На главную

 

Пять лет сланцевому газу

Slantsy.jpg

Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, возглавляемый Юрием Шафраником, провел Круглый стол на тему: «Пять лет сланцевому газу. Проблемы. Перспективы. Вызовы».

Мероприятие было организовано совместно с Союзом нефтегазопромышленников России и Российским газовым обществом.

В нем приняли участие вице-президенты ТПП РФ Владимир Страшко и Дмитрий Курочкин, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, главный экономист по России и СНГ компании ВР, вице-президент представительства компании ВР в России Владимир Дребенцов, генеральный директор ФГУП «ВНИГРИ» Олег Прищепа, члены Комитета, представители руководства нефтегазовых компаний, академических, учебных и научно-исследовательских институтов.

На Круглом столе выступили представители нефтегазовых компаний, научно-исследовательских институтов, эксперты. Открывая заседание, Геннадий Шмаль отметил, что никакой «сланцевой революции» в энергетике нет, хотя с точки зрения технологии появление сланцевого газа подтверждает, насколько ТЭК зависит от модернизации и инноваций в технологиях. Как отметил Геннадий Шмаль, сланцевый газ стал заметным явлением на мировом рынке. А наибольшие достижения в добыче этого нетрадиционного вида топлива показали США. При этом еще остается путаница в терминах, и под сланцевым газом порой понимают разные источники топлива и энергии.

Мировые запасы сланцевого газа составляют 200 трлн м3. В отличие от природного газа, месторождения сланцевого распределены на планете равномерно, поэтому его крупные залежи есть практически везде: в США, России, Китае, на Ближнем Востоке, в ряде государств Европы, в частности, в Польше, на Украине, в Германии, Австрии, Венгрии, Швеции и других.

Первая скважина на месторождении сланцевого газа была открыта еще в 1821 году в США, в штате Нью-Йорк, Вильямом Хартом, но масштабное промышленное производство началось в Штатах только в начале 2000-х годов компанией DevonEnergy, которая впервые применила метод горизонтального бурения.

Разведка сланцевого газа активно проводится в ряде стран Европы и в Китае, где запасы оцениваются в 26 трлн м3, а начало добычи уже запланировано на 2015 год.

Несмотря на то, что плотность и теплотворная способность сланцевого газа более чем в 2 раза ниже, чем природного, и месторождения сланцевого газа можно использовать не более 10 лет, его добыча, в частности, в США является весьма рентабельной. Сейчас годовая добыча там составляет 184 млрд м3, что превышает экспорт российского газа в Европу.

Развитие технологий добычи сланцевого газа делают его более доступным и для других стран. К преимуществам этого вида топлива можно также отнести низкую стоимость геологоразведки, наличие его по всему миру и близость рынков сбыта.

Динамика добычи сланцевого газа в США и планы разведки и добычи его в Европе могут значительно снизить объёма экспорта российского газа в Европу. Поэтому России сейчас важно обладать официальной информацией и актуальными данными по добыче сланцевого газа в Америке и планов добычи его в Европе и Китае.

В апреле 2012 года Владимир Путин, выступая в Государственной Думе ФС РФ с отчетом о работе Правительства РФ, заявил, что экономика страны должна быть готова к угрозе перекройки рынка углеводородов из-за развития технологий добычи сланцевого газа. Он также отметил: «Идет новая волна технологиче­ских изменений. Меняется конфигурация глобальных рынков». 23 октября 2012 года на заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности В. Путин отметил проблему добычи сланцевого газа, которая достигла значимых объёмов в США и влияет на экспортные рынки Европы.

России пора выработать собственную стратегию развития в этом секторе энергетики. По предварительным оценкам, запасы сланцевого газа в стране насчитывают около 25 трлн мᶾ. В 2030 году объемы его добычи должны достигнуть 3 млрд мᶾ. При этом глава Г. Шмаль напомнил собравшимся, что запасы обычного природного газа насчитывают порядка 287 трлн мᶾ.

Геннадий Шмаль также отметил значимость для России развития сегмента СПГ. Россия несколько опоздала с выходом на рынок в этом сегменте. Он сказал, что себестоимость любого СПГ-проекта в холодных широтах будет ниже, чем, скажем, в Австралии, из-за технологических особенностей сжижения газа. И обратил внимание на то, что России, как ключевому участнику мирового газового рынка, необходимо учитывать в своих действиях и новых проектах смену конфигураций на глобальных рынках в связи с развитием новейших технологий добычи сланцевого газа. Россия отстала от мировых тенденций и наращивала объемы экспорта газового сырья, а также обороты экспортных газопроводов в Европу. Так что сегодня надо хорошо подумать, кому будет нужен этот газ.

Доля нетрадиционного газа будет расти, ‒ подвел итог своего выступления Г. Шмаль.

