На главную

 

Бензиновые цены преследуют Обаму

Obama_.jpg

Крупнейшие объединения нефтегазопромышленников США резко раскритиковали попытки президента Обамы приписать своей администрации заслуги в обеспечении роста добычи нефти и газа в стране.

По мере приближения президентских выборов (6 ноября этого года) перед Бараком Обамой все острее встает вопрос, как убедить избирателей в его преимуществе перед кандидатом Республиканской партии. В центре избирательной кампании по-прежнему остается проблема: как сократить дефицит федерального бюджета и при этом сократить налоговое бремя, чтобы оживить экономику. Не только специалисты, но и широкая публика с особым вниманием следит за малейшими признаками оживления: увеличением рабочих мест, ростом нового строительства, сокращением просрочки ипотечных кредитов и т.д. и т.п. Пока таких признаков крайне мало.

На этом фоне впечатляющими выглядят данные об итогах работы нефтегазовой отрасли США. Как указывается в совместном докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) и одной из самых авторитетных в сфере энергетики исследовательских и консалтинговых фирм IHS CERA «Энергетика для экономического роста», объем добычи нефтегазовой отрасли США в 2011 г. увеличился на 4,5%, при росте валового внутреннего продукта (ВВП) всего на 1,7%. Отрасль создала 37 000 рабочих мест (9% от общего числа вновь созданных рабочих мест) плюс способствовала созданию еще 111 000 рабочих мест в других отраслях. Такого результата удалось добиться благодаря значительному увеличению капиталовложений в разведку и освоение новых месторождений нефти и газа из сланцев. В этой подотрасли одно рабочее место на месторождении влечет за собой создание четырех рабочих мест в остальной экономике, при этом каждый работающий генерирует от $218 000 до $317 000 добавленной стоимости или в 2−3 раза больше, чем в среднем по другим отраслям.

Особое внимание авторы доклада уделяют долгосрочному эффекту от продолжающегося снижения цен на природный газ − и соответственно на электроэнергию. Указав, что в 2011 г. оптовая цена природного газа в США была на 48% ниже, чем в среднем за период с 2000 г. по 2008 г., авторы доклада прогнозируют, что одно это обеспечит увеличение ВВП США в 2013 г. на 1,1%, послужит дополнительному созданию 1 миллиона рабочих мест в 2014 г. и увеличению промышленного производства на 3% в 2017 г. Сама добыча природного газа, по прогнозу IHS CERA, до 2015 г. будет расти со средним темпом + 6,9% в год.

Вполне естественно, что стремящийся переизбраться Обама не мог избежать искушения приписать успехи нефтяников и газовиков своему политическому курсу и поднял эту тему на нескольких встречах с избирателями в конце февраля и начале марта, а также при обнародовании своего «Плана энергетической безопасности в будущем». Объективности ради следует сказать, что кое-какие основания для этого у него были. В 2011 г. он снял запрет на глубоководное бурение в Мексиканском заливе, введенный после катастрофы на буровой платформе ВР Deepwater Horizon в апреле 2010 г. Это привело к быстрому восстановлению добычи нефти в заливе.

Говоря об успехах своей энергетической стратегии, Обама, однако, вновь подчеркнул свою приверженность идее полной ликвидации налоговых льгот (он назвал их «субсидиями») для нефтяников и газовиков с целью сокращения расходной части федерального бюджета. Отметим, что еще в предыдущем финансовом году президент США предложил ликвидировать 12 субсидий на добычу ископаемых видов топлива, включая субсидии на добычу нефти и газа на $36,5 млрд и на добычу угля на общую сумму в $2,3 млрд в течение ближайших 10 лет.

