footer-logo
  • Russian
Меню

Выступление Председателя Высшего Горного Совета Ю.К. Шафраника на совместном заседание Комитета ТПП РФ по энергостратегии и развитию ТЭК и Высшего Горного Совета Ассоциации «Горнопромышленники России» 27 ноября 2025 г.

27 ноября 2025 года в Государственной Думе ФС РФ состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК и Высшего Горного Совета (ВГС) Ассоциации «Горнопромышленники России». Участники обсудили законодательное обеспечение развития горнопромышленного комплекса и взаимодействие государства с бизнесом.
На заседании присутствовали представители горнодобывающих предприятий и профильных ведомств. Председатель ВГС Ю.К. Шафраник выступил на заседании со следующим докладом:

В 90-е годы горнопромышленный комплекс, как и вообще экономика России, утратил многие позиции, которые были достигнуты в советский период. Многие добывающие предприятия закрывались, шёл процесс деиндустриализации страны, но особые утраты понесло машиностроение вообще и горное машиностроение в частности. Спад производства составлял до 80%, сокращение производства научных, конструкторских мощностей, потеря технологических компетенций. Мы это всё с вами в большей степени пережили и застали.

И это было во всем: от нефтегазовой промышленности и до всех остальных отраслей, по крайней мере, входящих в нашу ассоциацию.

«Уралмаш» один из ярких примеров. В 90-м году большая часть мира завидовала тому, что у нас есть «Уралмаш». В Китае такого гиганта тогда в помине не было ещё.

«Уралмаш» в конце 1980-х разодрали на кооперативы. За первые 10 лет и в 2010-х годах, мы как-то его собрали, но и сегодня «Уралмаш» так и не заработал даже на 50% мощностей от того, что было в восьмидесятых. Вот такое наше горное машиностроение. «Уралмаш» – лишь один из ярких примеров.

Одной из причин деиндустриализации (лишь одной из многих!) стал стремительный рост импорта продукции зарубежного машиностроения. Зависимость от него в целом достигла более пятидесяти процентов.

В нулевые–десятые годы сформированные компании в секторе добычи полезных ископаемых укрепились, по большинству показателей вышли на мировой уровень. Безусловно, показатели разные у разных компаний, но в целом хорошие или даже отличные.

Да, мы имеем хороший, отличный добывающий сегмент экономики. Мы использовали отличное оборудование и передовые технологии. Во многом по большинству предприятий провели обновления, получили результаты. И, специально подчеркну, сейчас опять слышим со всех сторон, что, мол, кризис в угольном отрасли. Да нет, конечно! Кризис с 1988-го по 1998-й года был, это да. А сейчас, услышьте те, кто еще не знает, большинство угольных предприятий имеют лучшие в мире показатели эффективности добычи!

Ещё раз специально подчеркну, лучшие в мире! И даже сейчас по себестоимости один из лучших показателей в том же Кузбассе, конечно, не по всем предприятиям, но я говорю в целом. В чём коленкор? В условиях, как эти лучшие показатели по добыче переходят потом в эффективность экономическую, а это как раз зависит от правительства и законодателей.

Вот и всё. Пожалуйста: лучшие показатели в добыче и совсем не лучшие за последний год показатели экономической эффективности. В 2010-е годы правительство предприняло усилия по укреплению машиностроительного комплекса. С 2014-го действует государственная программа и принято множество различных мер, о которых каждый раз заместители министров и сами министры докладывали, сначала Мантуров, сейчас Алиханов. Реализация программы поддержки и другие меры позволили начать снижение зависимости от импорта компонентов и оборудования, повышая устойчивость к внешним рискам. В условиях санкционного давления, начиная с 2014-го года, а особенно в течение последних четырёх лет, государство и бизнес начали масштабные инвестиции в развитие российского машиностроения и локализацию зарубежной продукции.

Много положительных примеров, огромное количество. Из нефтяных компаний я бы выделил «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и «Газпромнефть» – это минимум три компании, которые еще до всех постановлений правительства по поддержке машиностроения, занимались последовательно этой темой, а именно через свою эффективность вкладывались и развивали машиностроительный сегмент.

По итогам 2024-го года вся российская машиностроительная отрасль показала уверенный рост. Там цифры разные в разных источниках, но в целом объем производства, я проконсультировался, увеличился на 15 процентов по сравнению с 2023-м годом. Это очень хороший результат!

