доходы бюджет должен получать отэкспорта этих ресурсов, и каким образом онидолжны перераспределяться? Каков баланс между переработкой этих ресурсов внутри страны и за рубежом? Какими способами этой переработки можно достичь? Какое количество переработанных ресурсов должно экспортироваться?

Алексей Конторович, директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН:

Очевидно, что даже для возврата на рубежи 1990 года необходимо в 4 раза увеличить объем геологоразведочных работ. На самом же деле, как минимум в 5-6 раз. И тут трудно обойтись без стратегического партнерства власти и бизнеса в приумножении отечественной ресурсной базы. Но пока о таком партнерстве - одни разговоры. А в реальности - непомерные налоги и страшная бюрократическая волокита (после получения лицензии надо два с половиной года обивать пороги, чтобы собрать все бумаги, позволяющие начать работу).

Евгений Козловский, вице-президент Российской академии естественных наук:

Для России актуальной проблемой остается: уточнение стратегии национальной безопасности, создание комплексной программы развития производительных сил страны на длительную перспективу, в том числе и топливно-энергетического комплекса. Исключительно большое значение в этих условиях приобретает отношение к Энергетической хартии, в частности, учет геополитических, военно-стратегических, демографических и социально-экономических факторов и - особенно - наших проблем на Дальнем Востоке.

Раскрывая для всех участников Хартии свой рынок энергетических ресурсов, мы способствуем Западу в установлении контроля за районами максимальной концентрации отечественных энергоресурсов.