На главную

 

Тегеранская весна

Tegeran.jpg

Российские и иностранные СМИ обсуждают перспективы выхода на рынок иранской нефти и сотрудничества России и Ирана в энергетической сфере

Окончательный этап переговоров по ядерной программе Ирана должен стартовать в Вене 18 февраля. Промежуточный договор, подписанный в ноябре прошлого года, вселяет надежду на то, что Иран бесповоротно откажется от планов создания бомбы. Если это произойдет, то нет сомнения, что иранское углеводородное сырье начнет поставляться на внешние рынки в гораздо больших объемах, чем сейчас, замечает Business FM.

Согласно недавним прогнозам Международного энергетического агентства, несмотря на ожидающийся общий рост мирового потребления нефти и газа, в случае снятия санкций и полноценного доступа на международный рынок энергоносителей из Ирана, цены на нефть в ближайшие три года могут упасть до отметки в $89 за баррель.

Начавшееся смягчение международных санкций против этой страны и перспектива их полного снятия породили в Германии надежды, что на мировой рынок вскоре хлынет поток иранской нефти, который вызовет падение нефтяных котировок, констатирует Deutsche Welle.

Сторонником такого сценария является, в частности, Хельмут Бухман, аналитик немецкого отраслевого информационного агентства Oil Market Report. «Поэтому я исхожу из того, что цена нефти в течение нынешнего года опустится примерно до $90 за баррель», ‒ заявил эксперт газете Die Welt. Следовательно, он ожидает, что важнейший энергоноситель подешевеет примерно на 15 процентов. «Вот уже несколько недель в Мировом океане находятся заполненные до отказа гигантские танкеры, которые теперь начнут отгружать на берег свой многомиллиардный груз», пишет Die Welt.

Танкеры, принадлежащие государственной судоходной компании, в условиях санкций служили Ирану, лишенному возможности продавать свой товар на мировом рынке, дополнительными нефтехранилищами. Теперь же 16 таких судов уже в пути, а еще 10 стоят загруженными на якоре у самого выхода из Персидского залива.

Вполне возможно, что эти танкеры, действительно, доставят свой груз в означенные страны. Однако подобные объемы способны оказать лишь минимальное влияние на цену сырой нефти, заявил в интервью интернет-изданию Focus-online аналитик сырьевого рынка Commerzbank Карстен Фрич. Серьезного снижения котировок он ждет только в случае кардинального разрешения конфликта вокруг иранской ядерной программы. «Мы полагаем, что в нынешнем году цены на нефть как европейской марки Brent, так и американской WTI, могут примерно на 10 процентов снизиться, по сравнению со средним уровнем 2013 года. В результате в Европе за баррель будут платить несколько меньше 100 долларов, а в США ‒ примерно 89 долларов», ‒ рассказал в беседе с DW эксперт по энергетике DB Research Йозеф Ауэр.

Возможное снятие с Ирана санкций даст предсказываемому тренду серьезный дополнительный импульс, считает эксперт. По его мнению, с чисто технической точки зрения иранской нефтяной промышленности не составит большого труда быстро восстановить упавшие в последние годы объемы производства. Тегеран уже заявил, что намерен довести ежедневные объемы добычи с нынешних 2,7 млн баррелей до 4 млн. В случае снятия санкций и эмбарго ЕС, Иран постарается направить экспортные потоки нефти туда, где цены сейчас выше, а это Европа и Азия. «Так что иранские поставки вступят в прямую конкуренцию с российскими», ‒ пояснил эксперт. Поэтому цены на российскую нефть в 2014 году, скорее всего, тоже снизятся, но они «не рухнут столь резко, как цены на другой российский экспортный товар ‒ цветные металлы», ‒ убежден Йозеф Ауэр.

Недавно СМИ сообщали о том, что Россия может начать покупать иранскую нефть в обмен на свои товары, напоминает «Голос России». Назывались даже предварительные параметры – полмиллиона баррелей в день и полтора миллиарда долларов в месяц.

Потенциальная выгода для обеих сторон очень велика, отмечает аналитик инвестиционной компании «Альпари» Анна Кокорева: «Сделка поможет наладить отношения с нашими восточными друзьями. Мы сможем обменивать наши товары на иранскую нефть, это будет стимулировать производство внутри России и позволит перепродавать иранскую нефть той же самой Европе. Возможно, в будущем это отразится и на нашем нефтяном секторе и облегчит работу в Иране нашим компаниям».

Об интересе к иранским проектам уже заявили Газпром нефть, а также ЛУКойл, глава которого Вагит Алекперов назвал и конкретный проект – это месторождения блока Анаран. Российская компания разрабатывала его совместно с норвежской Statoil до тех пор, пока Запад не ужесточил режим санкций.

«Может коренным образом измениться ситуация на энергетическом рынке огромного региона, ‒ цитирует «Нефть России» председателя Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника. ‒ Нет сомнений, что на нем обострится конкурентная борьба, но это созидательное, а не разрушительное явление. А пока та же Саудовская Аравия рассматривает Иран и Ирак именно как конкурентов-противников на поле боя. И Сирию представляет как форпост для противостояния экономической конкуренции. В целом сейчас атмосфера для работы наших компаний в Иране вполне терпимая. Более того, российским руководством за последнее десятилетие на всем Ближнем Востоке сделано очень много для продвижения отечественного бизнеса, подписаны соответствующие соглашения. Поэтому когда приезжает российская компания, её практически всюду встречают нормально. Что уже есть успех. Однако то, что Москва долгое время содействовала стабилизации ситуации в Иране, вовсе не свидетельствует о расчете на деятельность в стране только российских компаний».

Как выяснилось, Москва и Тегеран находятся в стадии переговоров о бартерной сделке: нефть в обмен на железные дороги. С целью договориться о будущих условиях сделки Тегеран в скором будущем планирует посетить министр экономического развития Алексей Улюкаев, пишут «Новые Известия». По словам российского посла в Тегеране Левана Джагаряна, российский чиновник прилетит в Иран 21 марта. Дипломат также добавил, что российские нефтяные компании заинтересованы в проектах в Исламской республике, в частности в нефтедобыче на Каспийском море. По словам посла, если разведка нефти на Каспии будет экономически оправданна, Россия может принять в ней участие вместе с Ираном. В обмен на доступ к иранской нефти Россия может провести реконструкцию иранских железных дорог.

Правда, не всему международному сообществу может понравиться такое положение вещей. Так, в январе, когда в СМИ появилась информация о переговорах между Россией и Ираном, США пообещали ввести некие санкции, если сделка, о которой сейчас едет договариваться Улюкаев, состоится. «Пока ни с какой из сторон реальных шагов не будет сделано, так как над Ираном еще висят экономические санкции. Но в ходе визита Улюкаева возможно подписание соглашений о намерениях, чтобы при отмене санкций у нас уже был проложен путь в эту страну», – сказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.