Необходимо закрепить и улучшить эту динамику, но все-таки ожидаемые результаты 2025-го года вызывают опасения, сможем ли эту динамику укрепить и сохранить. В отдельных секторах машиностроительного комплекса наблюдается даже спад динамики, вот почему мы здесь и благодарим за поддержку со стороны комитетов Госдумы и Миронова Сергея Михайловича. Хотелось бы, чтобы наиболее острые аспекты были услышаны отраслевыми ведомствами и Правительством не только через бумаги, но и через выступления непосредственно в здании высшего законодательного органа – в Государственной Думе Российской Федерации.

Что является главным, неотложным? Отвечая на этот вопрос, десять листов бумаги мелким подчерком можно исписать, безусловно, но так или иначе всегда надо вычленять что-то самое главное и острое. Я выделю только три позиции и надеюсь, что выступающие здесь и далее в зале заседаний музея, разовьют эти тезисы и дополнят их с разных сторон.

Так что же является главным и неотложным? Ну, безусловно, это, во-первых, финансово-экономическая политика, позволяющая добывающим компаниям быть эффективными. Я это ранее показал на примере угольных предприятий, но это всех горных отраслей касается.

И Президент России неоднократно говорил именно об эффективности. И эффективность должна быть не только «позволяющая», но и «заставляющая», причем независимо от формы собственности предприятий.

Во-вторых – стимуляция и контроль использования финансов добывающих компаний. Как бы мы не надеялись на государство, они главные! Главное – это заказчик! Заказчики – это наши горные комплексы, их работу надо прежде всего стимулировать. Государству не только напрямую машиностроителя надо стимулировать, но и стимулировать его через заказчика, поддерживать прежде всего заказчика. Здесь вот у нас все еще, так сказать, эти механизмы не реализованы.

Я уже в предыдущих выступлениях приводил характерный пример: Валентина Ивановна Матвиенко несколько лет назад попросила проанализировать финансовую эффективность десяти горнопромышленных предприятий из верхнего ряда компаний. Мы проанализировали, и я вам доложу, что только в одном из десяти предприятий дивиденды направлялись в основном на развитие.

А самая «великая» компания… (нет, заранее скажу, что имею ввиду не «Газпром», но не буду произносить название компании) на протяжении четырех лет дивиденды выплачивала больше прибыли, замещая это, естественно, кредитной нагрузкой. При таком подходе что мы ожидаем, друзья, и что делали у нас те органы, которые обязаны заниматься такими вопросами? Наш анализ вскрыл не очень хорошую тенденцию, мягко говоря. Вот где деньги, которые должны были идти на развитие!

Или сейчас, например, я читаю в СМИ, как и все вы, как некая компания выкупает за миллиарды долларов пакет акций у одного из акционеров. Да пусть этот акционер остается в периметре компании, а средства направить на проекты развития, а не на финансовую поддержку одного из акционеров. Зачем выкупать-то? Решение этой проблемы – это непаханое поле и огромные резервы.

И в-третьих, банковская система должна участвовать в развитии реального машиностроительного комплекса, у каждого банка должен быть свой сегмент.

И не надо быть ни банкиром, ни макроэкономистом, чтоб уверенно сказать, что и по первому, и по второму, и по третьему поднятым мной неотложным вопросам можно выработать с десяток эффективных механизмов действий, способных решить эти проблемы.

Мы надеемся, что эти направления будут выбраны Государственной Думой как приоритетные. Мы определили эти направления из того, что звучало в предвыборной кампании Президента России, на основании его выступлений и ориентиров.

Это – развитие, эффективность, технологический прорыв!

И Дума должна последовательно и активно именно эти задачи реализовывать, потому что одним решением это не сделаешь.

Задачи: развитие, развитие, развитие, и эффективность, эффективность и еще раз эффективность!

Благодарю за внимание!

arrow-icon Прошлая новость Следующая новость arrow-icon
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Политика конфиденциальности персональных данных https://shafranik.ru/politika-konfidenczialnosti-personalnyh-dannyh
Согласие на обработку персональных данных https://shafranik.ru/soglasie-na-obrabotku-personalnyh-dannyh
Принять