60-летний юбилей Главтюменнефтегаза. Воспоминания первопроходцев

Появление крупнейшей нефтегазодобывающей базы было обосновано временем: страна семимильными шагами осваивала собственные земли, существующие месторождения уже не могли обеспечить растущие потребности СССР в энергоресурсах. Да и на фоне холодной войны и гонки вооружений вопрос энергетической безопасности становился критически важным для государства…
Западно-Сибирский регион обладал потенциалом: здесь уже были открыты Березовское месторождение, Шаимское, Мамонтовское, Мегионское. Поиски новых источников и увеличение добычи стали приоритетом.
В период с 1961-го по 1964-й было открыто 27 нефтяных месторождений. В 1965 году Тюмень дала свой первый миллион нефти. В 1970-м добычу довели до 31,4 млн тонн. 10 июня 1978 года на промыслах Западной Сибири добыта миллиардная тонна нефти.
То, что сделали геологи, нефтяники, газовики, строители, стратеги и простые рабочие – подвиг.
Муравленко, Богомяков, Степанов, Ростовцев, Салманов, Эрвье, Великопольский, Быстрицкий, Ровнин, Морозов, Цибулин, Филановский, Аржанов, Нестеров, Урусов, Левин, Панин, Павлов, Глебов, Ягафаров, Петров, Шакшин, Митрусенко, Повх, Цареградский, Филимонов, Хлюпин, Тимченко… Это далеко не весь список тех, кто создавал наше настоящее. Герои.
На пике развития Главтюменнефтегаз включал более 600 предприятий и организаций. В коллективе трудились почти 400 тысяч человек, их средний возраст составлял 29 лет. Каждый третий работник не достиг 30-летия. Только комсомольско-молодежных коллективов насчитывалось 538.
Весной 1966 года на XXIII съезде КПСС новому Главному управлению по нефти и газу Западной Сибири поставили задачу: за пять лет нарастить добычу с одного миллиона до 20-25 миллионов тонн нефти в год. Для сравнения – бакинским нефтяникам, пионерам отрасли, потребовалось почти столетие, чтобы достичь 23,5 миллиона тонн в год. И тюменцы ответили на вызов! План был не просто выполнен – он был взят с опережением. Уже к 1970 году добыча тюменской нефти достигла 31,4 миллиона тонн, превысив ожидания на треть.
За эти пять лет в эксплуатацию было введено более десяти крупных месторождений, среди которых особое место занимает Самотлор – гигант, ставший локомотивом советской нефтяной промышленности на десятилетия вперед. Этот рывок изменил энергетическую карту страны и укрепил экономику СССР в эпоху индустриального роста.
24 мая 1965 года было открыто Самотлорское нефтяное месторождение. По разведанным запасам оно стало крупнейшим в Советском Союзе и вошло в десятку крупнейших в мире. В этом же году была открыта Березовская группа газовых месторождений, которые давали от 500 тысяч до 1,5 миллиона кубометров газа в сутки, а также колоссальное по своим запасам Заполярное газоконденсатное месторождение.
– Виктор Иванович был сильным, мужественным человеком, способным взять на себя, если это было необходимо для дела, самый тяжелый груз ответственности… Он точно определял приоритеты, выделял основную задачу на данный момент, решение которой во многом определяло решение других проблем, – писал в книге к 40-летию Главтюменнефтегаза Геннадий Богомяков, первый секретарь обкома партии.
Проводилась большая работа по совершенствованию техники и технологии в бурении, добыче, обустройстве месторождений. Широко внедрялась кустовая система, блочное строительство, были найдены методы поддержания пластового давления. Муравленко помог опыт работы в Куйбышевской области, Татарской и Башкирской АССР.
Решался вопрос с транспортом и дорогами. Пройти по болотам не могла техника ни отечественная, ни иностранная. Подсказал решение директор Шаимской конторы бурения Исянгулов: использовать ледяной панцирь, который естественным образом формировался под слоем мха и торфа. Намеченную трассу вскоре начали покрывать смесью песка, щепы и опила – так промороженный слой сохранялся даже летом. Неприступная земля дождалась своего часа, человеческой настойчивости и стала союзником нефтяников. А дальше – больше!
На XXIV съезде ЦК КПСС в 1970 году перед главком поставили цель: 120–125 миллионов тонн нефти к 1975 году. План был выполнен досрочно. Добыча нефти возросла до 148 миллионов. По этому случаю Главтюменнефтегаз Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Ленина. В 2015 году знамя с прикрепленным к нему орденом передали Фонду им. В.И. Муравленко.
Нефтяники строили поселки, ставшие городами, комплектовали свои учреждения – семьям вахтовиков помимо хороших домов нужны были детские сады, школы, больницы, магазины, ДК. В состав главка входили 17 совхозов и 83 подсобных хозяйства с рыболовецкими бригадами, фермами, сотнями гектаров теплиц, обеспечивая своих работников и свои города свежим молоком, мясом, овощами и даже цветами.
Благодаря нефтедобыче у главка было громадное финансирование и право самостоятельно распоряжаться средствами, вкладывать их в отрасль и развивать городскую и поселковую инфраструктуру.
– Мы в отдельные годы приращивали по 25–30 миллионов тонн добычи нефти. Помню, в 1966 году орган лондонских биржевиков, Financial Times, писал, что русские говорят про какую-то нефть, называют фантастические цифры запасов и добычи. Мол, посмотрим, что они сделают через пять лет. А уже в 1970 году добыча нефти в Западной Сибири превысила 31 миллион тонн. Таких темпов не было нигде в мире ни до, ни после, – рассказывал Геннадий Шмаль. В середине 1960-х годов он возглавлял Тюменский обком ВЛКСМ, с 1971 года был первым секретарем Тобольского горкома КПСС.
А еще Виктор Иванович был профессором бурения, педагогом. Он много лет руководил дипломными проектами в Куйбышевском индустриальном институте и заражал будущих бурильщиков смелыми идеями, приучал их мыслить самостоятельно, конструктивно. Его кафедра бурения считалась одной из лучших в СССР – по составу специалистов, оснащенности учебно-промысловым оборудованием, да и по качеству знаний выпускников. Когда Муравленко приехал в Тюмень и стал руководить главком, то признался декану Тюменского индустриального института Виктору Копылову, что очень скучает по преподавательской работе, что без нее «просто настоящая тоска на душе».
– Он был председателем комиссии, когда я защищал диплом, – вспоминает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. – Если вдуматься, кто такой Муравленко – он поднимал империю! Города, дороги, буровые… великий размах! И мне, пятикурснику, диплом защищать при такой комиссии было переживательно и ответственно.
Подробнее Тюменская область сегодня здесь