На главную

 

Как раскрыть минеральный потенциал России

Minex.jpg

2‒4 октября в Москве прошел VIII Международный горнопромышленный форум МАЙНЕКС РОССИЯ-2012. На этот раз его темой было «Раскрытие минерального потенциала России – вызовы и решения». Речь шла о том, какова сегодня ситуация в нашем горно-промышленном комплексе, что изменилось со времени предыдущего форума, какие конкретно меры следует принять руководителям горнодобывающих компаний и государственным органам, чтобы приспособиться к новым реалиям и добиться роста прибылей и производства в условиях замедления роста мировой экономики.

Популярность МАЙНЕКСА растет

Открывая первую сессию гендиректор МАЙНЕКС РОССИЯ-2012 Артур Поляков напомнил участникам, что форум проводится ежегодно с 2005 г., и популярность его неизменно увеличивается. В этом году представлено более 100 докладов, обсуждение которых сделало программу форума чрезвычайно плотной и в то же время должно обеспечить наиболее полное раскрытие минерального потенциала России в условиях, когда на первый план выходит повышение эффективности предприятий.

Так получилось, что на этот форум я попал сразу после очередного заседания Высшего горного совета России (ВГС), где господствовали тревожные настроения относительно перспектив нашей горной промышленности из-за усиления конкуренции на традиционных рынках сбыта и грядущего сокращения экспорта.

«Новая ситуация в мировой торговле требует не только повышения эффективности наших производителей, но и соответствующих мер государственных органов, ‒ говорил на заседании ВГС в Перми председательствовавший Юрий Шафраник. – Надо изменить общую ориентацию государства с решения сиюминутных бюджетных проблем на внедрение системы мер по обеспечению долгосрочного роста современного производства. Много лет, например, у нас ведется дискуссия о необходимости сделать налог на сверхдоходы основным в обложении доходов минерально-сырьевого комплекса, как это принято в наиболее передовых и богатых природными ресурсами странах, таких, как Канада, США, Австралия, однако прогресса пока не видно… При сохранении нынешней системы налогообложения Россия обречена на утрату уже в этом десятилетии своих позиций на основных рынках минерального сырья и металлов».

На этом фоне было интересно послушать участников международного форума, а особенно представителей иностранных компаний, сопоставить их оценку положения на мировом рынке минерального сырья и металлургии и в нашей экономике с оценками участников заседания Высшего горного совета.

Тем более что в этом году, как сообщил Артур Поляков, количество участников форума увеличилось на 30% по сравнению с прошлым годом. Как обычно, это были руководители горных компаний, банков, горно-инженерных, юридических и аудиторских фирм, представители заводов-производителей горного оборудования, регулирующих и законодательных органов, осуществляющих государственный контроль и координацию деятельности недропользователей.

По словам коспонсора МАЙНЕКС РОССИЯ-2012 гендиректора SRK Consulting (Russia) Ltd. Дэвида Пирса, более 600 делегатов представили широкий диапазон взглядов. Он напомнил, что год назад по личной просьбе нынешнего президента Владимира Путина канадская компания Kinross Gold представила в Консультативную комиссию по иностранным инвестициям при премьер-министре РФ обширный доклад с предложениями по совершенствованию российского законодательства для улучшения инвестиционного климата и облегчения условий разработки минерального потенциала страны. Иностранные инвесторы продолжают надеяться, что в ближайшие годы большая часть из рекомендаций доклада Kinross Gold будет реализована. По оценке гендиректора SRK Consulting (Russia) Ltd., тема совершенствования горного законодательства сейчас является самой «горячей» в дискуссиях о будущем минерально-сырьевого комплекса России.

Минприроды держит курс на реформу законодательства

Видимо, поэтому организаторы в качестве ключевого для первой сессии поставили выступление заместителя министра природных ресурсов и экологии Дениса Храмова, посвященное последним изменениям в действующем законодательстве. Он перечислил наиболее важные: разрешение изменять границы лицензионных участков по величине и глубине, отмена платы за геологическую информацию, упрощение процесса изменения норм потерь, разрешение сотрудникам геологических партий иметь нарезное оружие. Понимая, видимо, сколь скромны эти изменения по сравнению с ожиданиями участников форума, Д.Храмов подчеркнул, что мы находимся «в середине большого пути» и в планах министерства сейчас целый ряд поправок в действующее законодательство, среди которых:

• увеличение сроков геологического изучения с 5 до 7 лет;

• предоставление гарантий на право промышленного освоения разведанных месторождений;

• совершенствование оборота геологической информации;

• уточнение критериев для отнесения участков недр к участкам федерального значения;

• увеличение порога по месторождениям золота для предоставления иностранным инвесторам с 50 т до 250 т;

• нормы по разработке техногенных залежей.

