На главную

 

«Уголь СНГ-2012»: конкуренция обостряется

Ugol.jpg

Прошедшая в Москве ежегодная угольная конференция Содружества Независимых Государств вызвала двойственное впечатление. С одной стороны, компании порадовали интересными проектами освоения месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и нацеленностью на новые рынки сбыта, а с другой ‒ наша инфраструктура (особенно железные дороги) по-прежнему остается главным тормозом на пути развития этих регионов и выхода угольной промышленности на зарубежные рынки сбыта.

В последнее время происходят радикальные изменения на мировом рынке энергоносителей. Наиболее важными из них являются спад энергопотребления в Европе (основной потребитель российских энергоресурсов), развивающийся процесс глобализации рынка природного газа (главным образом за счет сжиженного) и перспектива обострения конкуренции на рынке Азии. Постоянно растущая зависимость России от экспорта сырья обуславливает необходимость своевременной реакции не только угольной промышленности, но и государства на эти стремительно развивающиеся тенденции. Иначе неизбежны как сокращение доходов федерального бюджета, так и серьезный кризис экономики в целом.

При этом надо отметить, что угольная отрасль до сих пор является единственной, где государство провело успешную реформу по переводу ее на рыночные рельсы. Проведенная в 1993‒1996 гг. под руководством тогдашнего министра топлива и энергетики Юрия Шафраника и руководителя Государственного предприятия «Компания «Росуголь» Юрия Малышева реструктуризация угольной промышленности привела к тому, что государство полностью ушло из убыточной до того времени отрасли, а она не только стала рентабельной, но и увеличила производство и экспорт. И хотя сейчас в сравнении с добычей нефти и газа вклад отрасли вроде бы невелик (в ВВП около 2%, экспортные доходы около 2,5% и налоговые поступления в федеральный бюджет составляют $3 млрд или около 3% ‒ по данным Алексея Журова из консалтинговой компании IMC Montan), однако этот вклад остается крайне важным, особенно с учетом, что от угольной промышленности напрямую зависят такие жизненно важные отрасли, как электроэнергетика (20% генерации) и черная металлургия.

«Отрасль оправилась от кризиса и увеличила экспорт», ‒ такой вывод сделал руководитель отдела стратегических исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. По его оценке, прошедший год был одним из самых успешных для отрасли. В 2011 году достигнуты рекорды по добыче угля (334,7 млн т), отгрузке (308,7 млн т), экспорту (104,7 млн т), а также импорту: свыше 32 млн т было доставлено на российский рынок (в основном из соседнего Казахстана).

2011 год был весьма благоприятен для угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Эффект от наводнения в Австралии и связанный с этим дефицит угля и рост цен на мировом рынке в сегменте коксующихся углей можно было наблюдать на протяжении всего года. В секторе энергетических углей ситуация была несколько иной: цены оставались стабильными на протяжении всего года, закрепившись на отметках, достигнутых в ходе роста последних месяцев 2010 г.

Надо отметить продолжение позитивной динамики в добыче и экспорте угля и в этом году. В период с января по апрель добыто 113,5 млн т угля, что на 4,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Уровень экспорта за этот период вырос по отношению к январю-апрелю 2011 года на 20,9% и составил 39,2 млн т. Продолжали расти и цены: индекс цен производителей угля в марте 2012 года составил 106,4% по отношению к декабрю 2011 года. В то же время аналогичный показатель в отношении коксующихся марок углей показал небольшое снижение и составил 98,8%.

Характеризуя общее состояние отрасли А. Григорьев сказал, что несмотря на все успехи последних 10‒12 лет угольная промышленность России находится в достаточно уязвимом положении: внутренняя база потребления характеризуется небольшими размерами, особенно на фоне других развитых стран, а конкуренция на внешнем рынке становится все более острой.

Чтобы спрос на уголь был завтра, строить угольные станции необходимо уже сегодня. Однако, как отметил А. Григорьев, такие примеры крайне редки: энергоблок на Березовской ГРЭС в Красноярском крае на 800 МВт, планируемый к постройке в 2014 году, ‒ один из немногих желаемых проектов. По мнению эксперта, причина заключается в неконкурентоспособности угля по сравнению с газом на большей части территории страны. По целому ряду причин маловероятен и сколько-нибудь существенный рост закупок коксующихся углей со стороны отечественной черной металлургии.

Главным ограничением для развития угольной промышленности России эксперт назвал транспортную проблему. Здесь ключевыми элементами являются не только высокие железнодорожные тарифы (до 50% экспортной цены энергетического угля), но и низкая эффективность использования имеющегося вагонного парка, а также снижение пропускной способности железных дорог и морских портов.

В целом участники конференции, в том числе управляющий директор компании EN+ Group Андрей Чурин, замдиректора Института энергетических исследований РАН Юрий Плакиткин и гендиректор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игорь Кожуховский, отмечали, что без возрождения угольной энергетики, расширения портовых мощностей и ликвидации монополизма на транспорте невозможно дальнейшее развитие как самой отрасли, так и угледобывающих регионов страны. Причем решение этих задач силами только самих угольщиков невозможно и требует участия государства, призванного рассматривать проблему с точки зрения национальных интересов.