На главную

 

Что делать с ценами?

Tseny.jpg

Российские тарифы и цены людей посторонних, к нашим реалиям непривычных, испугать могут. Мы добываем нефти больше всех, а бензин дороже, чем в Америке, которая «черное золото» танкерами везет через полшара земного. Всем газ продаем, наше электричество по себестоимости едва ли не самое дешевое в мире, а некоторые наши предприятия на... дрова переходят, потому что денег не хватает платить вечно голодным монополистам. В той же Америке компании роем летят подключать потребителя к сети (бесплатно ‒ потому что клиент появился, газ покупать будет!), а у нас на пустом месте семь шкур норовят содрать. В итоге и все остальные цены летят под небеса (ради справедливости заметим, что не только поэтому, но основная сомнительная заслуга ‒ у монополий), а сами мы плетемся в конце всего более-менее цивилизованного мира по возможности купить товары и оплатить услуги на нашу среднюю заплату.

Как так и почему и что надо менять ‒ не первый раз пытаются разобраться в ТПП РФ. Состоялась уже третья по счету Всероссийская конференция по проблемам государственной ценовой и тарифной политики. Все более ясные и конкретные очертания приобретает идеология преодоления и изменения ненормальной тарифно-ценовой ситуации. И все понятнее становится, что каждый шаг ‒ это неимоверно трудная работа, потому что противодействуют ей монополии, имеющие в нашей стране огромные возможности.

То, что монополии могут завести страну в тупик, стала понимать уже и власть. По крайней мере, первый заместитель главы Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин подчеркнул на конференции, что предпринимательское сообщество, эксперты и законодатели должны выработать и продвигать совместную позицию относительно решения тарифных проблем и вопросов государственной ценовой политики.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева отметила, что в России инфляция не является инфляцией спроса или денежной эмиссии; у нас это инфляция издержек, связанная с необоснованно растущими ценами на сырье и услуги. С 2000 года цены выросли в стране в четыре раза, а вот тарифы ЖКХ ‒ в 16 раз; где здесь логика? ‒ задала риторический вопрос собравшимся Оксана Дмитриева. Она заявила, что одним из способов борьбы с необоснованным ростом тарифов может быть их торможение на несколько лет; они не должны подниматься выше, чем показатель инфляции, то есть порядка 6,5 процентов в год. Это даст передышку экономике и населению; одновременно надо все досконально проверить, оценить, выбрать правильную методику регулирования тарифов, считает депутат.

И.о. декана экономического факультета МГУ Александр Аузан отметил, что существует не только рынок и бизнес (в т.ч. монополистический); есть еще государство, которое должно, наконец, выступить регулятором экономических процессов. Многие все еще полагают, что все регулирует только рынок. Но такого нет нигде в развитом мире: рынок регулирует в рамках и границах, устанавливаемым государством. Иное ‒ это базар.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин представил позицию Палаты. Вопросы участия в формировании государственной политики в области цен и тарифов ‒ это одно из приоритетных направлений, сказал, в частности, Сергей Катырин. Совместно с Национальным институтом развития Отделения общественных наук РАН был подготовлен проект «Концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в Российской Федерации».

Нужно исходить из того, что существуют две стороны проблемы. Свободное рыночное ценообразование ‒ неотъемлемый механизм функционирования рыночной экономики. Но сложившаяся практика ценообразования, в том числе государственного регулирования цен и тарифов, несет в себе серьезные социальные и экономические риски: необоснованный рост тарифов существенно увеличивает затратную составляющую производства российских компаний, отрицательно сказывается на их конкурентоспособности. Рост тарифов в инфраструктурных отраслях трансформируется в повышение цен в других сферах, включая потребительский рынок, и неизбежно стимулирует инфляцию. Рост тарифов в сфере ЖКХ значительно повышает социальную напряженность.

Анализ ситуации, сложившейся в экономике России, показывает, что в хозяйственной системе страны выстроены отношения, которые практически исключают реальную конкуренцию. Сложился механизм извлечения прибыли, прежде всего, за счет постоянного и существенного повышения цен.

Государственная ценовая политика должна иметь два важнейших императива: формирование институтов компенсации недостатков рыночных механизмов и сбалансированное развитие рынка. Общие принципы ценовой политики должны развиваться с учетом существующей практики реализации кредитно-денежной, фискальной и социальной политики.

Палата убеждена, подчеркнул Сергей Катырин, что для обеспечения системности государственного подхода к формированию цен необходимо комплексное нормативное закрепление основ ценового и тарифного регулирования ‒ в первую очередь посредством разработки и введения в действие Федерального закона «О ценах и ценообразовании в Российской Федерации».

Его принятие позволит привести в систему нормы, устанавливающие порядок формирования цен и тарифов, определить права и обязанности участников рынка в области цен и ценообразования, обеспечить приоритет производителю товара.

Следует, в соответствии с мировой практикой, законодательно подтвердить, что ценообразование в монопольном секторе регулируется жесткими государственными механизмами на базе математических моделей с периодически пересматриваемыми показателями. Такие механизмы успешно используются странами с развитой рыночной экономикой. В немонопольном секторе цены на товары и услуги формируются под воздействием комплекса гибких рыночных механизмов.

Вопросы ценообразования теснейшим образом связаны с проведением государственной антимонопольной политики. Палата считает, что необходимо вести речь о повышении ее эффективности (в частности, надо повысить размер санкций за ценовой сговор до принятого в мировой практике уровня ‒ 10 процентов от общего оборота компании).

Мы отдаем себе отчет, сказал в заключение Сергей Катырин, что формирование государственной политики в области ценообразования ‒ процесс сложный. Но продуманная и эффективная ценовая и тарифная политика, которую должны выработать совместными усилиями государство и бизнес-сообщество при самом активном участии ученых и экспертов, оздоровит экономическую и социальную жизнь страны.

В развернувшейся дискуссии выступил генеральный директор АНО «Национальный институт развития» Отделения общественных наук РАН Михаил Гельвановский, директор Института экономики Уральского отделения РАН Александр Татаркин, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, заместитель главы Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин и другие.

Были представлены результаты научных исследований влияния нынешней ценовой (практически отсутствующей) и тарифной политики на экономику (непреходящая зависимость от экспорта энергоресурсов, разрушение обрабатывающих отраслей, замедление экономического роста, резкое падение конкурентоспособности). Имея огромные сырьевые запасы энергоресурсов, мы догнали, а то и перегнали, развитые страны по уровню цен на энергоресурсы для предприятий и населения. При наших климатических условиях, протяженности страны, низких доходах и несравнимо более высоких, чем в развитых странах, ценах на продукты питания, лекарства и т.д. все это негативно сказывается и на экономике, и на социальном самочувствии общества.

Приводился такой факт: теперешний объем ВВП прилично превысил показатель 1991 года, но анализ показывает, что в натуральном выражении (производство продукции) рост составил 10 процентов. Все остальное ‒ это повышение цен. В условиях ВТО в итоге наша экономика, скорее всего, будет проигрывать конкуренцию по большинству направлений.

Понятно, такие перспективы не радуют. Но только практически получится ли кардинально укоротить аппетиты монополий? Добровольно от кормушки в нашей стране никто еще не отрывался...