На главную

 

Что волнует академиков горного дела

muzey-vernadskogo-1.jpg

В Государственном геологическом музее им. Вернадского состоялось годовое собрание Академии горных наук. С отчетным докладом выступил президент АГН, академик РАН Юрий Малышев. Больше всего его и других академиков-горняков волнуют, как оказалось, пробелы в законодательной базе и состояние профессионального образования.

В горнодобывающей сфере накопился целый ряд серьезных проблем, включая неудовлетворительный инвестиционный климат. А в угольной промышленности на первый план вышла проблема железнодорожной транспортировки, препятствующая росту экспорта ископаемого топлива. Отрасль в целом остро нуждается в серьезной модернизации для увеличения добычи в более сложных горно-геологических условиях и повышения уровня переработки.

Говоря о состоянии законодательной базы природопользования член Совета Федерации Сергей Шатиров заявил, что она мешает внедрению новой техники и технологий. Руководитель сибирского отделения АГН Александр Копытов отметил, что действующий Закон «О недрах» не стимулирует развитие отрасли и воспроизводство минерально-сырьевой базы. По его мнению, Президиуму АГН следует сосредоточить усилия на совершенствовании законодательства, поставив задачу добиться принятия Горного кодекса. Руководитель северо-западного отделения АГН Дмитрий Яковлев напомнил, что нормативно-методическая база, например, угольной промышленности отстала от технологий на 10 и более лет, а темпы разработки новых инструкций крайне низки и потому, что Министерство энергетики недостаточно финансирует эту работу.

Ученый секретарь АГН Иван Петров, говоря о подготовке кадров и системе высшего горного образования, привел такие цифры: всего в Российской Федерации на бюджетные места по горным специальностям ежегодно принимается коло 3000 студентов (из них 40% девушки), в процессе учебы отсеивается 15% обучающихся, а затем еще немалая часть выпускников отказывается работать на горных предприятиях. В конечном итоге на всю Российскую Федерацию остается около 600 молодых специалистов, т.е. 20% от «стартового капитала». (На заседании Горного клуба МАЙНЕКС в 2011 г., специально посвященном этой теме, приводились другие цифры: в целом по стране по специальности идут работать около 10% выпускников вузов, а из московских вузов всего 5% ‒ прим. Ред.)

Кстати, выделяемых государством средств явно недостаточно для полноценной подготовки горного инженера. По данным И. Петрова, на одного студента в год из федерального бюджета в 2011 г. было выделено 60 000 рублей. Если исходить из того, что в среднем на одного преподавателя приходится 10 студентов (а средняя зарплата преподавателя составляет 45 000 рублей в месяц), то получается, что почти все выделяемые государством деньги уходят на зарплату преподавателей (540 000 рублей). В Московском государственном горном университете (МГГУ) подсчитали, что для полноценной подготовки специалиста нужно выделять дополнительно еще 240 000 рублей на одного студента. Частично эти расходы, по мнению И. Петрова и других членов АГН, целесообразно взять на себя непосредственно горным предприятиям.

С особой тревогой многие члены АГН говорили о судьбе родного ‒ теперь уже бывшего ‒ МГГУ, решением Минобрнауки включенного в состав Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов» (НИТУ МИСиС). Вице-президент АГН Исаак Гейхман обвинил последнее руководство университета в том, что оно провалило процесс объединения и не сумело добиться более приемлемой формы сохранения МГГУ как базового высшего учебного заведения для горняков. Были высказаны также опасения, что новые формат и название вуза приведут к утрате его высокого авторитета за рубежом.

На теме горного образования подробно остановился в своем выступлении и председатель Высшего горного совета Юрий Шафраник. Он не понаслышке знает ситуацию в этой сфере, поскольку регулярно читает лекции в родном Тюменском государственном нефтегазовом университете и часто бывает в Институте нефти и газа им. Губкина. Прямое общение со студентами, заявил Ю. Шафраник, приводит в уныние по двум причинам: низкий уровень подготовки и низкая мотивированность на учебу. Главная вина в этом, по его мнению, лежит на профессорско-преподавательском составе.

Председатель Высшего горного совета отметил, что сегодня российская горнодобывающая промышленность особенно остро нуждается в крупных инвестициях для глубокого технологического и технического перевооружения, которые немыслимы без хорошо подготовленных специалистов. Вместе с тем средства федерального бюджета ограничены, а система высшего образования в стране раздута, поэтому конкуренция за эти средства обострилась. По этой причине и ректорат МГГУ проиграл в конкурентной борьбе с другими вузами.