На главную

 

О социально-экономическом буфере на дальнем востоке

Есть ли граница освоения, развития и вложений в Дальний Восток, чтобы не получилось как с построенной нами КВЖД, ставшей в 1945 году Китайской Чанчуньской железной дорогой? Граница есть. Это граница времени и политико-экономических подходов. Если ты не успеваешь заполнить «пустоту», ее заполнят другие. Не успеваешь, допустим, производить свое сервисное оборудование − будешь покупать китайское.

Итак, бояться или не бояться? У нас с Китаем огромная общая граница, мы — дружественные страны. Россия никогда не претендовала на китайскую территорию, и Китай, получив в 1969 году остров Даманский, вроде бы больше не имеет к нам территориальных претензий. Но никогда и ни в чем нельзя зарекаться, особенно если слабы твои позиции. Поэтому проектам на Дальнем Востоке я стремился содействовать не одно десятилетие. При этом всегда утверждал, что они не должны быть разрозненными, пусть это даже великая труба или многострадальный БАМ. Для освоения данного региона необходима концепция, обеспечивающая взаимосвязь технологических, машиностроительных, химических и многих других проектов. Кроме того, для создания и реализации каждого проекта надо тщательно — с экономической и политической точек зрения — подбирать партнеров (рассчитывать, что все освоим собственными силами, — наивно). В итоге лет через 10—15 на Дальнем Востоке возникнет прочный социально-экономический буфер.