Республиканское большинство в Конгрессе отклонило этот план. Понимая, что тема социальной справедливости является одной из центральных в нынешней избирательной кампании, Обама в середине марта вновь выдвинул практически аналогичное предложение сократить налоговые льготы для нефтегазовой отрасли на $4 млрд в год в ближайшие 10 лет. Со стороны эта инициатива выглядит крайне несвоевременной, если учесть, что под влиянием обострения ситуации вокруг Ирана в марте цены на бензин на американских АЗС вновь начали расти и впервые с 2008 г. превысили докризисный уровень. Это вызвало массовое недовольство рядовых избирателей. По последним опросам, 65% американцев встревожены ростом цен на бензин и считают причиной его неправильную политику администрации Обамы. «Бензиновые цены преследуют Обаму» − под таким заголовком сообщает о последнем избирательном турне Обамы корреспондент телекомпании NBC.

И без того всегда активные объединения нефтяников, газовиков и нефтепереработчиков США немедленно воспользовались ситуацией, чтобы вновь выдвинуть претензии к действующей администрации. Указав, что единственной эффективной мерой снижения цен на топливо является стимулирование увеличения добычи нефти и газа, они обнародовали целый список первоочередных мер.

В вариантах президента Американского института нефти (объединяет 500 нефтегазовых компаний) Джека Джерарда (Jack N. Gerard) и президента Ассоциации производителей топлива и продуктов нефтехимии Чарлза Древны (Charles T. Drevna) он включает:

− отмену приостановки разрешения на строительство нефтепровода Keystone XL по доставке канадской нефти в США;

− резкое расширение площади федеральных территорий, на которых разрешена разведка месторождений нефти и газа;

− создание единого федерального органа по выдаче лицензий на разведку и добычу и упрощение порядка выдачи таких лицензий (сейчас в процессе согласования документов участвуют 10 федеральных ведомств);

− сохранение действующих налоговых льгот для малых и средних компаний, доминирующих в разведке и освоении новых месторождений.

Учитывая остроту текущей избирательной кампании и болезненную реакцию избирателей на рост цен на АЗС, Обама 22 марта на встрече с избирателями объявил о выдаче в ближайшее время разрешения на строительство американской части вышеупомянутого нефтепровода Keystone XL, идущей от г. Кушинг в штате Оклахома к нефтеперерабатывающим заводам на побережье Мексиканского залива.

На это немедленно отреагировал Ч. Древна: «Строительство части нефтепровода Keystone XL pipeline до НПЗ на побережье Мексиканского залива нужно для ускорения доставки той нефти, которая уже находится на территории США и будет способствовать смягчению нехватки перерабатывающих мощностей в этом районе, однако никак не улучшит доступ американских потребителей к надежным поставкам почти 1 млн баррелей в день из штатов Северная Дакота, Монтана и от нашего доброго друга и соседа Канады». Его коллега из объединения нефтегазовых компаний пошел дальше и потребовал скорейшей выдачи разрешения на строительство всего нефтепровода из Канады до американских НПЗ на побережье Мексиканского залива. Это сразу бы привело к снижению цен на бензин в США...

Нам бы их заботы. К сожалению, успехи российской нефтегазовой промышленности в истекшем году значительно скромнее. В первую очередь из-за несравнимости объема капитальных вложений. Однако ответственность за это нельзя возлагать исключительно на компании. Дело в том, что и государственная политика по отношению к отрасли у нас практически противоположна американской.

«В России действует унифицированная и весьма прозрачная система налогообложения, но имеющая ярко выраженный фискальный характер и не дающая почти никаких стимулов для инновационной деятельности и осуществления инвестиций, особенно в крупные капиталоемкие проекты», – отмечал еще в 2008 г. председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник.

По подсчетам Дениса Борисова из Номос-банка, в 1999 г. государство изымало около 20% выручки нефтяников, а в 2011 г. − порядка 50%. По оценке руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, нагрузка на генерируемую нефтяниками добавленную стоимость − самая высокая по экономике: государство изымает 70−75% добавленной стоимости, а в газовой отрасли − 35%, в ненефтегазовом секторе − около 28%. Эксперты уже многие годы предупреждают о той опасности, что максимум с 2015 г. добыча нефти начнет сокращаться, и призывают правительство ускорить переход от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к обложению прибыли. Правительство же пока продолжает отделываться обещаниями.

Кстати, цены на бензин в России давно превысили докризисный уровень.