На главную

 

О ресурсном национализме

Изменяющийся мир напомнил: национальный фактор становится главенствующим в энергетической политике добывающих стран. А таковым он становится и в связи с тем, что сырьевые ресурсы пусть не стремительно, но уверенно близятся к исчерпанию. И, естественно, растут в цене. Как растут и опасения потребителей попасть в зависимость от производителей. Оптимальный выход из этого положения заключается в осознании равноправной взаимозависимости обеих сторон.

***

Пора всем усвоить, что добывающая страна извлекает собственные невосполнимые ресурсы. Даже если у нее осталось запасов на 100 лет ̶ это мизер для ее исторического выживания и, тем более, для грядущего процветания. Она за отпущенный ей природными богатствами срок должна сделать очень многое, чтобы сохраниться и развиваться уже без достатка таковых. (Эта аксиома не первый год находит отражение в экономической политике стран-членов ОПЕК, не очень жалуемых потребителями, которые собственной экономической политикой усиливают ресурсный национализм производителей.)

http://shafranik.ru/publikatsii/evropa-kak-zerkalo-globalnykh-problem-energetiki-ili-v-chem-glavnyi-vyzovrossii

Я признаю существование ресурсного национализма (РН) и очевидность тенденции его роста в последние 10 лет. Выпадает ли Россия из этой тенденции? Нет. Имеет ли Российский РН свои особенности. Да, имеет.

***

В целом РН − это реакция на атавизм неоколониального отношения потребителей энергоресурсов к производителям. Это вполне естественная реакция добывающих стран, поскольку любой расчет — тенденциозный или объективный — показывает, что от одной тонны углеводородного сырья у ресурсного государства доход меньше, чем у потребляющего. Доход от проданных объемов нефти и газа растворяется в ценах приобретаемых технологий, оборудования, конечной продукции нефте- и газохимии. Понятно, страны-потребители обладают высокоразвитым производством и высокопрофессиональным персоналом. Кроме того, углеводороды выгоднее доставлять на готовые нефте- и газохимические комплексы в регионы с развитой инфраструктурой, чем строить таковые, например, в песках Саудовской Аравии. Но все это никак не оправдывает диктат потребителя. Ему — в первую очередь — пора осознать, что мир стремительно меняется, что глобализация не способствует игре «в одни ворота», наоборот, отражая все более тесную связь землян, обязывает к равноправному диалогу с производителем.

***

Пока не получается продуктивный диалог с потребителем. Тут как раз и «зарыта» главная причина усиливающегося ресурсного национализма. Проявляется он по-разному: ограничение доступа иностранных компаний к месторождениям углеводородов, национализация добывающих предприятий, более жесткое влияние на налогообложение «варягов», на предоставление им прав, необходимых для эффективной деятельности и т.д.