На главную

 

Как модернизировать НГК – основу для инноваций

Shafr.JPG

«Будущее российского рынка нефтегазового оборудования и услуг: инновационный путь развития или дорога в никуда?» – этой теме был посвящен Круглый стол экспертов, проведенный 20 сентября в Москве. Союз нефтегазопромышленников России (СНГП), Торгово-промышленная палата РФ совместно с журналом «Нефтегазовая вертикаль» поддержали инициативу международной компании Shell и собрали в гостинице «Ритц Карлтон» представителей органов федеральной и региональной власти, нефтяных, нефтесервисных и машиностроительных компаний и отраслевых объединений.

Открывая дискуссию, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник заявил, что отечественный нефтегазовый комплекс (НГК) является главной базой для инновационного развития России и модернизационного перевооружения её промышленности. НГК – от разведки, добычи, транспортировки, переработки углеводородов и до сбыта готовой продукции – является крупнейшим заказчиком и потребителем широчайшего спектра услуг, оборудования, технологий. Это и средства связи, и строительство производственных объектов, и геофизика, и бурение, и ремонт и т.д. В качестве цели мероприятия Юрий Шафраник объявил предметное обсуждение накопившихся в нефтегазовом сервисе проблем и определение механизмов оживления, перевооружения и инновационного развития отраслей российской экономики, смежных с НГК.

При в целом положительных результатах за последние 10 лет (рост в 2 раза добычи и экспорта нефти) в отрасли накопился целый комплекс проблем. Причем таких, которые должны решаться на уровне правительства и законодательной власти, отраслей нефтегазовой промышленности, машиностроения и отдельных компаний. В качестве наиболее острых председатель Совета СНГП назвал состояние и результаты геологоразведки, запаздывание ввода в эксплуатацию месторождений для трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и настоятельную необходимость перевооружения нефтесервисных компаний.

Выступивший затем Гарри Брекельманс (Harry Brekelmans), исполнительный вице-президент Shell по России и Каспийскому региону, подчеркнул, что топливно-энергетический комплекс есть и долго будет становым хребтом российской экономики и основным источником доходов государственного бюджета. От имени Shell Г. Брекельманс выразил категорическую готовность компании увеличить капиталовложения в России с целью создания 10–15 тысяч новых рабочих мест в нефтесервисном секторе. По мнению руководителя нидерландско-британской компании, в России сохранился огромный потенциал развития нефтесервисного сектора, однако пока между потенциалом и реальностью огромная пропасть. Преодолеть ее можно только совместными усилиями правительства и отрасли, действуя единой командой. В качестве примеров успешной работы Shell c российскими нефтесервисными компаниями Г. Бринкельманс привел опыт взаимодействия с Сибирской Сервисной компанией и Буринтех.

С точки зрения вице-президента Shell по организации подрядных работ и материально-техническому обеспечению Пола Массая (Paul Massai), сумма в 500 млн долларов год, которую компания сейчас тратит на подряды российских компаний, может быть уже в ближайшее время удвоена. Если сегодня в списке поставщиков Shell 10–15 российских компаний, то в 2012 г. концерн рассчитывает расширить этот список до 50 российских поставщиков. Причем политикой Shell является использование оборудования и услуг российских поставщиков и в других странах (сейчас компания добывает нефть и газ в 90 странах мира), а также содействие экспорту оборудования и услуг её российских поставщиков. С этой целью компания в 2007 г. открыла специальный офис в России.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов, отметив безрезультатную работу парламентариев с проектом Закона о промышленной политике, призвал представителей бизнеса стать «локомотивом» разработки и продвижения в законодательство мер по введению современных отраслевых стандартов и стимулированию инноваций в нефтесервисе и производстве материалов и оборудования для отрасли. «Бизнес должен быть более энергичен», – подчеркнул депутат Госдумы. В то же время печальный опыт разработки законопроекта о промышленной политике привел В. Драганова к мысли, что в парламенте нового созыва главные усилия надо сосредоточить на «развитии институционального законодательства». По его мнению, только создание системы институтов формирования и реализации интересов бизнеса может обеспечить модернизацию отечественной промышленности.

Тема совершенствования федерального законодательства в той или иной мере затрагивалась практически всеми участниками Круглого стола: от представителей Shell, деликатно подчеркнувших необходимость соблюдения всеми единых «правил игры», до прямой жалобы бывшего председателя Госстандарта СССР Геннадия Воронина на отсутствие государственной политики стандартизации. Юрий Шафраник рекомендовал вернуть в законодательство правило «двух ключей». Но вернуть на принципиально новой основе, учтя прежний опыт, чтобы реально стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в НГК. Важность роли регионов в освоении малых месторождений подчеркнул в своем выступлении вице-губернатор Тюменской области Владимир Мазур.

В ходе обсуждения был очерчен круг основных проблем и принято решение разработать и направить в правительство специальное письмо с конкретными предложениями по развитию нефтесервиса и машиностроения для НГК.

Подводя итоги дискуссии, председатель Совета СНГП Юрий Шафраник выделил следующие направления совместных усилий бизнеса и государственной власти:

1. Стремиться в 2 раза повысить эффективность деятельности основных компаний по добыче нефти и газа и консолидировать усилия добывающих, нефтесервисных и машиностроительных компаний в модернизации оборудования.

2. Выделять, специализировать и укреплять сервисные направления нефтегазового комплекса. Наиболее характерный пример такой деятельности показывают Буровая компания «Евразия» (БКЕ) и Сибирская сервисная компания (ССК).

3. Ввести в практику рассмотрение Министерством энергетики программ развития основных компаний НГК сроком от 3-х до 5-и лет, обеспечивая при этом открытую и полную ясность всех позиций для потенциальных подрядчиков.

4. Поддерживать тесные взаимоотношения в связке Заказчик – Подрядчик с перспективой перехода от разового Контракта к Программе на 3–5 лет и взаимными обязательствами по достижению необходимых договорных параметров. В качестве примера можно привести опыт сотрудничества Роснефти и ССК, когда принятие трехлетнего соглашения позволило сервисной компании приобрести и задействовать на объектах Роснефть-Юганскнефтегаз совершенно новую высокотехнологичную отечественную буровую установку «БК 250 МКС-Ч».

5. Жестко закрепить и четко реализовывать принцип: Российским предприятиям не менее 70% сервисного обслуживания, а по шельфу – не менее 50%.

6. Создать условия для открытой конкуренции, состязательности. Ярким примером этого пути является деятельность Роснефти в Нефтеюгаском регионе. С одной стороны, она поддержала отечественных буровиков, а с другой – планомерно и грамотно создавала условия прозрачной и открытой конкуренции путем сосредоточения на своих объектах четырех наиболее прогрессивных сервисных компаний, таких, как Шлюмберже, БКЕ, ССК, РН-Бурение.

7. Содействовать инвестиционной привлекательности сервисных и машиностроительных предприятий, что позволит кратно сократить сроки модернизации производственных мощностей и обеспечит динамичное и конкурентное развитие сервисной и машиностроительной отраслей. А это в свою очередь позволит добиться стабильного и устойчивого развития регионов: приведет к созданию новых рабочих мест, пополнению местных бюджетов и т.д. Необходимо внести в законодательство меры финансовой и налоговой поддержки сервисных и машиностроительных предприятий.

8. Обеспечить активную, в том числе и экономическую, поддержку выхода российского сервисного сектора на зарубежные рынки.

На снимке (слева направо): Г. Брекельманс, П. Массай, Ю. Шафраник