Далее с докладом на тему: «Сланцевый газ и глобализация рынков» выступил Владимир Дребенцов. «Сланцевый газ это реальная революция в энергетике», ‒ заявил он. Сланцевый газ способствует глобализации мирового рынка газа, который пока разбит на сегменты. При этом в мире об его использовании говорят уже давно, а в России заговорили только сейчас.

Владимир Дребенцов отметил рост конкуренции на рынке добычи сланцевого газа. Анализируя этот рынок за последние годы, он подчеркнул ведущую позицию США в данной сфере. За счет сланцевого газа цены на газ в США сильно снизились, стали использовать больше газа вместо угля. В результате в 2012 году третий год подряд США обгонят Россию по производству газа. (Для справки: в 2001 году в США добыча газа составила 719,4 млрд мᶾ, а в России 670,7 млрд мᶾ). К 2015 году США станут экспортерами газа. А сейчас в США идет переход от добычи сухого газа к газоконденсатным месторождениям. В ближайшее время произойдет переход к технологиям сжижения сланцевого газа, что приведет к переделу мирового рынка по ценам и географическим поставкам. Кто будет не готов к этому вызову рынка, тот проиграет, ‒ считает В. Дребенцов.

Олег Прищепа предложил вниманию участников заседания презентацию на тему: «Подходы к оценке ресурсной базы сланцевых газов и нетрадиционных видов нефти». Он также отметил путаницу в понятиях о сланцевом газе с технологической точки зрения и проблемы изучения месторождений сланцевой нефти и газа. По его оценке, сейчас в целом для российской экономики, и газодобывающей промышленности в частности, тема добычи сланцевых газов не так актуальна, но может настать время, когда России нужно будет заявить свои позиции в этой сфере. Олег Прищепа полагает, что все оценки запасов сланцевого газа в России – это оценки неких природных ресурсов и не более того. Сегодня требуется разработка глобальной целевой программы изучения запасов сланцевого газа.

Зам. гендиректора ВНИИзарубежгеология В.В. Высоцкий в своем докладе отметил, что нефтегазосервисная компания Шлюмберже в настоящее время разрабатывает технологии, которые снизят себестоимость сланцевого газа. А по словам руководителя Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН В. Кулагина, если сланцевый газ становится побочным продуктом добычи целого «букета» продуктов («жирного газа»), то его себестоимость падает до нуля. Поэтому большое значение имеет комплексность его добычи в «жирном» газе.

Профессор РГУ нефти и газа им. Губкина М.И. Левинбук подчеркнул, что еще в 2007 году США закупали на внешнем рынке 50 млн тонн топлива (бензина), а в 2011 году уже отправили на экспорт 2 млн тонн. Это результат внедрения сланцевой нефти и газа. По сравнению с США и Китаем, в России больше классического газа и важней заниматься им, а прежде всего, проблемами транспортировки газа из дальних регионов добычи. Сегодня такие страны, как Катар, Саудовская Аравия и КНР показывают высокие результаты в развитии глубокой переработки нефти и газа. По мнению профессора, с ростом производства сланцевой нефти и газа начнется «ценовая война» на рынке углеводородного сырья, и Россия тут проиграет со своими высокими ценами при долгосрочных контрактах. Поэтому для России выходом является глубокая переработка углеводородов и создание продуктов из них для внутреннего и внешнего рынков.

Главный эксперт Управления стратегических исследований СИБУР Холдинга В.С. Протасов сообщил собравшимся, что возможно в ближайшее время в США объемы добычи сланцевого и традиционного газа сравняются. Новые технологии позволят сделать переход от добычи «сухого» к добыче «жирного» газа. Эти тенденции могут привести к реиндустриализации промышленности США, активному строительству ШФЛУ-проводов.

Однако Наталия Шуляр (Инфо-ТЭК) в своем выступлении подчеркнула, что при анализе зарождающегося рынка сланцевого газа и достижений в этом секторе США все время оперируют данными самих США, которые могут быть тенденциозными и преувеличивающими роль и перспективы сланцевого газа. Для объективности надо использовать данные МЭА, ОПЕК, а также России. По ее мнению, необходимо создавать Евроазиатский центр формирования котировок цен на энергоносители, в который вошли бы такие страны, как Россия, Казахстан и Китай.

В заключение участники мероприятия приняли решение о необходимости проведения постоянного мониторинга развития мирового рынка сланцевого газа; оптимизации затрат на добычу, транспортировку и налогообложение российского газа для повышения его привлекательности и конкурентоспособности на мировых рынках; внести в стратегические документы нефтегазовой отрасли необходимые изменения в соответствии с изменениями тенденций мирового развития в нефтегазового рынка.

На мировой рынок вслед за сланцевым газом уже выходит сланцевая нефть, и российскому ТЭКу надо быть готовым к таким вызовам времени…