На главную

 

Нужны другие акценты

Perm.jpg

Юрий Шафраник, председатель Высшего горного совета России, на заседании ВГС сообщил, что в двухтысячные годы объемы производства российской и в частности региональной горнодобывающей промышленности росли. За последние же 2011, 2012 годы объемы производства стабилизировались. По прогнозу Шафраника, такой «активной десятилетки» уже не будет, общероссийскую и краевую горнодобывающую промышленность ожидает стабилизация или небольшой рост.

Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли РФ, справедливо заметил на этом же заседании, что российская минерально-сырьевая база – «это донор российской экономики». В 2011 году операционные расходы минерально-сырьевой отрасли страны превысили уровень выручки. По словам Юрия Шафраника, «это главный симптом серьезного испытания». Необходимо развивать тяжелое машиностроение, производить свое, более дешевое, но не менее качественное оборудование для горнодобывающей промышленности. Виктор Евтухов сообщил, что в России принята стратегия развития тяжелого машиностроения до 2012 года. Она призвана обеспечить нужды горнодобывающих промышленников.

Запасы ресурсов Пермского края Шафраник оценил как неэффективные ‒ малые и трудноизвлекаемые. И это несмотря на то, что Пермский край добывает 60% всей нефти и калийных солей (приоритетные направления в крае) по России.

По словам Олега Демченко, вице-премьера краевого правительства, в Пермском крае развито 1450 месторождений по 53 видам полезных ископаемых, из них: углеводородное сырье – 228 месторождений (нефть, газ), твердых полезных ископаемых (калийно-магниевые соли, алмазы, хром, руды, цемент и др.) – 102 месторождения, общераспространенных полезных ископаемых – 950, подземных вод – 170.

В регионе работает 31 нефтегазовая компания, основные из них – «ЛУКойл-Пермь», «Уралойл».

Верхнекамское месторождение калийных солей – одно из крупнейших в мире, добычей ископаемого там занимается «Уралкалий». Среднегодовой размер добычи – 35‒40 млн тонн. К 2016 году планируется увеличить объем добычи солей до 56,3 млн тонн в год.

Юрий Шафраник отметил, что 10 лет назад (в 2002 году) Высший горный совет собирался в краевом правительстве с Юрием Трутневым, тогда была поставлена задача модернизации отрасли. Сейчас, в новых условиях, с изменением мировой конъюнктуры затраты в горнодобывающей отрасли чрезвычайно выросли, а цены остались те же.

Юрий Шафраник: «Надо срочно перегруппироваться и расставить другие акценты. Надо создавать стимулы, чтобы предприятия повышали свою конкурентоспособность. Легче отдать месторождение иностранной компании, чем сервисный рынок. В этом случае все деньги уходят на запад, на развитие их науки, их экономики. Мы обязаны это остановить. Капиталовложения в отрасль есть, но по потребностям они отстают примерно в 3 раза».

Председатель Высшего горного совета заявил, что в новых условиях общероссийские и региональные горнопромышленные предприятия должны повысить эффективность своих производств в 2 раза. А это в свою очередь окажет влияние на цену и на заказ оборудования.

Участники заседания ВГС рекомендовали «отдать малые и средние месторождения промышленности».

Юрий Шафраник: «Отдать, без каких бы то ни было налогов: пусть будут рабочие места, добываются нефть и газ. И все это во благо региона. Добыча из малых и средних месторождений при той системе, которая сейчас есть, неэффективна».

Виктор Басаргин: «Приводились примеры по таким месторождениям в крае, где есть вся необходимая инфраструктура (трубопроводы, электроэнергия и др.) Нужно вовлечь в оборот эти небольшие месторождения. Нести крупные затраты для небольших компаний невозможно. А с точки зрения крупных компаний эти месторождения не представляют интереса. А для нас важно каждое рабочее место».

По итогам заседания Высшего горного совета приняли резолюцию, в ней участники прописали рекомендации, их будут реализовать вместе с федеральными властями.