На главную

 

Минфин против энергоресурсов

Minfin_.jpg

Заместитель министра природных ресурсов и экологии Денис Храмов провел рабочую встречу с президентом компании «Шеврон Нефтегаз инк.» (США) Эндрю МакГраном, сообщило на днях Минприроды России. Стороны обсудили вопросы освоения Арктического шельфа, а также улучшения инвестиционного и налогового режимов для нефтяных компаний в Российской Федерации.

Представители Шеврона сообщили, что особый интерес для них представляют планы по совершенствованию механизмов регулирования и либерализации доступа к освоению природных ресурсов, а также по внедрению передового зарубежного опыта в осуществлении деятельности нефтедобывающих компаний в районах Крайнего Севера и Арктики.

Напомним, что вопрос о смягчении требований российского законодательства в отношении компаний, получающих доступ к разведке и освоению месторождений Арктического шельфа ставится российскими и иностранными нефтяниками уже в течение нескольких лет. Дело в том, что согласно действующему законодательству к таким работам допускаются только российские государственные компании, которые при отсутствии необходимых технологий могут привлекать и иностранные компании.

Но беда здесь не только в дискриминации российских частных компаний. Работы на Арктическом шельфе в силу своей специфики требуют гораздо больших капитальных затрат, чем работы на суше. Издержки на разведку и добычу одной тонны нефти или 1000 кубометров природного газа поэтому выше и, соответственно, окупаются гораздо дольше. В этом, например, одна из причин постоянного переноса сроков освоения даже такого огромного газоконденсатного месторождения, как Штокмановское. Поэтому и российские и иностранные компании, указывая на постоянное сокращение ресурсной базы отрасли, неизменно обращаются в правительство с предложениями по введению таких изменений в Налоговый кодекс, которые позволили бы сократить сроки окупаемости столь сложных проектов.

«В России действует унифицированная и весьма прозрачная система налогообложения, но имеющая ярко выраженный фискальный характер и не дающая почти никаких стимулов для инновационной деятельности и осуществления инвестиций, особенно в крупные капиталоемкие проекты», – отмечал еще в 2008 г. председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник.

Между тем именно налоговые льготы для разведки и добычи нефти и газа на шельфе США и из сланцев и нефтеносных песков США и Канады позволили этим странам, начиная с 2005 г., постоянно увеличивать добычу нефти и природного газа.

У нас еще осенью 2010 г. Минэнерго подготовило концепцию налоговой реформы, которая, в частности, включала снижение налогообложения нефтяных компаний путем введения для новых месторождений налога на сверхприбыль с отменой НДПИ, а для старых − сохранение НДПИ с базовой ставкой в 430 руб./т. Против этого предложения, как обычно, решительно выступил и выступает Министерство финансов, считающее, что его реализация приведет к сокращению налоговых доходов федерального бюджета.

В ходе только что закончившейся избирательной компании будущий президент страны Владимир Путин неоднократно отмечал, что он выступает за совершенствование налогообложения нефтегазовой отрасли для стимулирования разведки и освоения новых месторождений. Ранее премьер-министр, лично одобрив сделку между Роснефтью и американской ExxonMobil по освоению Арктического шельфа, обещал президенту американской компании учесть его пожелания об изменении налогового законодательства.

В ходе переговоров с президентом Шеврон Нефтегаз инк. Д. Храмов сообщил, чтов настоящее время в Минприроды России готовятся предложения по реформированию законодательства, которые предполагают внедрение льгот на добычу, экспорт, изменение системы налогообложения, что обеспечит максимально быстрый возврат инвестиций. «Все предложения изложены в подготовленной министерством «Программе освоения континентального шельфа на период до 2030 года», − отметил Д. Храмов. − Сейчас Программа проходит стадию доработки, и уже во II квартале 2012 г. она планируется к рассмотрению в правительстве России». Заместитель министра природных ресурсов и экологии также подчеркнул, что министерство выступает за либерализацию доступа к изучению шельфа, что позволит компаниям реально оценивать свои перспективы участия в проектах.

Интересно, удастся ли на этот раз Минэнерго и Минприроды совместными усилиями преодолеть сопротивление уже много лет страдающего близорукостью Минфина?