Заместитель министра сообщил, что эти проекты сейчас находятся на разных уровнях решения от Государственной думы до Правительства и выразил уверенность в их одобрении уже в этом году.

Более подробный анализ предлагаемых МПР изменений в законодательство изложил партнер юридической фирмы Norton Rose Георгий Калачев. Выразив уверенность, что в целом предлагаемые изменения должны положительно сказаться на объеме геологоразведочных работ (ГРР) в РФ, юрист перечислил его существенные недостатки. Так, если до принятия поправок месторождение уже попало в список участков недр федерального значения, то его невозможно вывести из него. В отношении возможностей изменения границ участков недр пока нет четких представлений, как это будет действовать на практике. Предлагаемый нормативный срок рассмотрения представленных документов составляет 4,5 месяца, что по международным сопоставлениям чрезвычайно долго. Наконец, действующее с декабря 2011 г. решение правительства о снижении порога для участия иностранцев с 10 до 25% в освоении стратегических месторождений пока не отражено в Законе «О недрах».

Все познается в сравнении

С точки зрения стороннего наблюдателя гораздо более привлекательным для потенциальных инвесторов был второй ключевой доклад – министра экономики и антимонопольной политики Киргистана Темира Сариева. Очевидно, что его целью было показать более высокую привлекательность своей страны по сравнению с ее соседями. «У нас, ‒ заявил Т. Сариев, ‒ самый либеральный налоговый режим в СНГ». И надо признать, что приведенные им данные подтвердили это:

• НДС ‒ 12%;

• налог на прибыль ‒ 10%;

• подоходный налог на физических лиц ‒ 10%;

• платежи по социальному страхованию – 17%.

Если к этому добавить, что цена 1 квт/ч электроэнергии составляет 4,5 американских цента, а средняя зарплата ‒ $200‒250 в месяц, государственная регистрация новых предприятий носит уведомительный характер и проводится в «одном окне» в течение 4 дней, а вывоз денежных средств за границу не ограничен (и для иностранных инвесторов действует национальный режим), то можно придти к выводу, что присутствовавшим на форуме иностранным предпринимателям следовало немедленно бежать приобретать билеты в Бишкек.

Консультанты, как всегда, оптимистичны, но советуют более тесно взаимодействовать с обществом

Посвященное основным тенденциям развития мировой горнодобывающей промышленности выступление партнера одной из крупнейших аудиторских и консалтинговых фирм мира PWC Алексея Смирнова вновь вернуло меня к воспоминаниям о пермском заседании ВГС. Так ли уж обоснованны пессимистические прогнозы наших горняков, и в особенности угольщиков? Может быть, они недооценивают новые возможности глобализации мировых рынков сырья?

Консультантам в силу их места на рынке положено быть оптимистичными всегда. Даже в период такого кризиса, который мы то ли уже преодолели, то ли застыли в ожидании его новой волны. Алексей Смирнов начал издалека. Он напомнил, что практически все, что окружает современного человека, – это результат деятельности горняков. От энергетики, без которой мы погрузились бы в кромешную тьму, до воды, без которой человек не может прожить более 48 часов. Сделав такое поднимающее настроение вступление, партнер PWC плавно перешел к анализу текущего состоянии мировой экономики и рекомендовал особенно не зацикливаться на мрачных перспективах Европы и вообще развитых стран, а сосредоточиться на менее впечатляющем, но, что главное, устойчивом росте экономик развивающихся стран, в первую очередь Китая, Индии и других стран Азии. Благодаря им общемировой спрос на продукцию горнодобывающей промышленности будет расти, уверены в PWC. Отсюда их, я бы сказал, сдержанный оптимизм в отношении перспектив отрасли ‒ как ближайших, так и отдаленных ‒ до 2050 г. В общем, «заманчивые перспективы», ‒ заметил А. Смирнов.

Вместе с тем, как указывается в последнем докладе его фирмы «Горнодобывающая промышленность. Разрыв увеличивается», на котором, собственно, и основывал свое выступление А. Смирнов: «Рынок, похоже, не собирается принять на веру обещания относительно перспектив роста отрасли в долгосрочной перспективе, и цены на акции компаний упали еще ниже». И далее: «…Горнякам необходимо вернуть себе доверие инвесторов, а это сложная задача». Именно отсутствие доверия инвесторов и, как следствие, недостаточный приток капитала в отрасль, требующую относительно высоких затрат «длинных денег», является, по мнению PWC, главным тормозом устойчивого развития отрасли.

Чтобы преодолеть это препятствие, консультанты в первую очередь рекомендуют руководителям предприятий сконцентрировать усилия не только на наращивании объемов производства и сокращении издержек, но и на работе с инвесторами и общественностью в широком смысле слова, потому что во многих богатых ресурсами странах преобладают настроения ресурсного национализма и необходимости увеличения налогообложения горнодобывающих компаний. Сохранение за ресурсным национализмом первого места на шкале бизнес-рисков PWC неизбежно приведет к дальнейшему росту издержек, снижению капитализации и инвестиционной привлекательности отрасли. В этом случае разрыв между прибыльностью и рыночной капитализацией продолжит расти, и рост отрасли окажется под угрозой.

Вложения в геологоразведку и господдержка определяют перспективы отрасли

Основным тенденциям геологоразведки в мире и России посвятил свой доклад вице-президент Metals Economics Group (MEG) Дэвид Кокс. Его выводы для России неутешительны. Если общемировой является тенденция увеличения вложений в геологоразведку (ГРР) металлических руд, за исключением железной, то в России происходит обратный процесс. У нас вложения в геологоразведку в 2011 г. сократились до 3% от общемировых, по сравнению с 3,5% в 2010 г.

В результате в группе развивающихся экономик Россия уступила КНР лидерство по этому показателю.

В то же время доля аналогичных вложений в мировых ГРР в 2011 г. в Канаде составила 18%, в Австралии – 12%, в США – 8%.

Главной причиной плачевного состояния ГРР в России, по мнению Д. Кокса, является практическое отсутствие юниорских компаний, доля которых в мировых вложениях в геологоразведку составляет 45%, в то время как доля мажоров – 40%, а в России – только 10%. Положение усугубляется отсутствием в стране специальной биржи или отделения юниорских компаний на главной бирже страны. Вот уже несколько лет ведущиеся разговоры о необходимости создания такой биржи пока не дали результата. И это при том, что, по данным MEG, $1 вложений в ГРР приносит стране $6‒12 в виде заработной платы и $2‒3 в виде роялти.

Подробную информацию о том, какие меры предпринимаются для создания в Москве специализированного отделения юниорских компаний на РТС-ММВБ, сообщил президент Союза золотопромышленников Сергей Кашуба. В качестве еще одного аргумента в пользу такой меры он привел тот факт, что 3 российских компании в 2011 г. вынуждены были отложить первоначальное размещение своих акций на Лондонской бирже. По словам президента Союза золотопромышленников, ряд министерств и ведомств, в первую очередь Минприроды и Роснедра, поддержали эту инициативу, и сейчас ведется необходимая подготовительная работа. Наиболее актуальные проблемы: разработка законодательных норм по обеспечению допуска эмитентов к торгам специализированного отделения и разработка соответствующего стандарта отчетности. При этом С. Кашуба высказал мнение, что утвержденный в прошлом году стандарт НАЭН не подходит для надежного информирования инвесторов о запасах и ресурсах твердых полезных ископаемых. Президент Союза золотопромышленников высказался за то, чтобы в основу российского стандарта были положены либо канадский NI 43-101, либо стандарт Jorc. Аналогичную позицию выразил в своем ярком выступлении генеральный директор компании «Полиметалл» Виталий Несис.

На этом фоне довольно странное впечатление оставило выступление гендиректора ФГУП «Государственная комиссия по запасам» (ГКЗ) Юрия Подтуркина. В каждой фразе чиновника сквозило удовлетворение тем, что в результате целых 5 лет работы специалистам ГКЗ удалось, наконец, сочинить Российский кодекс публичной отчетности (Кодекс НАЭН), согласовать его с CRIRSCO. В результате, сообщил Ю. Подтуркин, НАЭН получила международное признание, в частности со стороны ЕЭС, и «созданы предпосылки для увеличения капитализации российских недр».

Кандалы золотодобытчиков

С этим тезисом категорически не согласился вышеупомянутый Виталий Несис, давший своему яркому выступлению не менее яркое название «Госрегулирование как основной тормоз развития золотопромышленности в России». Начал он свое выступление с замечания, что выступает на форуме горнопромышленников скорее как гражданин РФ, чем предприниматель, и его выступление в целом выражает его гражданскую позицию. С одной стороны, в России имеется вроде бы самая главная предпосылка для лидерства в добыче золота – размер запасов. Однако в 2011 г. по сравнению с 2007 г. добыча драгоценного металла в России выросла всего на 25%, тогда как в КНР – на 32%, а в Мексике на 101%. Основная причина – недостаточный объем ГРР. Сегодня, заявил В. Несис, «результаты работы советских геологов практически исчерпаны», а объемы текущего бурения явно недостаточны. «Печальная картина», ‒ подытожил гендиректор Полиметалла и назвал причины:

• Архаичная идеология и бессмысленный госконтроль (со стороны ГКЗ). И тут В. Несис прямо высказался за ликвидацию этого госоргана.

• Неэффективное и неоперативное лицензирование.

• Законодательные ограничения оборота прав собственности на месторождения.

• Непрозрачный механизм конвертации разведочных лицензий в добычные.

Далее В. Несис огласил целую программу мер по нормализации условий для добычи ТПИ.

Во-первых, по его мнению, надо разделить законодательство по ТПИ и углеводородам. Во-вторых, отменить государственные согласования проектов ГРР, и, в третьих, провести коренную модернизацию методов государственного управления отраслью. «Методы управления отраслью, ‒ заявил гендиректор Полиметалла, ‒ возмущают меня как гражданина. ГКЗ сегодня требует технологический инструментарий, устаревший 50 лет назад. Это стыдно!». Если сохранить все как есть, то, по расчетам В. Несиса, к 2020 г. добыча золота упадет до 150 т в год. Если же провести радикальную реформу законодательства, то к 2020 г. можно довести добычу до 350 т в год и выйти на первое место в мире. В целом такая реформа приведет к взрывному росту занятости, налоговых платежей в государственный бюджет и реальному освоению Сибири и Дальнего Востока.

Господдержка экспорта сегодня ‒ императив

Влияние вступления России во Всемирную торговую организацию проанализировал в своем выступлении эксперт ЮНКТАД Алексей Можаров. По его оценке, вступление в ВТО негативно скажется на обрабатывающей промышленности и в отсутствие специальных мер по развитию ее будет способствовать дальнейшему усилению сырьевой ориентации экономики страны. Для горнодобывающей промышленности вступление в ВТО может сыграть положительную роль в смысле улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций. По данным А. Можарова, иностранные инвестиции в России в 2011 г. увеличились на 22% ‒ до $53 млрд. Эксперт ЮНКТАД особо остановился на проблеме распространенного в нашей стране неверного представления, что ВТО исключает формы государственной поддержки экспорта сырьевых товаров и горнодобывающей промышленности вообще. Наоборот, в других странах применяются многочисленные формы «горизонтальной поддержки», подчеркнул он, и «господдержка экспорта сейчас является императивом».

В целом успешное развитие отрасли в рамках ВТО можно обеспечить только посредством формирования последовательной и четкой государственной политики ее поддержки, подготовки и реализации стратегий модернизации отрасли, превентивного реформирования, подчеркнул эксперт ЮНКТАД.

Реформу надо двигать совместными усилиями объединений предпринимателей и государства

Виталий Несис, пожалуй, наиболее четко и бескомпромиссно выразил всеобщую потребность в развитии горного производства путем срочного реформирования законодательства. Если объединить впечатления от вышеупомянутого мной заседания Высшего горного совета и VIII МАЙНЕКСА, то за модернизацию законодательства высказались заместители министров Д. Храмов, А. Евтухов, Ю. Сентюрин и губернатор Пермского края В. Басаргин. Единодушно поддерживают меры по модернизации законодательства как российские, так и иностранные предприниматели минерально-сырьевого комплекса и обслуживающих его отраслей, и эксперты горного дела. Из бесед с участниками обоих форумов возникает твердое убеждение, что сегодня между представителями государства и предпринимательского сообщества уже нет таких принципиальных разногласий, взаимное недоверие ушло в прошлое, и дело теперь за последовательными организаторскими усилиями по воплощению выстраданных идей в жизнь.

Вячеслав Вуколов